Решение №17/12417/16 Решение и предписание по делу в отношении ПАО «Ростелеком» от 29 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-66/16
по результатам рассмотрения жалобы ООО «СПЕЦСТРОЙ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
24.02.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО «Ростелеком»: <...> - доверенность от 20.10.2015 № 01/29/798-15; <...> - доверенность от 25.06.2013 № 12-390;
Представители ООО «СПЕЦСТРОЙ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «СПЕЦСТРОЙ» от 11.02.2016 № 1ж на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству и проектированию телефонной канализации, магистральной и распределительной сети на территории Новгородской и Псковской областей по проекту 1516-07: «Расширение сети доступа для телефонизации нового жилья в Новгородской и Псковской областях» (извещение № 31603309354) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «СПЕЦСТРОЙ» (вх. от 12.02.2016 № 18753-ЭП/16) (далее – Заявитель) от 11.02.2016 № 1ж на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству и проектированию телефонной канализации, магистральной и распределительной сети на территории Новгородской и Псковской областей по проекту 1516-07: «Расширение сети доступа для телефонизации нового жилья в Новгородской и Псковской областях» (извещение № 31603309354) (далее – Запрос котировок).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Ростелеком» (протокол от 27.11.2015 № 12) (далее — Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
11.02.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее — Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя в части неправомерного объединения в один лот проектных и строительно-монтажных работ, что ограничивает число участников Запроса котировок.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.3.2 Положения о закупках.
Согласно Извещению и Информационной карте Документации предметом Запроса котировок является «...право на заключение следующего договора: на выполнение работ по строительству и проектированию телефонной канализации, магистральной и распределительной сети на территории Новгородской и Псковской областей по проекту 1516-07: «Расширение сети доступа для телефонизации нового жилья в Новгородской и Псковской областях. Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, определяется в соответствии с разделом IV «Техническое задание» Документации о закупке и проектом договора раздел V «Проект договора» Документации о закупке».
Приложением № 1 к проекту договора «Техническое задание» установлены следующие положения о предмете Запроса котировок и объеме, выполняемых работ:
«Исполнитель работ обязан в соответствии с адресной программой и требованиями технического задания выполнить работы по проектированию и телефонизации нового жилья на объектах Застройщика или ТСЖ расположенных в Новгородской и Псковской областях. Количество адресов адресной программы 1516-07 ЛОТ-1 по данному ТЗ составляет – 34 объекта, в которых необходимо телефонизировать – 4512 домохозяйств для чего необходимо:
-
Разработать рабочую документацию на строительство магистральных сетей абонентского доступа на базе технологии PON;
-
Разработать рабочую документацию на строительство распределительных сетей абонентского доступа на базе технологии PON;
-
Построить распределительную сеть на – 1872 порта хPON второго каскада (проникновение 50%);
-
Построить распределительную сеть на – 300 портов хPON второго каскада (проникновение 100%);
-
Построить магистральную сеть на – 2172 порта хPON второго каскада (проникновение 100%);
-
Средняя длина магистрали на 1 объект составляет – 0,720 км., а средняя ёмкость такой магистрали составляет – 48 волокон;
-
Выполнить строительство телефонной канализации (включая метод ГНБ) – 2,98 канало-километров;
-
Выполнить восстановление нарушенного благоустройства зелёных насаждений – 150 м2;
-
Выполнить восстановление нарушенного благоустройства асфальтового покрытия – 40 м2;
-
Выполнить контрольно-исполнительную съёмку трассы ЛКС – 30 метр погонный...».
2.1. Работы по проектированию рабочей документации:
2.1.1. Количество разрабатываемых экземпляров рабочей документации: 1 экземпляр — архивный, остается у Исполнителя; 4 экземпляра (3 — на бумажном носителе и 1 — в электронном виде (pdf) передаются Заказчику).
2.1.2. Количество линейных портов второго уровня деления, размещаемых в ОРК-С, определяется в скелетных схемах домовых распределительных сетей. Скелетные схемы домовых распределительных сетей должны быть разработаны Исполнителем для всех жилых домов в кластере, согласованы Заказчиком и входить в состав полного комплекта рабочей документации на строительство МГ-1. Рабочая документация в полном объеме на строительство ДРС разрабатывается только для домов, по которым планируется выполнить строительно-монтажные работы по дополнительному соглашению и получены согласования на производство работ со стороны собственника дома, управляющей компании или ТСЖ. Согласование с ТСЖ получает Подрядчик и предоставляет Заказчику в составе исполнительной документации.
2.2. Работы по согласованной филиалом в Новгородской и Псковской областях ПАО «Ростелеком» документации в составе линейных сооружений:
2.2.1. Внешние телефонные сети – строительство кабельной канализации связи внутри и за пределами красных линий;
-
-
-
Внешние телефонные сети – строительство магистральных линий местных сетей связи (в том числе прокладка кабеля в разрушенной телефонной канализации);
-
Внутренние телефонные сети – строительство распределительных сетей связи в жилых и офисных помещениях;
-
Поставка, транспортировка, разгрузка и доставка до площадок строительства кабельной продукции и вспомогательного оборудования, а так же материалов;
-
-
2.2.5. Входной контроль волоконно-оптических кабелей до и после прокладки;
2.2.6. Монтаж, измерения, проверка и маркировка смонтированных оборудования, материалов и кабелей;
2.2.7. Разработка и согласование при необходимости технологических карт и условий проведения работ, связанных с подключением к оборудованию, находящемуся в эксплуатации у Заказчика;
2.2.8. Выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства зелёных насаждений, асфальто-бетонного покрытия, тротуарной плитки и т.д. в объёмах, обозначенных в согласованных проектных решениях;
2.2.9. Изготовление исполнительной документации на построенные линейно-кабельные сооружения связи в соответствии с «Руководством по эксплуатации линейно-кабельных сооружений местных сетей связи» и «Руководством по техническому учёту оборудования и паспортизации сооружений ГТС», а так же другим принятых к исполнению руководящим документам, действующим в ПАО «Ростелеком»;
2.2.10. Изготовление контрольно-измерительной съёмки при строительстве телефонной канализации;
Письменное извещение о выполнении работ и готовности их к приёмке;
2.2.11. Организация и проведение сдачи выполненных работ с подписанием «Заключения» о комплексном осмотре законченных линейно-кабельных сооружений связи»;
-
-
-
Участие в работе Приёмочных комиссий проводимых Заказчиком».
-
-
Подпунктом 33 пункта 2.2 Информационной карты Документации установлено, что «общая предельная цена договора (договоров) и цена каждой единицы товара (работы, услуги) в договоре (договорах), заключаемом по итогам Закупки, определяется путем произведения начальной (максимальной) цены договора (договоров) и начальной (максимальной) цены каждой единицы товара (работы, услуги), указанной в настоящей Документации, на основной коэффициент снижения цены договора участника, с которым заключается договор по итогам проведенной Закупки...».
При этом единичные расценки товара (работы, услуги), установленные Заказчиком указаны в Форме 3 «Технико-коммерческое предложение» Документации.
В соответствии с разделом проекта договора Документации «Опеределения» под «Проектной документацией» понимается согласованный рабочий проект, рабочая документация на весь объем работ и другая документация, необходимая для выполнения СМР, разработанная Подрядчиком по настоящему Договору».
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно в один объект закупки (лот) объединены технологически и функционально не связанные между собой работы, что ограничивает число участников Запроса котировок.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
-
-
-
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
-
-
Пунктом 18 Информационной карты Документации установлено требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в Запросе котировок в форме денежных средств или банковской гарантии.
Кроме того, пунктом 21 Информационной карты Документации установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора в в форме денежных средств или банковской гарантии.
При этом установлен перечень из 19 банков, банковские гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения заявки на участие в Запросе котировок, обеспечения договора.
