Решение №17/16714/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-154/17 по результатам рассмотрения жалобы О... от 13 марта 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-154/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «АстДомСтрой-Инвест» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

07.03.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк России»: <...> - по доверенности от 08.11.2016 № 817-Д.

ООО «АстДомСтрой-Инвест»: <...> - доверенность от 02.03.2017 № б/н,

рассмотрев жалобу ООО «АстДомСтрой-Инвест» от б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 21.02.2017 № ИШ/8401-1 (вх. 27132/17 от 22.02.2017), на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по строительству «Единого кассового узла и подразделения инкассации Астраханского отделения №8625 ПАО Сбербанк по адресу: г. Астрахань, ул. Анри Барбюса, 25, площадь Вокзальная, 20Г», среди компаний, аккредитованных по итогам квалификационного отбора, проведенного 07.12.2016 (извещение № 31604454178), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «АстДомСтрой-Инвест» (далее - Заявитель) от б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 21.02.2017 № ИШ/8401-1 (вх. 27132/17 от 22.02.2017), на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по строительству «Единого кассового узла и подразделения инкассации Астраханского отделения №8625 ПАО Сбербанк по адресу: г. Астрахань, ул. Анри Барбюса, 25, площадь Вокзальная, 20Г», среди компаний, аккредитованных по итогам квалификационного отбора, проведенного 07.12.2016г. (извещение № 31604454178) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2011 № 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 №113 § 6а (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

08.12.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению:

дата и время окончания подачи заявок – 22.12.2016 в 18.00;

дата и время рассмотрения заявок – 23.12.2017 в 10.00;

дата и время подведения итогов – 28.02.2017 в 18.00.

На участие в Запросе предложений подано 2 заявки, 2 заявки допущены.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Заказчиком не размещен в ЕИС представленный ответ на запрос разъяснений положений Документации;

      • Заказчиком некорректно произведен расчет баллов по критерию «Стоимость коммерческого предложения»;

      • Заказчиком в ЕИС несвоевременно размещен протокол, составленные в ходе закупки;

      • План закупок Заказчика, размещенный в ЕИС содержит иную стоимость и номер Извещения по данному предмету закупки, а также иной способ закупки.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно не размещен в ЕИС представленный ответ на запрос разъяснений положений Документации.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пунктом 4.2.3. Положения о закупке предусмотрено, что участник закупки имеет право, в том числе обращаться к банку с вопросами о разъяснении Документации.

Пунктами 8.1-8.2 Документации предусмотрено, что все вопросы должны направляться в электронном виде по адресу: AARodionov@sberbank.ru, не позднее, чем за 2 (Два) рабочих дня до даты окончания подачи предложений. Вопросы подаются в виде скан-копии письма за подписью руководителя и печатью организации и в формате Word. Ответы на заданные вопросы будут направляться Участнику, подавшему вопросы и размещаться на сайте Банка, официальном сайте, сайте ЭТП (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 2 рабочих дней со дня их получения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заявителем направлен запрос от 14.12.2016 по уточнению объемов работ, ответ на данный запрос с приложением необходимых документов направлены в адрес Заявителя 15.12.2016. При этом такой запрос Заявителя на адрес, предусмотренный пунктом 8.1 Документации, не поступал, в связи с чем, не подлежит опубликованию в ЕИС.

Таким образом, довод Заявите6ля не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок о предоставлении участником закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату и календарную дату окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положений Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Из довода Жалобы следует, что Заказчиком некорректно произведен расчет баллов по критерию «Стоимость коммерческого предложения».

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 11.1 Документации банк оценивает предложения в соответствии с порядком оценки и сопоставления предложений участников (Приложение №5 к Документации).

Приложением № 5 к Документации установлен порядок оценки и сопоставления предложений Участников, в том числе по критерию «Стоимость коммерческого предложения»: С1=С1min/C1i (Сmin – минимальная стоимость предложения среди участников без учета стоимости закупки и монтажа мебели и активного IT-оборудования , Ci – стоимость предложения i-го участника без учета стоимости закупки и монтажа мебели и активного IT-оборудования)

Согласно итоговому протоколу от 31.01.2017 № 003/17 (далее — Итоговый протокол) заявке Заявителя присвоено 0,720 баллов, заявке участника ООО «Электроспецмонтаж» присвоено 0,873 балла.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что стоимость предложения участника не включает стоимость закупки и монтажа мебели и активного IT-оборудования уже имеющегося у Заказчика, подлежащего перевозке в здание, которое является предметом закупки.

Вместе с тем, Заявителем также не представлены документы, информация подтверждающие, что Заказчиком некорректно произведен расчет баллов по критерии «Стоимость коммерческого предложения».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, заявки участников также оцениваются по критериям: «Организационная структура управления строительством на Объекте», «График производства работ», «Графики потребности в рабочих кадрах», «Графики потребностей и поставок основных материалов (конструкций и оборудования)», «Срок производства работ», «Потребность участника в авансировании», «Гарантийный период (не менее 24 месяцев)», «Рейтинг Банка, предложенный Участником, для предоставления банковской гарантии на авансирование» (Приложение № 5 Документации).

Вместе с тем, порядком оценки по вышеуказанным критериям предусмотрено начисление баллов от 0 до 3, при этом в случае, если участник выступил хуже всех, такому участнику присваивается 0 баллов, Заказчиком в положении Документации не установлено понятие термина «хуже всех», а также параметры, на основании которых Заказчик приходит к выводу, что предложенные участником подтверждающие документы и наличие информации в таких документах, хуже параметров предложенных иными участниками Запроса предложений. Вместе с тем, такому участнику согласно заявленному порядку оценки может быть присвоено от 1-2 баллов, принимая во внимание тот факт, что участником представлены документы по критерию.

Учитывая изложенное, Заказчиком не установлен надлежащим образом порядок и критерий оценки заявок участников закупки, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Заказчиком в ЕИС несвоевременно размещен протокол оценки, составленный в ходе закупки.

Частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Пунктом 10.6.3. Положения о закупках в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола подведения итогов запроса предложений Банк размещает указанный протокол на сайте Банка, официальном сайте, сайте Оператора ЭТП (в случае электронного документооборота).

Согласно информации размещенной в ЕИС Заказчиком размещен Итоговый протокол 31.01.2017.

Вместе с тем, Итоговый протокол подписан 25.01.2017.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в ЕИС несвоевременно размещен Итоговый протокол, что нарушает часть 12 статьи 4 и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Согласно Жалобе Заявителя, план закупок Заказчика размещенный в ЕИС содержит иную стоимость и номер по данному предмету закупки, а также иной способ закупки

В соответствии с частью 5.1 статьи 3 договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом о закупках), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

На заседание Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что закупка размещена в ЕИС строка № 006-2016-883-1-10891 плане закупок на 2016 год.

При этом форма и стоимость закупки соответствуют Запросу предложений.

Вместе с тем, Заявителя не представлены на заседание Комиссии ФАС России документы, информация, подтверждающие, что план закупок Заказчика, размещенный в ЕИС содержит иную стоимость и номер по данному предмету закупки, а также способ закупки.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того при рассмотрении Жалобы Заявителя в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

5. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие в Документации требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации о закупке на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что проектно-сметная документация не размещена в ЕИС, так как является коммерческой тайной, при этом такая проектно-сметная документации была направлена ранее всем участникам данной закупки.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в не размещении проектно-сметной документации, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям

Пунктом 10.2 Документации установлено, что Заказчик может запросить у участника разъяснения их предложений.

Также пунктом 10.9 Документации предусмотрено, банк оставляет за собой право уточнить и проверить достоверность сведений, предоставленных каждым участником в рамках закупочной процедуры, путем обращения непосредственно к участнику (в том числе с посещением производственных и иных помещений и территории Участника) и/или к независимым открытым источникам информации, и/или внешним экспертам.

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительные документы, может применяться не в равной степени к участникам закупки.

Кроме того, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требований о предоставлении образцов в период закупочной процедуры, ограничивает количество участников закупки, а также образцы могут представляться исполнителем при исполнении обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, установление Заказчиком вышеуказанного положения в качестве обязательного требования к участникам закупки, а также отказ в допуске на основании вышеуказанных требований ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «АстДомСтрой-Инвест» от б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 21.02.2017 № ИШ/8401-1 (вх. 27132/17 от 22.02.2017), на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по строительству «Единого кассового узла и подразделения инкассации Астраханского отделения №8625 ПАО Сбербанк по адресу: г. Астрахань, ул. Анри Барбюса, 25, площадь Вокзальная, 20Г», среди компаний, аккредитованных по итогам квалификационного отбора, проведенного 07.12.2016г. (извещение № 31604454178) обоснованной в части несвоевременного размещенния протокола составленного в ходе закупки.

      • Признать ПАО «Сбербанк России» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункты 1, 10, 12, 13 части 10, часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.03.2017 № 223ФЗ-154/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны