Решение №17/12557/16 Решение и предписание по делу в отношении ПАО «РусГидро» - «... от 29 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-71/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Центр технической экспертизы и аудита «Алтайтехноинжиниринг» на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

24.02.16

Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России);

при участии представителей:

филиала ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал»: <...>— доверенность от б/д № 15АА0532141,

представители ОА «Центр развития экономики» (B2B-Center), ООО «Центр технической экспертизы и аудита «Алтайтехноинжиниринг» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Центр технической экспертизы и аудита «Алтайтехноинжиниринг» на действия (бездействие) оператора электронной площадки ОА «Центр развития экономики» (B2B-Center), заказчика ПАО «РусГидро» в лице филиала ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» (далее — Организатор закупки) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг на техническое освидетельствование и диагностирование сосудов маслонапорных установок гидроагрегатов и воздухосборников, работающих под давлением, Зарамагской ГЭС, Эзминской ГЭС, Дзауджикауской ГЭС, Гизельдонской ГЭС (номер извещения 31503172462), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Центр технической экспертизы и аудита «Алтайтехноинжиниринг» (далее – Заявитель) (вх. от 12.02.2016 № 18840-ЭП/16) на действия оператора электронной площадки ОА «Центр развития экономики» (B2B-Center) (далее — Оператор) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг на техническое освидетельствование и диагностирование сосудов маслонапорных установок гидроагрегатов и воздухосборников, работающих под давлением, Зарамагской ГЭС, Эзминской ГЭС, Дзауджикауской ГЭС, Гизельдонской ГЭС (номер извещения 31503172462) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ОАО «РусГидро», утвержденным Советом директоров ОАО «РусГидро» (Приложение № 3 к протоколу заседания Совета директоров ОАО «РусГидро» от 05.02.2015 № 215) (далее – Положение о закупке).

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.b2b-center.ru/ (далее — Официальный сайт Оператора), регулируется Регламентом системы B2B-Center, утвержденным генеральным директором АО «Центр развития экономики» А.В. Дегтяревым (далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.12.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона в электронной форме (далее — Извещение, Документация).

Согласно Извещению:

1. дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе — 27.01.2016 в 14:00;

2. дата и время подведения итогов — 08.02.2016 в 17:00;

3. начальная (максимальная) цена: 1 074 894, 36 руб (с учетом НДС);

4. подано 3 заявки, допущено 2 участника.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона в электронной форме Заявителем подано ценовое предложение в размере 634 167, 82 руб. (без учета НДС), участником № 3 — ООО «Юцпк Промышленная безопасность», подано ценовое предложение в размере 1 053 367, 12 руб., с учета НДС. В ходе участия в Аукционе Заявитель попытался установить ценовое предложение кратное шагу Аукциона, установленного документацией об Аукционе в размере 10 748,94 руб., с учетом НДС., но на пять шагов меньше ценового предложения участника № 3. Однако, Оператор электронной площадки, отказал Заявителю в такой возможности по причине: «Цена заявки не может быть ниже «... далее указывалась сумма предыдущей заявки Участника № 3 минус шаг Аукциона».

Вместе с тем, согласно письменному возражению Оператора электронной площадки проведении данного Аукциона, Оператор электронной площадки не делает различий между участниками, работающими с НДС и работающими без НДС.

08.02.2016 в 17:00 Заявителю пришло «Извещение о результатах проведения торгов по лотам, как победителю», сформированного торговой площадкой в автоматическом режиме. При этом, протоколом от 08.02.2016 № 2/7-НИР-2016-СОФ, составленным Организатором закупки, Заявитель признан занявшим второе место по результатам Аукциона, как участник Аукциона, предложивший более высокое ценовое предложение без НДС.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона в электронной форме действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о Закупке, Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Во исполнение требований части 2 статьи 3 Закона о закупках при проведении аукциона победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора). При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие – либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности сравнения ценовых предложений в отношении разных категорий налогоплательщиков.

На заседании Комиссией ФАС России установлено, что Организатор закупки после проведения Аукциона неправомерно произвел итоговую ранжировку по степени предпочтительности для заказчика на основании пп. 2.10.1., 4.2.5. Документации, в результате которой победителем Аукциона признан Участник № 3.

Таким образом, действия Организатора закупки, выразившиеся в неправомерном проведении итоговой ранжировки по степени предпочтительности для заказчика на основании пп. 2.10.1., 4.2.5. Документации, не соответствует Положению о закупке, части 2 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Организатора закупки предусмотрен пунктом «г» части 1.3.2.2 Положения о закупке.

Согнало пункту «з» части 2.5.1.1 Документации для участия в Аукционе у участника закупки установлено требование: «Отсутствие в отношении Участника закупки со стороны ПАО «РусГидро» на момент проведения процедуры закупки и подведения ее итогов вступившего в законную силу решения суда о ненадлежащем исполнении или неисполнении договорных обязательств перед ПАО «РусГидро» за исключением случаев, когда неисполнение Участником договорных обязательств стало результатом действий (бездействия) Заказчика».

Комиссия ФАС России, рассмотрев данное требование, установила, что вышеуказанное требование ограничивает количество участников Аукциона и противоречит пункту «г» части 1.3.2.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о контрактах, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: «Требование к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям».

В пункте «ж» части 2.5.4.1 Документации установлено требование о наличии справки о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения договора, по установленной в документации о закупке форме — Справка о кадровых ресурсах (форма № 10).

Кроме того, пунктом «в» части 2.5.1.1 Документации установлено дополнительное требование к участнику Аукциона: «участник закупки должен обладать необходимыми для исполнения договора финансовыми возможностями (отсутствие кризисного финансового состояния) (данный показатель оценивается в соответствии с разделом 6 Методики оценки деловой репутации и финансового состояния участников закупочных процедур в ПАО «РусГидро» (далее – Методика оценки), опубликованной в подразделе «Управление закупочной деятельностью» раздела «Закупки» корпоративного Интернет-сайта ПАО «РусГидро»)».

Вместе с тем, пунктом «ж» части 2.5.1.1 Документации для участия в Аукционе у участника закупки установлено требование о наличии оригинала справки о выполнении аналогичных по характеру и объему услуг договоров по установленной в Документации о закупке форме — Справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров (форма 8).

Комиссия ФАС России, рассмотрев данные требования к участникам Аукциона, закрепленные Документацией, установила, что отсутствие уточнения относительно кадровых ресурсов необходимых для выполнения договора, понятия финансовой возможности, аналогичных по характеру и объему услуг договора не позволяет определить, какими профессиональными знаниями должен обладать участник для допуска к участию в закупочной процедуре, каким финансовым положением, какие аналогичные услуги должен выполнить участник для допуска к участию в закупочной процедуре.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что установление вышеуказанных требований нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации должны быть указанны сведения о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с частью 2.4.8.2 Документации Организатор закупки обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит с момента публикации извещения о проведении аукциона на Официальном сайте, но не позднее чем за 10 календарных дней до истечения срока приема заявок (пункт 4.2.16). Вопрос с разъяснениями (без указания источника запроса) должен быть размещен Организатором на Официальном сайте и доступен всем Участникам данной процедуры.

Таким образом, Комиссия ФАС России, изучив Документацию, а также Положение о закупке представленные представителем Организатора закупки, пришла к выводу о том, что дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений не определена, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Центр технической экспертизы и аудита «Алтайтехноинжиниринг» на действия (бездействие) оператора электронной площадки ОА «Центр развития экономики» (B2B-Center), заказчика ПАО «РусГидро» в лице филиала ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг на техническое освидетельствование и диагностирование сосудов маслонапорных установок гидроагрегатов и воздухосборников, работающих под давлением, Зарамагской ГЭС, Эзминской ГЭС, Дзауджикауской ГЭС, Гизельдонской ГЭС (номер извещения 31503172462) обоснованной.

2. Признать филиал ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3, пункты 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать филиалу ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» обязательное для исполнение предписание с учетом принятого решения от 24.02.2016 по делу № 223ФЗ-71/16.

4. Передать материалы от 24.02.2016 по делу № 223ФЗ-71/16 по выявленному нарушению должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-71/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Центр технической экспертизы и аудита «Алтайтехноинжиниринг» на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

24.02.2016 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>(далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 24.02.2016 № 223ФЗ-71/16, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Центр технической экспертизы и аудита «Алтайтехноинжиниринг» (исх. от 09.02.2016 № 16) на действия (бездействие) оператора электронной площадки ОА «Центр развития экономики» (B2B-Center), заказчика ПАО «РусГидро» в лице филиала ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг на техническое освидетельствование и диагностирование сосудов маслонапорных установок гидроагрегатов и воздухосборников, работающих под давлением, Зарамагской ГЭС, Эзминской ГЭС, Дзауджикауской ГЭС, Гизельдонской ГЭС (номер извещения 31503172462) (далее — Аукцион; Решение от 24.02.2016 № 223ФЗ-71/16), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

      • Филиалу ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» отменить протокол о результатах проведения Аукциона от 08.02.2016 № 2/7-НИР-2016-СОФ, протокол о результатах Аукциона от 08.02.2016 № 3/7-НИР-2016-СОФ.

      • Филиалу ПАО «РусГидр» - «Северо-Осетинский филиал» составить протокол о результатах проведения Аукциона, протокол о результатах Аукциона с учетом Решения от 24.02.2016 № 223ФЗ-71/16.

      • Филиалу ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-2 настоящего предписания, разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-2 настоящего предписания.

      • Филиалу ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», документации о проведении Аукциона, Положением о закупке продукции для нужд ОАО «РусГидро», утвержденным Советом директоров ОАО «РусГидро» (Приложение № 3 к протоколу заседания Совета директоров ОАО «РусГидро» от 05.02.2015 № 215).

      • Филиалу ПАО «РусГидро» - «Северо-Осетинский филиал» в срок до 09.03.2016 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

    • Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны