Решение №17/27904/16 Решение по жалобе ООО "ЧОП "Экстернал секьюрити" от 21 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-143/16
по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ВНИИЖТ», организатора закупки ОАО «РЖД» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
18.04.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<....> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО «РЖД» <....> – доверенность от 23.12.2015 № 948-ДП,
ОАО «ВНИИЖТ» <....> – доверенность от 14.04.2016 № 69-Д,
представитель ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» б/д б/н (вх. от 08.04.2016 № 48203-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «ВНИИЖТ», организатора закупки ОАО «РЖД» при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по охране объектов ОАО «ВНИИЖТ» в 2016-2017 гг. (извещение № 31603260694), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» (далее – Заявитель) б/д б/н (вх. от 08.04.2016 № 48203-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «ВНИИЖТ» (далее – Заказчик), организатора закупки ОАО «РЖД» (далее – Организатор закупки) при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по охране объектов ОАО «ВНИИЖТ» в 2016-2017 гг. (извещение № 31603260694) (далее – Квалификационный отбор, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд дочернего общества ОАО «РЖД» (ОАО «ВНИИЖТ»), утвержденным решением Совета директоров ОАО «ВНИИЖТ» от 27.04.2015 № 97/15 (далее – Положение о закупке).
Согласно подпункту 23 пункта 12 Положения о закупке предварительным квалификационным отбором является оценка соответствия поставщиков, исполнителей, подрядчиков предъявляемым требованиям, проводимая в виде отдельной процедуры до подачи заявок с технико-коммерческими предложениями и не являющаяся отдельным способом закупки.
В соответствии с пунктом 72 Положения о закупке процедуры закупок могут проводиться с предварительным квалификационным отбором или без него.
Если процедуры закупок проводятся с предварительным квалификационным отбором, они называются процедурами с ограниченным участием.
Согласно пункту 117 Положения о закупке закупки с ограниченным участием проводятся с обязательным проведением предварительного квалификационного отбора. При этом к закупкам с ограниченным участием допускаются только участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор (пункт 145 Положения о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.01.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Квалификационного отбора (далее – Извещение, Документация).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Организатора закупки, выразившимися в необоснованном присвоении заявке Заявителя минимального количества баллов по порядку оценки, предусмотренного Документацией.
Представители Заказчика, Организатора закупки с доводами жалобы Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Квалификационного отбора Заказчик, Организатор закупки действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Конкурсной документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2.4 Документации участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для оказания услуг по предмету предварительного квалификационного отбора, а именно:
- специальными средствами;
- автотранспортом;
- биноклями;
- приборами ночного видения;
-средствами мобильной связи (радиостанциями и мобильными телефонами);
- дежурной службой и группами быстрого реагирования для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 940.
Согласно пункту 6.8.3.2 Документации участник Квалификационного отбора не допускается к участию в Квалификационном отборе, в том числе в случае несоответствия участника Квалификационного отбора предусмотренным Документацией требованиям.
Пунктом 4.1 Документации установлено, что прошедшим Квалификационный отбор является участник, набравший 80 баллов.
Вместе с тем согласно пункту 4.2 Документации при сопоставлении заявок и определении участников, прошедших предварительный квалификационный отбор также оцениваются:
Наименование критерия |
Максимальное количество баллов |
Порядок оценки |
Квалификация участника |
||
Опыт участника |
35 |
|
Среднегодовой объем оказанных услуг (аналогичных сфере деятельности Заказчика), которые были приняты под охрану участником (за оцениваемый период) |
35 |
Оценивается путем сопоставления среднегодовой стоимости услуг, оказанных j-м участником за 2012-2014 гг., с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников. В случае если участник за 2012-2014 гг. признавался судом не исполнившим свои обязательства по договорам, то стоимость выполненных услуг по данным договорам не учитывается при подсчете среднегодовой стоимости оказанных участником услуг в 2012-2014 гг. В случае если среднегодовая стоимость услуг, оказанных участником за период 2012-2014 гг. меньше максимальной среднегодовой стоимости услуг из всех имеющихся у участников, то данный критерий оценивается путем сопоставления среднегодовой стоимости оказанных услуг участником с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников по формуле: , где Бj - количество баллов j-го участника; Цj ср.г.стоимость_услуг - среднегодовая стоимость услуг, оказанных j-м участником за период 2012 - 2014 гг.; М макс.ср.г.стоимость_услуг -максимальная среднегодовая стоимость услуг из всех имеющихся участников за 2012 - 2014 гг. 35 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Квалификация персонала |
35 |
|
Квалификация персонала (наличие в штате частной охранной организации только тех охранников, у которых имеются действующие удостоверения частного охранника и/или служебные удостоверения, выданные уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) |
35 |
Оценивается путем сопоставления количества охранников, имеющихся у j-ого участника, и максимального количества охранников из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, Бj - количество баллов j-го участника; Пj - количество охранников, имеющихся у j-го участника; П max - максимальное количество охранников из всех имеющихся у участников. 35 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Производственные мощности (ресурсы) |
25 |
|
Обеспеченность частных охранных организаций комплектами специальных средств |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества комплектов специальных средств, имеющихся у j-го участника, и максимального количества комплектов специальных средств из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, Бj - количество баллов j-го участника; Пj - количество комплектов специальных средств, имеющихся у j-го участника; П max - максимальное количество комплектов специальных средств из всех имеющихся у участников. 5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Обеспеченность частных охранных организаций автотранспортом |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества автотранспорта, имеющихся у j-го участника, и максимального количества автотранспорта из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, Бj - количество баллов j-го участника; Пj - количество автотранспорта, имеющихся у j-го участника; П max - максимальное количество автотранспорта из всех имеющихся у участников. 5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Обеспеченность частных охранных организаций биноклями и приборами ночного видения |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества биноклей и приборов ночного видения, имеющихся у j-го участника, и максимального количества биноклей и приборов ночного видения из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, Бj - количество баллов j-го участника; Пj - количество биноклей и приборов ночного видения, имеющихся у j-го участника; П max - максимальное количество биноклей и приборов ночного видения из всех имеющихся у участников. 5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Наличие у частных охранных организаций групп быстрого реагирования |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества групп быстрого реагирования, имеющихся у j-го участника, и максимального количества групп быстрого реагирования из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, Бj - количество баллов j-го участника; Пj - количество групп быстрого реагирования, имеющихся у j-го участника; П max - максимальное количество групп быстрого реагирования из всех имеющихся у участников. 5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
Обеспеченность частных охранных организаций комплектами мобильной связи |
5 |
Оценивается путем сопоставления количества комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций), имеющихся у j-го участника, и максимального количества комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле. где, Бj - количество баллов j-го участника; Пj - количество комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) у j-го участника; П max - максимальное количество комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) из всех имеющихся у участников. |
Наличие системы менеджмента качества |
||
Наличие системы менеджмента качества |
5 |
|
Наличие системы менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора |
5 |
5 баллов – система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ISO или иным стандартам (при наличии) 0 баллов – наличие собственной системы менеджмента качества.
|
Максимальное количество баллов |
100 |
|
Таким образом, из содержания Документации невозможно однозначно определить перечень требований к участнику закупки, установленных для целей допуска к участию в Квалификационном отборе и перечень требований к участнику закупки, установленных для целей оценки заявок на участие в Квалификационном отборе, а также определение производственных мощностей в части содержания комплектов специальных средств, автотранспорта, что ограничивает количество участников закупки, противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 2.2 Протокола от 04.03.2016 № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д рассмотрения квалификационных заявок, поступивших для участия в предварительном квалификационном отборе с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д по Квалификационному отбору по итогам оценки заявок Заявителю присвоена итоговая балльная оценка 17,51 балла. Прошедшим Квалификационный отбор признано ООО ЧОП «Крепость», набравшее 94,29 баллов.
Вместе с тем из содержания пункта 1.1.1 Критерия «Опыт» Документации не представляется возможным определить критерии сопоставления среднегодовой стоимости услуг, оказанных j-м участником за 2012-2014 гг., с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников, а также объем оказанных услуг (аналогичных сфере деятельности Заказчика).
Комиссия ФАС приходит к выводу, что оценка и сопоставление заявок на участие в Квалификационном отборе в Документации определена ненадлежащим образом, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5, пунктами 1, 4, 5, 6, 7, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Вместе с тем из представленной на заседании Комиссии ФАС России представителями Заказчика, Организатора закупки Документации не представляется возможным определить сведения:
об охраняемом объекте («административные здания и служебные помещения, территории»);
об общей площади территорий охраняемых объектов («предположительно 3 объекта»), ориентировочно составляет 80 800 м², площадь застройки ориентировочно составляет 32 900 м²»);
о месте оказания услуг («1 и 2 объекты расположены Российская Федерация, г. Москва; 3 объект расположен Российская Федерация, г. Москва, г. Щербинка»);
об условиях и сроках (периодах) оказания услуги;
о форме, сроках и порядке оплаты услуги;
о порядке формирования цены договора;
о проекте договора.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом указанные сведения в Документации, нарушают требования части 5, пунктов 1, 4, 5, 6, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктами 5.4.3.6 – 5.4.3.8 Документацией установлены следующие требования к участникам:
отсутствие просроченной задолженности перед ОАО «ВНИИЖТ» за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении предварительного квалификационного отбора и квалификационной документации на сайтах;
отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО «ВНИИЖТ»;
непричинение вреда имуществу ОАО «ВНИИЖТ».
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных, ограничивает количество участников, что противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 2.3 Документации установлено, что у участника должна иметься система менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора участник в составе заявки представляет:
- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.
Вместе с тем, положения Документации не определяют на какие именно работы (услуги) сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в Квалификационном отборе.
Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» б/д б/н (вх. от 08.04.2016 № 48203-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «ВНИИЖТ», организатора закупки ОАО «РЖД» при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по охране объектов ОАО «ВНИИЖТ» в 2016-2017 гг. (извещение № 31603260694) обоснованной.
2. Признать ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 5, пункты 1, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.04.2016 № 223ФЗ-143/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выдать ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «РЖД» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений .
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.