Решение №17/22715/15 Решение № 223ФЗ-87/15 по результатам рассмотрения жалобы от 8 мая 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-87/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Комплексные энергетические решения» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

30.04.2015                                                                                                   Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:  

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «Центр инжиниринга и управления строительством единой энергетической системы»: <...> – доверенность №477/ХД от 09.04.2015, <...> – доверенность №478/ХД от 29.11.2015,

ООО «Комплексные энергетические решения»: <...> – доверенность №22-01/15 от 16.01.2015,

рассмотрев жалобу ООО «Комплексные энергетические решения» от 20.04.2015 №13190 на действия заказчика ОАО «Центр инжиниринга и управления строительством единой энергетической системы» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО (лот № 2) (извещение 31502073550) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Комплексные энергетические решения» (далее – Заявитель) от 17.04.2015 б/н (вх. №40789/15 от 24.04.2015) на действия заказчика ОАО «Центр инжиниринга и управления строительством единой энергетической системы» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО (лот № 2) (извещение 31502073550)
(далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ЦИУС ЕЭС»,  утвержденным решением Совета директоров ОАО «ЦИУС ЕЭС» от 28.12.2012 № 61

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

26.02.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком необоснованно отказано в допуске к участию в Конкурсе коллективному участнику Конкурса, в состав которого входит Заявитель.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2.3.1.1 Документации участвовать в Конкурсе может любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Подпунктами «д», «к» пункта 2.3.1.3 Документации установлено, что участник Конкурса должен иметь:

- соответствующие разрешающие документы, подтверждающие наличие допусков, выданных СРО, в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в действующей редакции к Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624;

- лицензии МЧС на монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (2,4,6 Лоты).

Согласно пункту 2.3.4.1 Документации в Конкурсе могут участвовать не только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица самостоятельно, но и их объединения (группы лиц), способные на законных основаниях выполнить требуемые поставки, работы, услуги.

Каждое юридическое лицо, входящее в состав коллективного участника или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), входящее в группу лиц, должно отвечать требованиям пункта 2.3.1.3 Документации (пункт 2.3.4.3 Документации).

Комиссией ФАС России установлено, что на участие в Конкурсе поступила заявка коллективного участника, в состав которого входят Заявитель и ЗАО Трест «СЗССМ» (далее – Заявка).

В силу пункта 2.9.2.5 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия может отклонить конкурсные заявки, которые поданы участниками Конкурса, которые не соответствуют  установленным в Документации одному либо нескольким отборочным критериям.

В составе Заявки имеются документы, подтверждающие наличие у Заявителя документов, указанных в подпунктах «д», «к» пункта 2.3.1.3 Документации. При этом, в отношении ЗАО Трест «СЗССМ».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее – группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установление требования, указанного в пункте 2.3.4.3 Документации, к коллективному участнику Конкурса являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных.

2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.

При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что проектная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на официальном сайте в составе Документации не размещена.

Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с подпунктом «м» пункта 2.3.1.3 Документации «предлагаемое к поставке оборудование и материалы желательно должно соответствовать всем требованиям ОАО «ФСК ЕЭС», в том числе по проверке качества согласно п.5.2. «Положения о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» (http://www.fsk-ees.ru/upload/docs/ETP_FSK_EES_2014_02_06.pdf) на момент подачи Заявки, а также должны соответствовать всем требованиям настоящей Конкурсной документации.».

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования ОАО «ФСК ЕЭС», на которые имеется указание в подпункте «м» пункта 2.3.1.3 Документации, в составе Документации на официальном сайте не размещены, что является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных.

Отклонение заявок на участие в Конкурсе на основании несоответствия требованию подпункта «м» пункта 2.3.1.3 Документации не осуществлялось.

4. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2.9.3.1 Документации  оценка заявок на участие в Конкурсе производится в баллах, при этом для каждого критерия в зависимости от его значимости устанавливается весовой коэффициент для учета при расчете общей предпочтительности заявки.

Кроме того, производится расчет рейтинга заявки по критерию стоимости. После окончания оценочной стадии производится расчет интегральной оценки общей предпочтительности Заявок, в соответствии с которым Конкурсная комиссия определяет итоговый ранжир Конкурсных заявок и Победителя Конкурса (пункт 2.9.3.3 Документации).

В соответствии с пунктом 2.9.3.4 Документации по неценовым критериям («Квалификация и надежность участника», «Техническое предложение») оценивается превышение над уровнем минимального соответствия по мнению эксперта.

По критериям «Квалификация и надежность Участника» (включая подкритерии) и «Техническое предложение» оценка производится членами Конкурсной комиссии на основании документов заявки участника Конкурса, свидетельствующих о наличии опыта выполнения аналогичных работ, качества выполнения работ на основании отзывов заказчиков по ранее выполненным договорам, сведениях о квалификации планируемого к привлечению для выполнения работ (услуг) персонала и количества планируемого к привлечению свободного персонала, иных сведениях, полученных из открытых источников относительно деятельности и качества работы участника Конкурса. Оценка производится по шкале оценок в баллах от 0 до 5, отражающих мнение члена комиссии (либо привлеченного комиссией эксперта) по оцениваемому критерию, с указанием обоснования каждой такой оценки.

Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно иных сведений, полученных из открытых источников, производится оценка и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, при каких квалификационных характеристиках участника Конкурса и характеристиках технического предложения участника Конкурса присваиваются максимальный балл по указанным критериям, не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При проведении Конкурса Заказчиком проведена оценка и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, выбран победитель Конкурса.

Учитывая вышеизложенное, данные действия Заказчика нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

   

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Комплексные энергетические решения» от 20.04.2015 №13190 на действия заказчика ОАО «Центр инжиниринга и управления строительством единой энергетической системы» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО (лот № 2) (извещение 31502073550) необоснованной.

2. Признать ОАО «Центр инжиниринга и управления строительством единой энергетической системы» нарушившим частей 5, 6 статьи 3, пункта 3 части 9, пунктов 1, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.04.2015 № 223ФЗ-87/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частей 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать в связи с тем, что по итогам закупки заключен договор.

  

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны