Решение №17/11628/16 Решение по жалобе ООО «ПрограммКР» от 25 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-63/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ПрограммКР» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

19.02.2016                                   Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк России» <...> - доверенность от 10.06.2015 № 280-Д;

представитель ООО «ПрограммКР» на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ПрограммКР» от 09.02.2016 № 01-011/16 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении электронного аукциона по выбору организации на поставку услуг внеофисного хранения документов ПАО Сбербанк (извещение № 31603207711) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «ПрограммКР» от 09.02.2016 № 01-011/16 (вх. от 15.02.2016 № 19472-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении электронного аукциона по выбору организации на поставку услуг внеофисного хранения документов ПАО Сбербанк (извещение № 31603207711) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2011 № 432 §10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 №113 § 6а (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.01.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок — 01.03.2016;

дата и время рассмотрения заявок — 02.03.2016.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком, нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно положениями Документации ограничивается количество участников Аукциона. Установленным требованиям Документацией, в части наличия необходимого опыта оказания услуг по предмету Аукциона, соответствует единственный участник.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика предоставил письменные пояснения, согласно которым в целях эффективного расходования денежных средств Заказчиком разработана Документация, содержащая минимальные требования к участникам закупки.

На этапе подачи заявки на участие в Аукционе для подтверждения соответствия требованиям Документации (Приложение № 2, группа 4 документов) участнику закупки необходимо представить лишь гарантийное письмо. Каких-либо расходов на организацию материально-технических ресурсов до подведения итогов на участников закупки не возлагалось.

Требуемый в Документации опыт работы неизмеримо меньше, чем планируемый к передаче объем документов.

Заказчику на дату поступления Жалобы поступило 2 заявки. В соответствии с пунктом 3.4 Положения о закупке оператор электронной торговой площадки обеспечивает конфиденциальность сведений и документов, содержащихся в заявках участников закупки до момента окончания срока подачи предложений. Доступ к предложениям, поданным Участником, представляется Заказчику оператором электронной торговой площадки с момента окончания срока подачи предложений.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников Аукциона.

Таким образом довод Заявителя не нашел своего обоснования.

2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен пунктом 1.2 Положения о закупке.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.1 Документации «Общие требования к участникам аукциона» к участию в аукционе приглашаются юридические лица (и индивидуальные предприниматели) (далее – Участники), которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющейся предметом аукциона, Положению о закупках ПАО Сбербанк, в том числе:

«- наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;

- наличие необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции»;

- отсутствие Участника в перечне компаний, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует (официальный сайт ФНС России);

- соответствие Участника иным Обязательным требованиям к Участникам по всем проводимым Банком Закупочным процедурам, утверждаемым Конкурсной комиссией или иным коллегиальным органом Банка, в том числе в форме внутренних нормативных или распорядительных документов Банка, и размещаемым на Официальном сайте Банка;

- отсутствие случаев предоставления Участником в Банк при проведении Закупочных процедур недостоверной информации и/или фиктивных документов в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате объявления Закупки;

- отсутствие фактов предъявления к ПАО Сбербанк претензий со стороны контролирующих, правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов (в т.ч. возбуждение судебных, административных, уголовных и иных дел; выдача решений, предписаний, представлений и иных актов государственного реагирования) в отношении правомерности пользования Банком продукции/товаров, ранее поставленных Участником;

- отсутствие судебных разбирательств, по результатам которых возможно отчуждение имущества Участника, стоимость которого составляет 25% активов и более;

- отсутствие у Участника просроченной задолженности перед Банком (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки.

Согласно пункту 3.2 Документации Участники, не соответствующие требованиям пунктов 3.1, 3.2 Документации, не могут быть признаны победителями Аукциона.

Таким образом, действия Заказчика в части установления в Документации вышеприведенных требований к участникам Аукциона противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должна быть указана дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с пунктами 2.1-2.3 Документации: «Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке не позднее, чем за 5 (Пяти) рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Ответы на заданные вопросы будут публиковаться (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 3 рабочих дней на сайте Электронной площадки.

При проведении аукциона с ограниченным количеством участников ответы на заданные вопросы будут публиковаться (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 3 рабочих дней на сайте Электронной площадки и также будут направлены Банком всем приглашенным Участникам аукциона».

Таким образом, Заказчиком не определена дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации к участию в аукционе приглашаются юридические лица (и индивидуальные предприниматели), которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющейся предметом аукциона, Положению о закупках ПАО Сбербанк.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что Документацией не предусмотрена возможность участия нескольких юридических или физических лиц, выступающих на стороне одного участника Аукциона.

Таким образом, Заказчиком ограничена возможность участия в закупке нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Указанные действия Заказчика нарушают требования части 5 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ПрограммКР» от 09.02.2016 № 01-011/16 (вх. от 15.02.2016 № 19472-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении электронного аукциона по выбору организации на поставку услуг внеофисного хранения документов ПАО Сбербанк (извещение № 31603207711) (извещение № 31503145100) необоснованной.

2. Признать в действиях ПАО «Сбербанк России» нарушения части 1 статьи 2, части 5 статьи 3, пунктов 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 19.02.2016 № 223ФЗ-63/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-63/16

о совершении действий, направленных на устранение

нарушений порядка организации закупки

 

19.02.2016                                                                                                    Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>(далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 19.02.2016 № 223ФЗ-63/16, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «ПрограммКР» (далее — Заявитель) от 09.02.2016 № 01-011/16 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона по выбору организации на поставку услуг внеофисного хранения документов ПАО Сбербанк (извещение № 31603207711) (далее — Аукцион), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

      • Заказчику при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требования к участникам Аукциона, установленные абзацами 1, 3, 4, 13-17, 19 пункта 3.1 документации о проведении Аукциона.

2. Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры Аукциона в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2011 № 432 §10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 №113 § 6а, документацией о проведении Аукциона, с учетом решения от 19.02.2016 № 223 ФЗ-63/16.

3. Заказчику исполнить в срок до 04.03.2016 настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде по электронной почте: dstelmakh@fas.gov.ru.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны