Решение №17/109386/18 Решение № 223ФЗ-1029/18 от 29 декабря 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-1029/18

по результатам рассмотрения жалобы АО «ГМЗ «Химмаш» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

27.12.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу АО «ГМЗ «Химмаш» от 21.12.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция», оператора АО «ЕЭТП» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку оборудования для очистных сооружений (извещение 31807087449), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба АО «ГМЗ «Химмаш» (далее — Заявитель) от 21.12.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» (далее — Заказчик), оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» (далее — Оператор, ЭТП) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку оборудования для очистных сооружений (извещение 31807087449) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росстом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее Положение о закупках).

Согласно Документации, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.roseltorg.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом специализированной торговой секции для проведения закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АО «Единая электронная торговая площадка», утвержденным Генеральным директором АО «ЕЭТП» А.А. Емельяновым (далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 30.10.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 94 762 471, 22 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок — 07.12.2018;

      • Дата подведения итогов Конкурса23.01.2019.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором неправомерно возвращена заявка Заявителя, поданная на участие в Конкурсе.

На заседании Комиссии ФАС России, представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией и Положением о закупках, Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.1.15 Регламента Оператор обязан в течение 1 (одного) часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке направить в банк информацию об Участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует Оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете Участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем Оператор электронной площадки информируется банком в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено Оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.

Пунктом 21.8.18 установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Оператор электронной торговой площадки осуществляет блокировку денежных средств Участника закупки в размере необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке в электронной форме. В случае, если Кредит составляет менее суммы обеспечения, установленной в извещении, Оператор электронной торговой площадки осуществляет блокирование операций по специальному счету участника в размере кредита. Участник закупки обязан обеспечить на лицевом счете наличие свободных денежных средств в размере разницы суммы кредита и суммы обеспечения заявки на участие в закупке в электронной форме, установленной в извещении. В противном случае заявка на участие в закупке отклоняется Оператором электронной торговой площадки в соответствии с настоящим Регламентом.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили материалы и платежное поручение от 13.11.2018 № 0401060 согласно которому Заявителем внесены денежные средства на специальный счет № 40702810900180710706 (далее — Специальный счет) в Филиале «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк» г. Москва (далее — Корпоративный филиал) в качестве обеспечения заявки.

Также представители Заявителя пояснили, что при формировании заявки Заявителю необходимо выбрать банк из представленного ЭТП списка, в котором открыт Специальный счет с денежными средствами для обеспечения заявки. Вместе с тем, на момент формирования заявки, а именно 04.12.2018, Корпоративный филиал в вышеуказанном списке отсутствовал, в следствие чего Заявителем был выбран ПАО «Совкомбанк».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил материалы, в том числе письмо, направленное в адрес Оператора 09.11.2018, согласно которому АКБ «РосЕвроБанк» (АО) с 12.11.2018 будет присоединен к ПАО «Совкомбанк» под наименованием Корпоративного филиала, в связи с чем АКБ «РосЕвроБанк» (АО) просит переименовать себя в личных кабинетах участников.

Вместе с тем, представитель Оператора не представил доказательств однозначно подтверждающих наличие, наличие Корпоративного филиала в вышеуказанном списке.

Таким образом, действия Оператора нарушают часть 12 статьи 3.3. Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  • Признать жалобу АО «ГМЗ «Химмаш» (ИНН: 7735116075; ОГРН: 1027735007574) от 21.12.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» (ИНН: 7721632827; ОГРН: 5087746119951), оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» (ИНН: 7707704692; ОГРН: 1097746299353) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку оборудования для очистных сооружений (извещение 31807087449) обоснованной.

  • Признать в действиях ООО «РТС-Тендер» нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 27.12.2018 № 223ФЗ-1029/18.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

АО "Единая электронная торговая площадка"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
АО «ГМЗ «Химмаш»
ИНН 7735116075, ОГРН 1027735007574
АО "Концерн Росэнергоатом"
ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951