Решение №17/23625/17 Решение № 223ФЗ-284/17 от 10 апреля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-284/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Спец» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

05.04.2017 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

при участии представителя: <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Спец» от 21.03.2017 № 24 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной защиты (извещение № 31704773261) (лот № 5, № 8), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Спец» (далее — Заявитель) от 21.03.2017 № 24 (вх. от 30.03.2017 № 47501-ЭП/17) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной защиты (извещение № 31704773261) (лот № 5, № 8) (далее — Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком», утвержденным решением совета директоров ПАО «Ростелеком» от 30.08.
2016 № 04 (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

21.02.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация).

Согласно информации, размещенной в ЕИС Заказчиком заключены договора.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Заказчиком неправомерно присвоено заявке Заявителя порядковый номер <...> , поскольку Заказчиком неправомерно допущены участники Конкурса.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документации.

1. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно допущены к участию в Конкурсе участники закупки: ООО «Бриг» и ООО «КапМан», поскольку данные участники в нарушение пункта 1.7 Технического задания Документации до окончания срока приема заявок не представили Заказчику образцы товаров, указанные в Приложении № 1 Технического задания Документации.

В соответствии с пунктом 1.7 Технического задания Документации в целях обеспечения возможности определения Заказчиком соответствия предлагаемого Поставщиком к поставке Товара настоящему ТЗ Претенденты должны предоставить Заказчику на безвозмездной основе по одному образцу каждой единицы Товара, указанной в Приложении № 1 к ТЗ. Претендент проводит очную презентацию каждой единицы Товара на соответствие техническим требованиям, указанным в настоящем ТЗ. Презентация должна быть проведена не позднее срока окончания приема заявок, установленного в пункте 6 раздела II «Информационная карта» Документации о закупке для подачи Заявок на участие в открытом запросе котировок по адресу: 603000, г. Нижний Новгород, площадь М. Горького, Дом связи, каб. с 9-00 до 16-00 час (время московское) в рабочие дни. Участником Открытого запроса котировок должна быть оформлена опись представляемых образцов. Все образцы Товара должны быть промаркированы в соответствии с ТР ТС 019/2011, ТР ТС 017/2011. Дополнительно – все образцы должны быть снабжены бирками с указанием следующих параметров:

- наименование Участника;

- № позиции по таблице ТЗ.

Предложение Участника, представившего не все образцы по перечню, приведенному в Приложении № 1 к ТЗ, по решению комиссии может быть отклонено.

Согласно Извещению и Документации срок окончания подачи заявок: 02.03.2017 12:00 (МСК).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что образцы товара представлены всеми претендентами в установленный Документацией срок, что подтверждается актами приема-передачи образцов товара.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требований о предоставлении образцов полностью соответствующих на этапе подачи заявки Техническому заданию Документации, является неправомерным, так как накладывает на участников Конкурса не предусмотренные обременения. Кроме того, в случае если участник закупки не является производителем одежды, получение таких образцов на этапе подачи заявки зависит от волеизъявления третьих лиц, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии ФАС России не представлены сведения, подтверждающие, что указанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты закупки.

Таким образом, довод Заявителя о том, что участники ООО «Бриг и ООО «КапМан» неправомерно допущены Заказчиком к участию в Конкурсе, не нашел своего подтверждения.

    • Также, по мнению Заявителя, Заказчиком при оценки и сопоставления заявок участников Конкурса не учтены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, установлено что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно подпункту «д» пункта 6 Постановления приоритет не предоставляется в том числе, если: в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Пунктом 17 Информационной карты Документации установлено, что победителем Запроса котировок будет признан участник, который предложил наиболее низкую предельную общую цену Договора (Договоров) и цену единицы товара (работы, услуги), по сравнению с указанными в Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласно Извещению и Документации закупка проводилась путем Запрос котировок, то есть путем снижения начальной максимальной цены договора. При этом на участие в Запросе котировок подана в том числе заявка, содержащая товары Российской Федерации более 50%, в связи с чем приоритет в соответствии с Постановлением не был предоставлен.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 10.24 Положения о закупке общество вправе запросить разъяснение заявки на любом этапе проведения закупки. Также Общество вправе направить Претендентам/Участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе Заявки, и направлении Обществу исправленных документов.

Пунктом 31 Информационной карты Документации установлено, что Заказчик вправе запросить оригиналы или нотариально заверенные копии документов, указанных в пунктах 27, 28 раздела II «Информационная карта» Документации. В случае если Претендент/Участник/Победитель в установленный в запросе срок не предоставил Заказчику оригиналы либо нотариально заверенные копии запрошенных документов, такие документы считаются непредставленными. Срок предоставления документов устанавливается Заказчиком одинаковым для всех Претендентов/Участников/Победителей, которым был направлен Запрос.

Согласно пункту 37 Информационной карты Документации Заказчик в соответствии с условиями Документации вправе запросить у претендента/участника разъяснение заявки на любом этапе проведения Запроса котировок.

Кроме того, указанным положением Документации предусмотрено, что Заказчик вправе направить претендентам/участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе заявки, и направлении Заказчику исправленных документов.

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию, исправлять арифметические ошибки может применяться не в равной степени к участникам закупки.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок запроса дополнительной информации, запроса об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок, что ставит запрос дополнительной информации, исправление выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок, в отношении конкретного участника в зависимость от решения Заказчика.

Учитывая изложенное, установление указанных положений Документации, противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России не представлены сведения, подтверждающих, что указанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты закупки.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Спец» от 21.03.2017 № 24 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной защиты (извещение № 31704773261) (лот № 5, № 8), необоснованной.

2. Признать в действиях ПАО «Ростелеком» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны