Решение №17/20534/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-201/17 по результатам рассмотрения жалобы О... от 30 марта 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-201/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Центральный институт инженерных изысканий в строительстве» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

16.03.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «РусГидро»: <...> - доверенность от 06.03.2017 № 03.

Представители ООО «Центральный институт инженерных изысканий в строительстве» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотренив жалобу ООО «Центральный институт инженерных изысканий в строительстве» от 06.03.2017 № 23 (вх. от 07.03.2017 № 33050/17) на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции системы управления г/а 1-18 с выполнением функций контроля вибрационных параметров (КВП) для нужд ПАО «РусГидро» (лот №7-ТПиР-2016-ЧебГЭС) (извещение № 31704738419), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Центральный институт инженерных изысканий в строительстве» (далее - Заявитель) от 06.03.2017 № 23 (вх. от 07.03.2017 № 33050/17) на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции системы управления г/а 1-18 с выполнением функций контроля вибрационных параметров (КВП) для нужд ПАО «РусГидро» (лот №7-ТПиР-2016-ЧебГЭС) (извещение № 31704738419) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ПАО «РусГидро», утвержденным решением Советом директоров ПАО «РусГидро» от 23.06.2016 № 239 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

31.01.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок —12.04.2017 в 12:00 ;

дата и время рассмотрения заявок — 12.05.2017 в 12:00 ;

дата и время подведения итогов — 12.06.2017 в 12:00.

Начальная максимальная цена закупки - 1 223 017 697, 68 рублей.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки документов от производителя оборудования в составе заявки.

      • Заказчиком неправомерно установлено требование о согласовании оборудования выбранного к поставке, а также технического задания на данное оборудование с Заказчиком, генпроектировщиком.

      • Заказчиком установлены заведомо невыполнимые сроки исполнения обязательств по договору.

      • В Документации неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки сведений об аттестованной в Ростехнадзоре России лаборатории высоковольтных испытаний.

      • Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, в том числе в указанном порядке оценки не установлено значение словосочетания «аналогичных договоров», а также требование о наличии опыта исключительно на объектах гидроэлектроэнергетики.

      • Документация не содержит информации для какой категории объектов необходимо представить в составе заявки копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам (далее — СРО).

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки документов от производителя оборудования в составе заявки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы предусмотрены подпунктом г) пункта 1.3.2.2 Положения о закупке.

Согласно пункту 2.5.1.1 Документации участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям к Участникам закупки, указанным в Технических требованиях с предоставлением подтверждающих документов, указанных в Технических требованиях.

Пунктом 2.8.2.5 Документации предусмотрено, что по результатам отборочной стадии Заказчик вправе отклонить заявки, которые, в том числе не отвечают требованиям Документации и не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями Документации.

В соответствии с пунктом 1 таблицы 4 Технических условий Документации участник должен «представить свидетельство производителя, гарантирующее готовность завода-изготовителя осуществить поставку оборудования на условиях и в срок согласно настоящим Техническим требованиям Документации, а также представить свидетельство готовности завода-изготовителя оборудования оказывать шефский надзор, либо представить список аккредитованных в этих заводах специалистов Участника (субподрядчиков), имеющих право на выполнение монтажа оборудования в отсутствие надзора соответствующих заводов-изготовителей».

Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя, изготовителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участия в закупке всецело зависит от волеизъявления третьего лица – производителя, изготовителя закупаемого товара, что ограничивает возможность участия в закупке.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса, а также отказ в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием таким требованиям противоречит подпункту г) пункта 1.3.2.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Из довода Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о согласовании оборудования, выбранного к поставке, а также технического задания на данное оборудование с Заказчиком, генпроектировщиком.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таблицей 2 Технических требований Документации установлены требования к строительно-монтажным и проектно-изыскательским работам (далее СМР, ПИР).

Согласно пункту 1 Таблицы 2 Технических условий Документации исполнителю по договору необходимо выполнить, в том числе разработку технического задания на выполнение доработки проектной документации по результатам обследования, согласовать данное техническое задание с Заказчиком, а также разработать техническое задание на выполнение рабочей документации на реконструкцию системы автоматического управления гидроагрегатом (далее — САУ ГА), а также согласовать с Заказчиком и генпроектировщиком АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» имени С.Я. Жука».

При этом представители Заказчика пояснили, что данные работы предусмотрены к исполнению в рамках заключаемого по результатам закупки договора.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии ФАС России не представлено документов, информации, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно установлено требование о согласовании оборудования выбранного к поставке, а также технического задания на данное оборудование с Заказчиком, генпроектировщиком.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно Жалобе Заявителя, Заказчиком установлены заведомо невыполнимые сроки исполнения обязательств по договору.

Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках Документация должна содержать , в том числе, сведения о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктом 2.4.1.1 Документации установлено, что участник закупки в составе заявки должен представить график выполнения работ (форма 4) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации.

Согласно пункту 5.4.2.3 Документации в графике выполнения работ приводятся расчетные сроки выполнения всех видов работ в рамках договора, перечисленных в сводной таблице стоимости работ, в соответствии с Техническими требованиями Документации.

Разделом 5 Технических требований Документации установлен срок поставки оборудования — со дня заключения договора до 01.12.2023.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено иных документов, информации подтверждающих, что Заказчиком установлены заведомо невыполнимые сроки исполнения обязательств по договору.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Из довода Жалобы Заявителя следует, что в Документации неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки свидетельства об аттестации в Ростехнадзоре России лаборатории высоковольтных испытаний.

Согласно пункту 2.8.2.5 Документации по результатам отборочной стадии Заказчик вправе отклонить заявки, которые, в том числе не отвечают требованиям Документации и не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями Документации.

Подпунктом 2 пункта 1 Таблицы 4 Технические требования Документации установлено, участник закупки должен представить в составе заявки документы, подтверждающие наличие (не менее 1 ед.) собственной или арендуемой, аттестованной в Ростехнадзоре России лаборатории высоковольтных испытаний (или у привлекаемых субподрядчиков). Представить свидетельство аттестации лаборатории в Ростехнадзоре России с комплектацией лаборатории. При отсутствии договора на аренду до момента подписания Договора подряда, предоставить протокол о намерениях или письменное подтверждение возможности выполнения необходимых работ от собственника лаборатории.

Вместе с тем, в случае отсутствия у участника в собственности лаборатории высоковольтных испытаний, Заказчиком вышеуказанным требованием обременяет такого участника вступить в дополнительные договорные отношения (договор аренды, лизинга и т. д.) до момента заключения договора по результатам закупки.

Кроме того, в отсутствии обязанности собственника лаборатории как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участия в закупке всецело зависит от волеизъявления третьего лица – собственника лаборатории.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования к участникам Конкурса, а также отказ в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием таким требованиям противоречит подпункту г) пункта 1.3.2.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, в том числе указанном порядке оценки не установлено значение словосочетания «аналогичных договоров», а также требование о наличие опыта исключительно на объектах гидроэлектроэнергетики.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 6.4.14 Положения о закупке.

Пунктом 9.1 Приложения № 4 «Порядок оценки и сопоставления заявок» Документации установлен расчет итоговой оценки предпочтительности каждой заявки, успешно прошедшей отборочную стадию, оценка осуществляется в том числе по критерию «Опыт выполнения бетонных и монтажных работ». Расчет оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений»: оценка опыта ремонтных работ проводится на основании информации за последние два отчетных года, представленной в i-ой заявке в Справке о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров.

Вместе с тем, значения оцениваемого параметра содержат требование о том, что участникам закупки должны быть исполнены обязательства за последние пять лет.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что при формировании Документации Заказчиком допущена техническая ошибка в предисловии к расшифровке бальных оценок по критерию «Квалификация участника».

Кроме того, Комиссией ФАС России также установлено, что Документация не содержит значение словосочетания «аналогичных договоров», что не позволяет участникам закупки однозначно установить, какие именно договоры необходимо представить в составе заявки для начисления такой заявке максимального количества баллов по данному подкритерию.

Пунктом 5 таблицы 4 Технических условий Документации предусмотрено требование к опыту участника, а именно наличие опыта оказания аналогичных услуг, соответствующих профилю лота (системы автоматического управления, эксплуатация предлагаемого программно-технического комплекса на объектах гидроэлектроэнергетики, при этом за последние 5 лет Участником должны быть исполнены обязательства (выполнены указанные работы) в общем/совокупном объеме не менее 10% от начальной (максимальной) цены договора.

При этом Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представленно документов, информации подтверждающих, что установление требования о наличии у участника закупки опыта на объектах гидроэлектроэнергетики ограничивает участников закупки.

Также, пунктом 9.1 приложения 4 Документации установлен подкритерий «Наличие гарантийного сервиса». В Документации указан следующий расчет оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений»: «оценка близости сервисного центра к Чебоксарской ГЭС» проводится на основании информации, представленной в заявке в Техническом предложении участника (документах, подтверждающих наличие сервисного центра в РФ производителей оборудования). Порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра), в зависимости от представленной в i-ой заявке сведений о сервисном центре, подтверждающих требования пункта табл.1 пп.7 Технических требований, в трех уровнях: Б3 = 0- наличие сервисного центра производителей оборудования в более 500 км от места нахождения Чебоксарской ГЭС, на территории РФ; Б3 = 3- наличие сервисного центра производителей оборудования от 50 до 500 км от места нахождения Чебоксарской ГЭС ;Б3 = 5- наличие сервисного центра производителей оборудования в пределах 50 км от места нахождения Чебоксарской ГЭС».

