Решение №17/24522/15 Решение по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Ай Ко» от 14 мая 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО Банк ВТБ

 

Плющиха ул., д. 37,

Москва, 119121 

 

 

 

ЗАО «Ай Ко»

Большой Дровяной пер., д. 8, стр. 1, Москва , 109004

 

 

 

   

  

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-92/15

по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Ай Ко» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 

 

 

08.05.2015                                                                                                    Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:  

Заместителя председателя Комиссии ФАС России (ведущего заседание) – начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Шипуновой О.В.; членов Комиссии ФАС России: заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Шаровой К.К., ведущего консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа
Выскребенцевой А.В. (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО Банк ВТБ: Качурина Н.А. – доверенность №5249814 от 06.05.2015, Веткина И.С. – доверенность №5249815 от 06.05.2015, Титова В.Н. – доверенность от 27.10.2014 № 350000/1277-Д,

ЗАО «Ай Ко»: Карпинского А.В. – доверенность №б/н от 06.05.2015,

рассмотрев жалобу ЗАО «Ай Ко» б/д б/н на действия заказчика
ОАО Банк ВТБ при проведении многоэтапного открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора с целью реализации проекта создания ЦОД Заказчика по адресу: г. Москва, Перовское шоссе, дом 1, стр.2 с использованием оборудования и материалов Исполнителя и договора на сервисное обслуживание инженерной инфраструктуры ЦОД в течение 5 лет (извещение 31502276787) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Ай Ко» (далее – Заявитель)
(вх. № 42219/15 от 28.04.2015) на действия заказчика ОАО Банк ВТБ
(далее – Заказчик) при проведении многоэтапного открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора с целью реализации проекта создания ЦОД Заказчика по адресу: г. Москва, Перовское шоссе, дом 1, стр.2 с использованием оборудования и материалов Исполнителя и договора на сервисное обслуживание инженерной инфраструктуры ЦОД в течение 5 лет (извещение 31502276787) (далее – Запрос предложений, Закупка).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО Банк ВТБ, утвержденным Наблюдательным советом ОАО Банк ВТБ (Протокол от 18.12.2014 г. № 25).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

20.04.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно выписки из протокола от 05.05.2015 № 23 Заказчиком проведение Запроса предложений отменено.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Из жалобы следует, что Заказчиком нарушены сроки размещения Извещения, Документации на официальном сайте.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе о закупках, иных нормативных правовых актах, принятых в его реализацию, не содержится.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия применения того или иного способа закупки, порядок и последствия осуществления такого способа закупки.

Пунктом 3.2.2 Положения о закупке предусмотрено, что способы закупки, отличные от конкурса и аукциона, применяются по решению Заказчика.

Согласно пункту 9.1.1 Положения о закупке информация о проведении Запроса предложений, включая Извещение о проведении Запроса предложений, Документацию, проект договора, размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до установленного в Документации дня окончания срока подачи заявок.

Согласно Извещению срок окончания подачи заявок - 24.04.2015 г.

Вместе с тем, информация о проведении Запроса предложений официальном сайте размещена 20.04.2015 г.

Период между размещением на официальном сайте Извещения и окончанием срока подачи заявок на участие в Запросе предложений составляет четыре дня.

Таким образом, Заказчик, разместил Извещение, Документацию менее чем за пять рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, что не соответствует требованиям пункта 9.1.1 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части выбора способа закупки.

Согласно пункту 3.2.2 Положения о закупке Запрос предложений может быть применен, в том числе если возникает незапланированная ранее потребность (в том числе вследствие чрезвычайного события) в продукции, и проведение процедур закупок иными способами нецелесообразно.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в связи изменениями политической и экономической ситуации в мире и значительным ослаблением курса национальной валюты, закупка не была запланирована на момент формирования Плана закупки товаров, работ, услуг ОАО Банк ВТБ (далее – План), размещенному на официальном сайте 31.12.2014. В результате переговоров о сотрудничестве с компаниями и укрепления национальной валюты  в апреле 2015 г. Заказчиком принято решение о проведении Запроса предложений.

Согласно Плану удовлетворение данной потребности - создание ЦОД Заказчика по адресу: г. Москва, Перовское шоссе, дом 1, стр.2 с использованием оборудования и материалов Исполнителя и договора на сервисное обслуживание инженерной инфраструктуры ЦОД в течение 5 лет запланировано Заказчиком не было.

Доказательств однозначно свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Заявителя в части выбора способа закупки, Заявителем не представлено.

Таким образом, довод Заявителя в части неправомерного выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения закупки в форме Запроса предложений, не нашел своего подтверждения.

3. По мнению Заявителя, в предмет закупки включены услуги технологически и функционально не связанные между собой, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.4 Положения о закупке.

Согласно пункту 7 Извещения предметом Запроса предложений является: «…Позиция 1 - создание ЦОД:

Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя следующие обязательства: в течение 200 (двести) дней с даты подписания Договора:

- в целях улучшения технических и эксплуатационных характеристик ЦОД, технико-экономических показателей инженерных систем ЦОД и увеличения плотности оптических портов на единицу кроссового пространства, подготовить оптимизированную рабочую документацию ЦОД с использованием оборудования и материалов в соответствии с новыми технологическими разработками производителей оборудования и материалов по разделам Рабочей документации ЦОД: Системы кондиционирования служебных помещений ОВ 1.2 (в части системы внутри-рядных кондиционеров), СКС (в части системы серверных и телекоммуникационных шкафов), СКС (в части оптической кабельной системы) в соответствии с Приложением № 2 документации.

- выполнить поэтапно работы по монтажу и пуско-наладке инженерных систем (с использованием материалов и оборудования Исполнителя) в соответствии с наименованием и кодами разделов оптимизированной рабочей документации ЦОД, произвести ввод Объекта в эксплуатацию, а также сертификацию ЦОД по уровню TierIIIConstructedFacility в TheUptimeInstituteв соответствии с Приложением № 2документации; 

Позиция 2 - сервисное обслуживание инженерной инфраструктуры ЦОД в течение 5 лет:

- оказать услуги по круглосуточному обеспечению функционирования инженерно-технических систем жизнеобеспечения центра обработки данных Заказчика в течение 60 (шестьдесят) месяцев с даты ввода в эксплуатацию ЦОД в соответствии с Перечнем уровней технической поддержки (Приложение № 3 к документации)…».

Пунктом 8 Извещения предусмотрено количество поставляемого товара, объём выполняемых работ, объём оказываемых услуг:

«…Позиция 1 – в соответствии с Приложением № 2 документации –
(15 работ); Позиция 2 – в соответствии с Приложение № 3 документации
(1 услуга)…».

Детальный перечень услуг, которые должен оказать Исполнитель включает в себя следующие услуги:

1. Услуги по круглосуточному обеспечению функционирования инженерно-технических систем жизнеобеспечения центра обработки данных (далее - ЦОД) в режиме 24х7х365;

2. Сервисное обслуживание инженерно-технических систем жизнеобеспечения центра обработки данных;

3. Мониторинг текущего состояния работы инженерно-технических систем жизнеобеспечения центра обработки данных;

4. Превентивные меры, направленные на недопущение возникновения сбоев в работе инженерного оборудования ЦОД;

5. Сервисное обслуживание инженерного оборудования ЦОД;

7. Оповещение о возникающих сбоях и регламентных работах.

Таким образом, Заказчик объединил в один лот услуги, технологически и функционально не связанные между собой, что не соответствует требованиям пункта 1.4 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, по мнению Заявителя, предусмотренные пунктом 14 Извещения требования к участникам Запроса предложений ограничивают круг потенциальных участников.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Законом о закупках не установлены ограничения в определении требований к участникам закупки, а также не определены конкретные показатели, которые должны применяться заказчиками, равно как и не установлен запрет на использование определенных показателей. Такие показатели устанавливаются самостоятельно заказчиками в документации о закупках.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 14 Извещения установлены квалификационные требования к участникам Запроса предложений, в том числе предоставить:

- копию сертификата с действующим статусом компании Huawei не ниже уровня Gold и являться действующим сервисным партнёром компании Huawei;

- авторизационное письмо от компании Huawei (на бланке компании Huawei и подписью уполномоченного лица компании Huawei), подтверждающего квалификацию участника на право выполнения полного комплекса работ (проектирование, поставка, монтаж, пуско-наладка и оказание услуг по сервисному обслуживанию) по созданию ЦОД Заказчика в соответствии со стандартом TheUptimeInstituteTier III.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в связи c девальвацией национальной валюты и введением санкций в отношении ОАО Банк ВТБ, реализацией крупных долгосрочных инвестиционных проектов на дорогостоящем оборудовании европейского производства сопряжена с существенными экономическими рисками, в связи с чем Заказчиком принято решение о привлечении азиатских производителей, например китайской компании HUAWEI.

Из пункта 1.2 Положения о закупке следует, что Положение о закупке регулирует отношения, связанные с проведением закупок для нужд Заказчика, в том числе, в целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках Заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупочной деятельности Заказчика.

Согласно пункту 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации должны быть указаны определенные положением о закупке критерии оценки и сопоставления заявок.

Пунктом 5.3.3 Документации установлено, что критериями оценки заявок на участие в процедурах закупок, если иное не определено в документации процедуры закупки, могут быть, в том числе квалификация участника процедуры закупки (обеспеченность материально-техническими ресурсами, обеспеченность кадровыми ресурсами, опыт и репутация участника процедуры закупки и т.д.

Согласно пункту 12 Документации оценка и сопоставление заявок на участие в Запросе предложений, поданных участниками производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных Документацией.

Согласно пояснениям представителя Заказчика установление требования о предоставлении авторизационного письма от компании Huawei обусловлено тем, 80% стоимости Закупки приходится на поставку, монтаж и обслуживание оборудования компании Huawei. Наличие соответствующего авторизационного письма, по мнению Заказчика, свидетельствует о соответствии оборудования потребностям конечного получателя оборудования.

Вместе с тем, доказательств однозначно указывающих на то, что работы и услуги, являющиеся предметом Закупки, могут быть осуществлены посредством оборудования исключительно производителя HUAWEI, Заявителем не представлено.

Таким образом, возможность участников Запроса предложений сформировать заявки в соответствии с требованиями пункта 14 Извещения всецело зависит от волеизъявления третьего лица – компании Huawei.

Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований к участникам и предмету Закупки в Документации, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. По мнению Заявителя, Заказчиком не установлены требования к результатам проведения работ, так как на официальном сайте в составе Документацию не размещена проектная и рабочая Документация.

Пунктом 2.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, предусмотрено, что: «…Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется:

- в целях улучшения технических и эксплуатационных характеристик ЦОД, технико-экономических показателей инженерных систем ЦОД и увеличения плотности оптических портов на единицу кроссового пространства, подготовить оптимизированную рабочую документацию ЦОД с использованием оборудования и материалов в соответствии с новыми технологическими разработками производителей оборудования и материалов по разделам Рабочей документации ЦОД: Системы кондиционирования служебных помещений ОВ 1.2 (в части системы внутри-рядных кондиционеров), СКС (в части системы серверных и телекоммуникационных шкафов), СКС (в части оптической кабельной системы);

- выполнить поэтапно работы по монтажу и пуско-наладке инженерных систем (с использованием материалов и оборудования Исполнителя) в соответствии с наименованием и кодами разделов оптимизированной рабочей документации ЦОД, указанными в Приложении №1 к настоящему Договору, произвести ввод Объекта в эксплуатацию, а также сертификацию ЦОДпоуровнюTier III Constructed Facilityв The Uptime Institute…».

Согласно пояснениям представителя Заказчика функционал официального сайта не позволяет разместить проектную документацию в полном объеме в связи с большим объемом файла. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие технической возможности разместить Документацию в полном объеме на официальном сайте, в том числе путем посредством разделения ее на отдельные файлы.

Отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Запроса предложений, требований к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, которое в том числе приводит к невозможности формирования участником Запроса предложений заявки на участие в Запросе предложений.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Запроса предложений, в том числе неразмещении на официальном сайте проектной Документации в полном объеме в составе Документации, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Пунктом 14 Извещения установлено, что участник Запроса предложений должен обладать свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство СРО).

При этом, в Документации отсутствует конкретный перечень работ, свидетельство СРО по которым необходимо представить в составе заявки на участие в Закупке, что является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

2. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее – группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.

Пунктом 15 Документации предусмотрено, что:

«... в случае если несколько юридических лиц выступают на стороне одного Претендента, требования, установленные Заказчиком к документам и сведениям, подтверждающим соответствие Претендента требованиям, предъявляемым к участникам запроса предложений и к закупаемой продукции, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности в составе заявки на участие в запросе предложений...».

Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований, указанных в пункте 15 Документации, к коллективному участнику Запроса предложений являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно информации на официальном сайте на участие в Запросе предложений заявок группой лиц подано не было.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

   

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Ай Ко» б/д б/н на действия заказчика ОАО Банк ВТБ при проведении многоэтапного открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора с целью реализации проекта создания ЦОД Заказчика по адресу: г. Москва, Перовское шоссе, дом 1, стр.2 с использованием оборудования и материалов Исполнителя и договора на сервисное обслуживание инженерной инфраструктуры ЦОД в течение 5 лет (извещение 31502276787) частично обоснованной.

2. Признать в действиях ОАО Банк ВТБ нарушение части 1 статьи 2, частей 5, 6 статьи 3, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.05.2015 № 223ФЗ-92/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Предписание не выдавать, в связи с отменой Заказчиком проведения Запроса предложений.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

  

Заместитель председателя Комиссии ФАС России                         О.В. Шипунова

 

 

 К.К. Шарова

 

 

Члены Комиссии ФАС России:                                                  А.В. Выскребенцева

 

  

 

  

 

 

Выскребенцева А.В.

8(499) 755-23-23 (396)

 

Идентификатор

Идентификатор

Идентификатор

Связанные организации

Связанные организации не указаны