Кроме того, в Документации установлены следующие положения:
-
-
-
Закупочная комиссия вправе отклонить Заявку, если предложенная в ней цена договора (договоров) в сочетании с другими сведениями, указанными в Заявке, аномально занижена, и у Закупочной комиссии возникли обоснованные сомнения в способности Претендента/Участника исполнить договор на предложенных условиях (пункт 16 Информационной карты Документации);
-
Заказчик вправе запросить оригиналы или нотариально заверенные копии документов, указанных в пункте 28 раздела II «Информационная карта» Документации. В случае если Претендент/Участник в установленный в запросе срок не предоставил Заказчику оригиналы либо нотариально заверенные копии запрошенных документов, такие документы считаются непредставленными (пункт 31 Информационной карты Документации);
-
Заказчик вправе запросить представление непредставленных, представленных не в полном объеме или в нечитаемом виде документов, подлежащих предоставлению в соответствии с настоящей Документацией (пункт 37 Информационной карты Документации).
-
-
При этом в Документации установлено, что «по результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия имеет право не допустить Претендента к участию в Открытом запросе котировок в том числе, случаях:
а) несоответствия Претендента требованиям, установленным пунктом 15 раздела II «Информационная карта» Документации;
б) непредставления требуемых согласно настоящей Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о Претенденте или о предлагаемых товарах, работах, услугах;
в) несоответствия Заявки (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям настоящей Документации;
г) применение предложенного в Заявке коэффициента снижения, приведёт к превышению начальной (максимальной) цены, указанной в Извещении о закупке».
Учитывая изложенное, установление указанных положений и требований в пунктах 16, 18, 21, 31, 37 Информационной карты Документации ограничивает количество участников Запроса котировок, противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
-
-
-
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
-
-
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.3.4 Положения о закупках.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
В соответствии с пунктом 15 Информационной карты Документации участник должен иметь опыт исполнения договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) аналогичных предмету закупки на сумму не менее 3% от начальной (максимальной) цены договора за последние 2 года, предшествующие размещению Извещения о закупке.
Из данной формулировки требования Документации об опыте исполнения договоров не представляется возможным определить выполнение каких работ принимается Заказчиком в качестве подтверждения соответствия указанному требованию, также не установлена конкретная сумма аналогичных договоров от начальной (максимальной) цены договора.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 1.3.4 Положения о закупках, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «СПЕЦСТРОЙ» от 11.02.2016 № 1ж на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству и проектированию телефонной канализации, магистральной и распределительной сети на территории Новгородской и Псковской областей по проекту 1516-07: «Расширение сети доступа для телефонизации нового жилья в Новгородской и Псковской областях» (извещение № 31603309354) необоснованной.
2. Признать ПАО «Ростелеком» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать ПАО «Ростелеком» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
-
-
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 24.02.2016 № 223ФЗ-66/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-66/16
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
24.02.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
на основании решения от 24.02.2016 № 223ФЗ-66/16, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «СПЕЦСТРОЙ» (вх. от 12.02.2016 № 18753-ЭП/16) от 11.02.2016 № 1ж на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству и проектированию телефонной канализации, магистральной и распределительной сети на территории Новгородской и Псковской областей по проекту 1516-07: «Расширение сети доступа для телефонизации нового жилья в Новгородской и Псковской областях» (извещение № 31603309354) (далее — Запрос котировок; Решение от 24.02.2016 № 223ФЗ-66/16), руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
-
-
-
ПАО «Ростелеком» внести изменения в документацию о проведении Запроса котировок с учетом принятого Комиссией ФАС России Решения от 24.02.2016 № 223ФЗ-66/16.
-
ПАО «Ростелеком» разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего Предписания.
-
ПАО «Ростелеком» осуществить дальнейшее проведение процедуры в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Ростелеком» (протокол от 27.11.2015 № 12), документацией о данной закупочной процедуре, с учетом внесенных во исполнение пункта 1 настоящего предписания изменений.
-
ПАО «Ростелеком» в срок до 16.03.2016 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.
-
-
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.