Вместе с тем, удаленность сервисного центра от объекта Заказчика не является показателем надлежащего исполнения обязательств по договору.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащим образом порядок и подкритерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет объективно выявить лучшее предложение исполнения договора, указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Из Жалобы Заявителя следует, что Документация не содержит информации для какой категории объектов необходимо представить в составе заявки копии свидетельства СРО.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – Грк РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень Приказа № 624).

В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Подпунктом 1.2 пункта 1 Таблицы 4 Технические требования Документации установлено требование к участнику закупки, в том числе, представлении участником закупки заверенной копии свидетельства СРО (собственного и/или привлекаемых субподрядных организаций) о допуске к определенным видам работ: «II. Виды работ по подготовке проектной документации: 4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения, 4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами. III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 15.5. Устройство системы электроснабжения; 15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений; 23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации; 23.33. Монтаж оборудования сооружений связи; 24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов; 24.6. Пусконаладочные работы устройств релейной защиты; 24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств; 24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем; 24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем. В случае привлечения субподрядных организаций представить СРО на осуществление функций генерального Подрядчика и генерального проектировщика: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным Подрядчиком), 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Участник должен в составе заявки предоставить СРО на генподряд с разрешением на заключение соответствующего субподрядного договора на сумму не менее цены работ, указанных в собственной заявке».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что у Заказчика отсутствует свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и организации строительства.

Вместе с тем, подпунктом 1.2 пункта 1 Таблицы 4 Технические требования Документации не предусмотрено на какие именно виды работ по организации подготовке проектной документации и организации строительства необходимо представление свидетельств СРО.

Таким образом, установление неизмеряемого требования в Документации не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Конкурсе в полном соответствии требованиям Документации, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.4.3 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, при рассмотрении Жалобы Заявителя в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

7. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы предусмотрены подпунктом г) пункта 1.3.2.2 Положения о закупке.

7.1 В соответствии с пунктом 7.4.12 Положения о закупке установлено положение, что при оценке соответствия участника Конкурса предъявляемым требованиям Организатор вправе воспользоваться сведениями первого этапа. Он также вправе запросить у любого Участника подтверждение соответствия этим требованиям.

Согласно пункту 2.8.2.3 Документации в рамках отборочной стадии Организатор / Закупочная комиссия вправе запросить у участника Конкурса разъяснения и/или дополнения его заявки, не изменяющие суть заявки (предмет, объем, цена), в случае отсутствия в ее составе требуемых сведений и/или документов, предусмотренных условиями Документации о закупке, а также наличия противоречий между документами, представленными в составе заявки. Право предоставления недостающих документов/сведений предоставляется в равной степени всем участникам Конкурса.

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию, документы.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок запроса дополнительной информации, документов, что ставит такой запрос в отношении конкретного участника в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

7.2 Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в Документации должны быть установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 2.8.2.5 Документации по результатам отборочной стадии Заказчик вправе отклонить заявки, которые, в том числе не отвечают требованиям Документации и не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями Документации.

Подпунктом «в» пункта 2.4.1.1 Документации установлено, что участник в составе заявки должен представить, в том числе техническое предложение на выполнение работ (форма 3) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации.

Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что перечень конкретного оборудования в Технических условиях Документации отсутствует, при этом установлено наименование параметров необходимого к поставке оборудования.

Кроме того, пунктом 6 таблицы 1 Технических условий Документации предусмотрено, что участник закупки должен представить Заказчику в составе заявки проспекты с общим видом поставляемого оборудования, описанием и техническими характеристиками оборудования.

Вместе с тем, Документация не содержит инструкции по заполнению заявки и требований к содержанию указанных проспектов, а также к форме их представления в составе заявки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в нарушении пункта 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках не установлены требования к содержанию заявки и порядку заполнения формы технического предложения участника, при этом в отсутствие указанных сведений участникам закупки не представляется возможным надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

    • Пунктом 3 таблицы 4 Технических условий Документации предусмотрено, что участник должен обладать квалифицированным персоналом, необходимым для выполнения работ, а именно: не менее 1 человека с высшим профессиональным (техническим) образованием и опытом работы не менее 3 лет на выполнении аналогичных работ с группой допуска по электробезопасности не ниже 5, технический персонал - не менее 9 человек со средне-специальным (техническим) образованием и опытом работы не менее 3 лет на выполнении аналогичных работ с группой допуска по электробезопасности не ниже 4. Соответствие установленным требованиям подтверждается путем представления участником закупки в составе заявки справки о кадровых ресурсах по форме, приведенной в Документации, с приложением копий дипломов, удостоверений установленного образца.

Согласно пункту 2.8.2.5 Документации по результатам отборочной стадии Заказчик вправе отклонить заявки, которые, в том числе не отвечают требованиям Документации и не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями Документации.

Разделом 5 Документации установлены «Образцы основных форм документов, включаемых в заявку», в том числе Форма 9 «Справки о материально-технических ресурсах», Форма 10 «Справки о кадровых ресурсах».

Пунктом 2.5.5.1 Документации установлено, что участник Конкурса должен включить в состав заявки документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям, в том числе справку о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения договора по установленной в Документации о закупке форме — справка о материально-технических ресурсах (форма 9); справку о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора, по установленной в Документации о закупке форме — справка о кадровых ресурсах (форма 10).

Пунктом 7.2.10.1 Положения о закупке предусмотрено, что победителем Конкурса (выигравшим торги на конкурсе) признается лицо, которое представило заявку, занявшую по решению закупочной комиссии первое место в итоговой ранжировке заявок по степени предпочтительности, а также предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки.

Таким образом, выбор победителя осуществляется на основании оценки заявки проведенной в соответствии с порядком и критериями оценки установленными Заказчиком в Документации, в связи с чем требование о наличие у участников закупки кадровых ресурсов не может являться критерием допуска к участию в закупке, а должно быть установлено в качестве оценочного критерия.

7.4 Пунктом 4.2.2 Информационной карты Документации установлено, что участвовать в закупке могут только участники, которые должны привлечь к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом объем привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП должен быть в объеме не менее указанного в Технических требованиях (Приложение №1 к Документации о закупке)», либо участники, являющиеся субъектами МСП.

Согласно пункту 2.5.3.3. Документации генеральный подрядчик должен доказать Заказчику, что каждый из привлекаемых им субподрядчиков осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика; согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ; отвечает требованиям Документации о закупке, изложенным в Документации в части  объема работ, который ему предполагается поручить в соответствии с планом распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиком.

В соответствии с пунктом 2.5.3.7 Документации генеральный подрядчик готовит заявку с учетом следующих дополнительных требований: в заявку включается письмо от имени каждого субподрядчика; заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям; заявка дополнительно должна включать сведения о распределении объемов работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиками; заявка должна включать по каждому субподрядчику (соисполнителю), указанному в Плане распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиками, сведения о  принадлежности таких субподрядчиков (соисполнителей) к субъектам МСП.

В соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Кроме того, привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора, а представление вышеперечисленных документов напрямую зависит от воли третьих лиц.

При этом пунктом 5 Технических требований Документации установлено, что участник Конкурса должен привлечь к выполнению работ субподрядчиков, соответствующих критериям субъектов малого или среднего предпринимательства в совокупности не менее чем на 10 % (десять процентов) от общего объема работ по Договору (данное требование не применяется, в случае если Участник сам является субъектом малого или среднего предпринимательства).

Вместе с тем, Заказчиком не установлен конкретный объем привлекаемых субподрядчиков из числа МСП, что не позволяет участникам закупки однозначно установить, какой процент субподрядчиков из числа МСП необходимо привлечь для исполнения обязательств по договору.

7.5 Согласно пункту 1.3.2 Документации участники Конкурса должны представить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных), с подтверждающими документами в бумажном виде в адрес Заказчика.

Кроме того, пунктом 4.2.2 Документации установлено, что также участник закупки, допущенный до участия в процедуре переторжки, должен в составе предложения на переторжку раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров.

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника закупочной процедуры, включая бенефициаров (в том числе конечных) не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса, а также отказ в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием таким требованиям противоречит подпункту г) пункта 1.3.2.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Центральный институт инженерных изысканий в строительстве» от 06.03.2017 № 23 (вх. от 07.03.2017 № 33050/17) на действия (бездействие) заказчика ПАО «РусГидро» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции системы управления г/а 1-18 с выполнением функций контроля вибрационных параметров (КВП) для нужд ПАО «РусГидро» (лот №7-ТПиР-2016-ЧебГЭС) (извещение № 31704738419) обоснованной в части неправомерного установления требования о наличии у участника закупки документов от производителя оборудования, требования о наличии у участника закупки собственной или арендуемой, аттестованной в Ростехнадзоре России лаборатории высоковольтных испытании, ненадлежащего  установления порядка и критериев оценки заявок участников закупки, не установления в Документации надлежащего требования о наличии свидетельства СРО в составе заявки.

      • Признать ПАО «РусГидро» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 2, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 16.03.2017 № 223ФЗ-201/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны