Решение №17/1244/15 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 19 января 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-03/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Нефтепром экология» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

15.01.2015                                                                                                     Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе: 

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «Нефтепром экология»:  <...> – приказ №10 от 22.06.2011, <...> – доверенность №б/н от 12.01.2015,

ОАО «НИАЭП»: <...> – доверенность №40/326/2014-ДОВ от 24.11.2014, <...> –доверенность №40/57/2013-ДОВ от 01.01.2015,

ОАО «Атомкомплект»: <...> – доверенность №304/111/2014-ДОВ от 25.12.2014,

 

рассмотрев жалобу ООО «Нефтепром экология» от 26.12.2014 №03-12/14 на действия заказчика ОАО «НИАЭП» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: «Подготовительный период строительства энергоблоков №1, №2 Курской АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков» (Лот №13) (извещение №31401762881) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Нефтепром экология» (далее – Заявители) от 26.12.2014 №03-12/14 (вх. № 121776/14 от 26.12.2014) на действия заказчика ОАО «НИАЭП» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: «Подготовительный период строительства энергоблоков №1, №2 Курской АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков» (Лот №13) (извещение №31401762881)  (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 №37 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

05.12.2014 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы, дополнений к жалобе, представленных на заседании Комиссии ФАС России (письма ООО «Нефтепром экология» от 13.01.2015 №01-02/15, от 14.01.2015 №02-01/15) следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и интересы Заявителя, а именно:

1) Заказчик установил требование к участника Конкурса о наличии у участника Конкурса в случае выполнения работ собственными силами свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а именно объекты использования атомной энергии, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с  полным перечнем работ, предусмотренных технической частью Документации, которое, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников Конкурса и не связано с предметом Конкурса;

2) Заказчиком в Документации не установлены в полном объеме  требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика, что не позволяет участникам Конкурса подготовить заявки;

3) по мнению Заявителя, предусмотренный Документацией порядок расчета договорной цены не позволяет участникам Конкурса рассчитать расходы, необходимые для выполнения требований договора;

4) Заявитель считает, что  Заказчиком не указан в Документации порядок оплаты закупаемых работ;

5) при установлении требований к обеспечению заявки на участие в Конкурсе Заказчиком нарушены требования пункта 12.8.3 Положения  закупке;

6) Заказчиком нарушены сроки проведения Конкурса в связи с внесением изменений в Документацию.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Пунктом  9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 14.1.3 Информационной карты Документации участник Конкурса «должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанные с выполнением договора, право на заключение которого является предметом настоящего конкурса, в том числе:

- в случае выполнения работ собственными силами участник конкурса должен иметь свидетельство саморегулируемой организации (далее – СРО) о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а именно объекты использования атомной энергии, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с  полным перечнем работ предусмотренных технической частью конкурсной документации (Приложение № 2 к Тому 2 «Техническая часть» настоящей документации)».

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Перечень видов работ, видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 №624 (далее – Перечень).

При этом, в отношении отдельных видов и групп видов работ, указанных в Перечне, требуется получение свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов) относятся к особо опасным и технически сложным объектам.

Атомные станции в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», относятся к объектам использования атомной энергии.

В Техническом заданием Документации предусмотрено, что в состав закупаемых работ входят, в том числе работы, включенные в Перечень.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 №356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние небезопасность объектов капитального строительства» утверждены формы соответствующих свидетельств в зависимости от вида объектов капитального строительства: «объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, объекты использования атомной энергии», или «объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)», или «объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии)».

Учитывая, что предметом Конкурса являются работы на объекте использования атомной энергии, довод Заявителя в части установления необоснованного требования к участникам Конкурса о представлении свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а именно объекты использования атомной энергии не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчик.

В соответствии с пунктом 5.1 Технического задания Документации  материалы и изделия, применяемые для выполнения работ, должны полностью соответствовать указанным в проектной документации.

Прием и передача выполненных работ осуществляется, в том числе, в соответствии с проектом, рабочей документацией.

Предметом проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, установлено, что закупаемые работы должны выполняться в соответствии с проектом.

При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на официальном сайте в составе Документации не размещена.

Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупах),

порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункт 7 части 10 статьи 4 Закона о закупах).

Пунктом 10 Информационной карты Документации установлено, что «стоимость Работ по Договору, в том числе вознаграждение Субподрядчика за исполнение всех его обязанностей по настоящему Договору, в том числе стоимость всех необходимых для выполнения Работ Материалов (с учётом транспортных расходов на их доставку на Строительную площадку и заготовительно-складских расходов), стоимость разработки всех необходимых проектов производства Работ и Исполнительной документации».

Учитывая требования пункта 5.1 Технического задания Документации, а также тот факт, что проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на официальном сайте в составе Документации не размещена, Документация не отражает порядок формирования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по итогам Конкурса.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются  форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Согласно пункту 21.1.1 проекта договора «Генподрядчик имеет право перечислить Субподрядчику текущий аванс».

Таким образом, Комиссия ФАС Росси приходит к выводу, что в пункте 21.1.1 проекта договора в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В отношении довода Заявителя об установлении требований к обеспечению заявки на участие в Конкурсе Заказчиком в нарушение требований пункта 12.8.3 Положения  закупке на заседании Комиссии ФАС России  представитель Заявителя, выслушав пояснения представителя Заказчика, отказался от данного довода.

6. В соответствии с частью 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Относительно действий (бездействия) Заказчика в части нарушения сроков проведения Конкурса, а также неуказание стоимости оборудования при формировании начальной (максимальной) цены договора антимонопольным органом принято решение от  __. 12.2014 №223ФЗ-___/14.

Учитывая изложенное, у Комиссии ФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения данных доводов Заявителя.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

   

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Нефтепром экология» от 26.12.2014 №03-12/14 (вх. № 121776/14 от 26.12.2014) на действия заказчика ОАО «НИАЭП» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: «Подготовительный период строительства энергоблоков №1, №2 Курской АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков» (Лот №13) (извещение №31401762881)  в части неуказания в документации о данной закупочной процедуре сведений об объеме работ, являющихся предметом закупки, к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ в полном объеме, порядка формирования начальной (максимальной) цены договора, порядка оплаты закупаемых работ обоснованной.

2. Признать ОАО «НИАЭП» нарушившим часть 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.01.2015 № 223ФЗ-03/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Выдать ОАО «НИАЭП»  обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 223ФЗ-03/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

«15» января  2015 г.                                                                                   Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе: 

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 15.01.2015 № 223ФЗ-03/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Нефтепром экология» от 26.12.2014 №03-12/14 (вх. № 121776/14 от 26.12.2014) на действия заказчика ОАО «НИАЭП» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: «Подготовительный период строительства энергоблоков №1, №2 Курской АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков» (Лот №13) (извещение №31401762881),  руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1.  ОАО «НИАЭП»  в срок не позднее 23.01.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: «Подготовительный период строительства энергоблоков №1, №2 Курской АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков» (Лот №13) (извещение №31401762881) (далее – Конкурс).

2. ОАО «НИАЭП» не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, вернуть лицам, подавшим заявки на участие в Конкурсе, представленные ими заявки.

3. ОАО «НИАЭП»   не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

4. ОАО «НИАЭП»   внести в документацию о проведении Конкурса изменения в порядке, установленном Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 №37 (далее – Положение о закупке), с учетом решения от 15.01.2015 № 223ФЗ-03/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Нефтепром экология» от 26.12.2014 №03-12/14 (вх. № 121776/14 от 26.12.2014) на действия заказчика ОАО «НИАЭП» при проведении Конкурса.

5. ОАО «НИАЭП»   продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе с учетом требований части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6.  ОАО «НИАЭП»   разместить на официальном сайте информацию о совершении действий, указанных в пунктах 4, 5 настоящего предписания, не позднее чем в течение трех дней со дня совершения указанных действий.

7. ОАО «НИАЭП»   продолжить проведение Конкурса в порядке, установленном Положением о закупке, документацией о данной закупочной процедуре с учетом внесенных во исполнение пункта 4 настоящего предписания изменений.

8. ОАО «НИАЭП»   в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 – 7 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны