Решение №17/24104/14 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "Энергоавтома... от 17 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-73/14

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энергоавтоматизация» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

10.06.2014                                                                                                       г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Энергоавтоматизация» от 30.05.2014 № б/д на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок цен № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14 на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета оптового рынка электроэнергии ОАО «РЖД» в 2014 году (извещение № 31401146662) в соответствии со  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Энергоавтоматизация» (далее – Заявитель)  от 30.05.2014 № б/д (вх. №50527/14 от 02.06.2014) на действия заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок цен № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14 на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета оптового рынка электроэнергии ОАО «РЖД» в 2014 году (извещение № 31401146662) (далее – Запрос котировок цен).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» от 29.11.2011 (далее – Положение о закупке).

12.05.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещено извещение о проведении Запроса котировок цен (далее – Извещение), а также документ «Извещение о проведении запроса котировок цен № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14» (далее – Извещение № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14).

Из жалобы следует, что при проведении Запроса котировок цен были нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

 - по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ  удовлетворения потребности в услугах по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета оптового рынка электроэнергии ОАО «РЖД» в 2014 году путем проведения запроса котировок цен;

-  в документах, размещенных Заказчиком на официальном сайте, не указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Запросе котировок цен; порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок цен; требования к участникам Запроса котировок цен и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе котировок цен;

- на официальном сайте не размещен протокол, составленный по итогам Запроса котировок цен.

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее. 

22.05.2014 в ФАС России поступила жалоба ЗАО «Институт Проектирования и Инноваций «УралСофт» на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении Запроса котировок цен, выразившиеся в ненаправлении ЗАО «Институт Проектирования и Инноваций «УралСофт» приглашения принять участие в Запросе котировок цен в результате неправомерного выбора способа данной закупки.

По результатам рассмотрения указанной жалобы ФАС России принято решение № 223ФЗ-71/14 от 27.05.2014 признать жалобу необоснованной.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Учитывая изложенное, у Комиссии ФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения довода Заявителя относительно действий Заказчика в части неправомерного выбора способа  закупки.

Из части 5 статьи 4, части 10 статьи 8 Закона о закупках следует, что при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении о закупке, документации о закупке.

При этом, требования частей 5, 9, 10 статьи 4 Закона о закупках распространяются на все предусмотренные положением о закупке способы закупки.

В соответствии с пунктом 194 Положения о закупке организатор закупки осуществляет подготовку извещения о проведении закупки методом запроса котировок цен и направляет его с соответствующей документацией не менее чем за 5 рабочих дней до истечения срока подачи котировочных заявок. Предусмотренный пунктом 194 Положения о закупке состав сведений, указываемых в извещении о проведении закупки методом запроса котировок цен, соответствует требованиям части 9 статьи 4 Закона о закупках.

Пунктом 195 Положения о закупке предусмотрено: «Запрос котировок цен может направляться любым средством связи,  в том числе в электронной форме, при использовании которого можно получить подтверждение его получения». Перечень сведений, которые должны содержаться в соответствии с пунктом 196 Положения о закупке в документе «Запрос котировок цен», соответствует требованиям  к составу сведений, указываемых в обязательном порядке в документации о закупке в соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, исходя из системного толкования части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 195, 196 Положения о закупке, документ «Запрос котировок цен» является документацией о закупке, осуществляемой способом запрос котировок цен, размещение которой  на официальном сайте является обязанностью Заказчика в соответствии частью 5 статьи 4 Закона о закупках.

Представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представлен документ, в состав которого входят  «Уведомление о запросе котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14» и «Запрос котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14», составленный во исполнение требований пунктов 195, 196 Положения о закупке, который направлялся лицам, приглашенным к участию в Запросе котировок цен (далее – Уведомление о запросе котировок цен; Запрос котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14).

Запросом котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14 регламентированы, в том числе:

требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Запросе котировок цен (разделы 2, 7.3 Запроса котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14);

 порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок цен (пункт 2.5 Запроса котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14);

критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе котировок цен (пункт 5.1 Запроса котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14).

Вместе с тем, Уведомление о запросе котировок цен, Запрос котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14 на официальном сайте Заказчиком не размещены.

В Извещении, а также в Извещении № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14 содержатся, в том числе требования к заявке претендента, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе котировок цен, а также дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок цен.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в документах, размещенных Заказчиком на официальном сайте при проведении Запроса котировок цен, требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Запросе котировок цен, даты начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок цен, критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе котировок цен не нашел своего подтверждения.

При этом, Комиссией ФАС России установлено, что довод Заявителя об отсутствии в документах, размещенных Заказчиком на официальном сайте при проведении Запроса котировок цен,  порядка, места подачи заявок на участие в Запросе котировок цен, требований к участникам Запроса котировок цен и перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям соответствует действительности.

Извещение № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14 не соответствует требованиям  части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 196 Положения о закупке. Таким образом, Извещение № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14 не является документацией о Запросе котировок.

Учитывая изложенное, а также факт неразмещения на официальном сайте Запроса котировок цен №322/ЗКЦ-ЭЭ/14, действия Заказчика в части неразмещения на официальном сайте документации о Запросе котировок цен (документа, предусмотренного пунктами 195, 196 Положения о закупке) нарушают требования части 5 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке указываются срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа.

Согласно Извещению срок представления документации о Запросе котировок цен: с 12.05.2014 по 21.05.2014.

При этом, место и порядок предоставления документации о Запросе котировок цен Извещением, Извещением № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14  не предусмотрены.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неуказании а извещении о Запросе котировок цен места и порядка предоставления документации о Запросе котировок цен, противоречат требованиям пункта 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Таким образом, на официальном сайте размещаются протоколы, составляемые в ходе закупки, после их подписания.

В соответствии с Извещением № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14 дата подведения итогов Запроса котировок цен: 27.05.2014.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, представленным на заседании Комиссии ФАС России (письмо ОАО «РД» №б/н от 06.06.2014) составленный 27.05.2014 по итогам Запроса котировок цен протокол в настоящий  момент находится на стадии подписания и согласования.

Таким образом, действия Заказчика в части неразмещения на официальном сайте неподписанного протокола, составленного по итогам Запроса котировок цен, не противоречат требованиям части 12 статьи 4 Закона о закупках.

Во исполнение части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России установлено следующее.

01.04.2014 в ФАС России поступила жалоба ООО «Энергопрактика» (вх. №29780/14 от 01.04.2014) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме «№ 159/ОКЭ-ЭЭ/14 на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета оптового рынка электроэнергии ОАО «РЖД» в 2014 г.» (извещение № 31400905885) (далее – Конкурс), выразившиеся  в установлении Заказчиком требований к участникам Конкурса, которые, по мнению ООО «Энергопрактика», являются неизмеряемыми и ограничивают количество потенциальных участников Конкурса (далее – Жалоба ООО «Энергопрактика»).

По результатам рассмотрения Жалобы ООО «Энергопрактика» принято решение от 10.03.2014 № 223ФЗ-44/14 признать данную жалобу обоснованной, ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 4 части 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выдать ОАО «РЖД» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений, в том числе, - внести изменения в Конкурсную документацию в части приведения требований к участникам закупки в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также в части установления в данной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе с учетом решения от 10.04.2014 № 223ФЗ-44/14.

Вместе с тем, 21.04.2014 ОАО «РЖД» согласно пункту 1.1.9 Конкурсной документации Конкурс прекращен; изменения в Конкурсную документацию в соответствии с решением от 10.03.2014 № 223ФЗ-44/14, предписанием от 10.03.2014 № 223ФЗ-44/14, выданным антимонопольным органом по результатам рассмотрения Жалобы ООО «Энергопрактика», в Конкурсную документацию не вносились.

Заказчиком нарушения при проведении Конкурса, выявленные по результатам рассмотрении Жалобы ООО «Энергопрактика», устранены путем отмены Конкурса, а не посредством исполнения предписания от 10.03.2014 № 223ФЗ-44/14.

Согласно пояснениям представителей Заказчика приглашения принять участие  в Запросе котировок цен направлялось лицам, подававшим заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, приглашения принять участие  в Запросе котировок цен направлялись только тем лицам, которые фактом подачи заявок на участие в Конкурсе выразили согласия с требованиями Конкурсной документации к участникам Конкурса, которые, в свою очередь, признаны антимонопольным органом несоответствующими  требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что Заказчиком не предприняты действия, направленные на обеспечение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Конкурса, действия Заказчика в части направления приглашения принять участие  в Запросе котировок цен только тем лицам, которые подавали заявки на участие в Конкурсе, ограничивают количество потенциальных участников Запроса котировок цен,   которые имеют  возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Запроса котировок цен.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 2 раздела  1 Положения о закупке.

Таким образом, действия Заказчика в части определения круга лиц, приглашенных к участию в Запросе котировок цен, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 2 раздела  1 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Энергоавтоматизация»  от 30.05.2014 № б/д (вх. №50527/14 от 02.06.2014) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок цен № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14 на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета оптового рынка электроэнергии ОАО «РЖД» в 2014 году (извещение № 31401146662), выразившиеся в неуказании в документах о данной закупочной процедуре, размещенных  на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, порядка, места подачи заявок на участие в данной закупке, требований к участникам закупки и перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, обоснованной.

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 5 статьи 4,  пункт 6 части 9 статьи 4, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ОАО «РЖД» обязательное для исполнения предписание об аннулировании запроса котировок цен № 322/ЗКЦ-ЭЭ/14 на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета оптового рынка электроэнергии ОАО «РЖД» в 2014 году (извещение № 31401146662).

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны