Решение №17/19048/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-183/17 по результатам рассмотрения жалобы З... от 20 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-183/17
по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «НПК Эллирон» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
15.03.2017 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ЗАО «Русатом Сервис» : <...> - доверенность от 25.010.2017 № 309/9/2017-ДОВ, <....> - доверенность от 25.01.2017 № 309/7/2017-ДОВ.
ЗАО «НПК Эллирон»: <...> - доверенность от 12.01.2017 № 22,
рассмотрев жалобу ЗАО «НПК Эллирон» от 28.02.2017 № 4397 на действия (бездействие) заказчика ЗАО «Русатом Сервис» при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку оборудования для модернизации турбин К-220-44-1 энергоблока №2 Армянской АЭС (извещение № 31704798361), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО «НПК Эллирон» (далее — Заявитель) от 28.02.2017 № 4397 на действия (бездействие) заказчика ЗАО «Русатом Сервис» (далее — Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку оборудования для модернизации турбин К-220-44-1 энергоблока №2 Армянской АЭС (извещение № 31704798361) (далее — Закупка у единственного поставщика, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
15.02.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Закупки у единственного поставщика (далее – Извещение, Документация).
Согласно Извещению:
дата и время рассмотрения заявки - 15.03.2017 в 11:00;
дата и время подведения итогов – 15.03.2017 в 11:00.
Начальная максимальная цена: 19 950 000 долларов США включая НДС РФ (18%) .
Из Жалобы следует, что при проведении закупки Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно Заказчиком неправомерно выбран способ закупки путем осуществления Закупки у единственного поставщика.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении закупки Заказчик действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе о закупках не содержится.
Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.
Статьей 4.2.2. Положения о закупке предусмотрены условия проведения неконкурентных закупок, в том числе Закупка у единственного поставщика проводится в случае: закупка финансовых услуг в соответствии с частью 4 статьи 7.6 в опорных банках, банках-партнерах, у организаций атомной отрасли; закупка продукции, включенной в Спецперечень (приложение № 13), для которой предусмотрен соответствующий способ; на основании распорядительных документов генерального директора Корпорации, решения РО, руководителя организации атомной отрасли при плановой стоимости закупки (лота), стоимости дополнительного соглашения до 30 млн руб. с НДС (включительно), в исключительных случаях при наличии объективных обстоятельств, не противоречащих законодательству и распорядительным документам генерального директора Корпорации.
Согласно пункту 2 Извещения основанием выбора способа закупки является подпункт 5 пункта 1 статьи 4.2.2; подпункт 3.2. пункта 3 статьи 7.12.3. Положения о закупке.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4.2.2 Положения о закупке Заказчиком выбран неконкурентный способ путем закупки во исполнение доходных договоров.
Подпунктом 3.2. пункта 3 статьи 7.12.3 Положения о закупке установлено, что закупка во исполнение доходных договоров осуществляется при наличии у контрагента организации-подрядчика требований по участию в исполнении договора конкретных субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), либо требований по замене ранее выбранных и предложенных организацией-подрядчиком субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), либо по применению при исполнении договора оборудования с указанием конкретного изготовителя в соответствии со статьей 6.5, приложением № 12. Наличие таких требований является основанием для осуществления закупки во исполнение доходных договоров как для их непосредственного контрагента по договору, так и для любых последующих субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), закупка у которых производится во исполнение обязательств перед данным внешним заказчиком.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что закупка осуществляется Заказчиком во исполнение договора от 01.06.2015 № 309/688-Д от ЗАО «ААЭК», в соответствии с письмом ЗАО «ААЭК» от 10.01.2017 № 001-015, при этом в договоре не содержится положений об обязанности Заказчика закупить оборудование у конкретного поставщика.
При этом согласно Извещению способом является Закупка у единственного поставщика.
Вместе с тем, Заказчик на заседании Комиссии ФАС России не представил обоснования выбора способа закупки путем осуществления Закупки у единственного поставщика.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО «НПК Эллирон» от 28.02.2017 № 4397 на действия (бездействие) заказчика ЗАО «Русатом Сервис» при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку оборудования для модернизации турбин К-220-44-1 энергоблока №2 Армянской АЭС (извещение № 31704798361) обоснованной.
2. Признать заказчика ЗАО «Русатом Сервис» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать обязательное к исполнению Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.