Решение №17/27904/16 Решение по жалобе ООО "ЧОП "Экстернал секьюрити" от 21 апреля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-143/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ВНИИЖТ», организатора закупки ОАО «РЖД» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

18.04.2016                                                                                                          Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<....> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД» <....> – доверенность от 23.12.2015 № 948-ДП,

ОАО «ВНИИЖТ» <....> – доверенность от 14.04.2016 № 69-Д,

представитель ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» б/д б/н (вх. от 08.04.2016 № 48203-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «ВНИИЖТ», организатора закупки ОАО «РЖД» при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по охране объектов ОАО «ВНИИЖТ» в 2016-2017 гг. (извещение № 31603260694), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» (далее – Заявитель) б/д б/н (вх. от 08.04.2016 № 48203-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «ВНИИЖТ» (далее – Заказчик), организатора закупки ОАО «РЖД» (далее – Организатор закупки) при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по охране объектов ОАО «ВНИИЖТ» в 2016-2017 гг. (извещение № 31603260694) (далее – Квалификационный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд дочернего общества ОАО «РЖД» (ОАО «ВНИИЖТ»), утвержденным решением Совета директоров ОАО «ВНИИЖТ» от 27.04.2015 № 97/15 (далее – Положение о закупке).

Согласно подпункту 23 пункта 12 Положения о закупке предварительным квалификационным отбором является оценка соответствия поставщиков, исполнителей, подрядчиков предъявляемым требованиям, проводимая в виде отдельной процедуры до подачи заявок с технико-коммерческими предложениями и не являющаяся отдельным способом закупки.

В соответствии с пунктом 72 Положения о закупке процедуры закупок могут проводиться с предварительным квалификационным отбором или без него.

Если процедуры закупок проводятся с предварительным квалификационным отбором, они называются процедурами с ограниченным участием.

Согласно пункту 117 Положения о закупке закупки с ограниченным участием проводятся с обязательным проведением предварительного квалификационного отбора. При этом к закупкам с ограниченным участием допускаются только участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор (пункт 145 Положения о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.01.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Квалификационного отбора (далее – Извещение, Документация).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Организатора закупки, выразившимися в необоснованном присвоении заявке Заявителя минимального количества баллов по порядку оценки, предусмотренного Документацией.

Представители Заказчика, Организатора закупки с доводами жалобы Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Квалификационного отбора Заказчик, Организатор закупки действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Конкурсной документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2.4 Документации участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для оказания услуг по предмету предварительного квалификационного отбора, а именно:

- специальными средствами;

- автотранспортом;

- биноклями;

- приборами ночного видения;

-средствами мобильной связи (радиостанциями и мобильными телефонами);

- дежурной службой и группами быстрого реагирования для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 940.

Согласно пункту 6.8.3.2 Документации участник Квалификационного отбора не допускается к участию в Квалификационном отборе, в том числе в случае несоответствия участника Квалификационного отбора предусмотренным Документацией требованиям.

Пунктом 4.1 Документации установлено, что прошедшим Квалификационный отбор является участник, набравший 80 баллов.

Вместе с тем согласно пункту 4.2 Документации при сопоставлении заявок и определении участников, прошедших предварительный квалификационный отбор также оцениваются:

 

Наименование критерия

Максимальное количество баллов

Порядок оценки

Квалификация участника

Опыт участника

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднегодовой объем оказанных услуг (аналогичных сфере деятельности Заказчика), которые были приняты под охрану участником (за оцениваемый период)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

Оценивается путем сопоставления среднегодовой стоимости услуг, оказанных j участником за 2012-2014 гг., с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников.

В случае если участник за 2012-2014 гг. признавался судом не исполнившим свои обязательства по договорам, то стоимость выполненных услуг по данным договорам не учитывается при подсчете среднегодовой стоимости оказанных участником услуг в 2012-2014 гг.

В случае если среднегодовая стоимость услуг, оказанных участником за период 2012-2014 гг. меньше максимальной среднегодовой стоимости услуг из всех имеющихся у участников, то данный критерий оценивается путем сопоставления среднегодовой стоимости оказанных услуг участником с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников по формуле:

, где

Бj - количество баллов j-го участника;

Цj ср.г.стоимость_услуг - среднегодовая стоимость услуг, оказанных j участником за период 2012 - 2014 гг.;

М макс.ср.г.стоимость_услуг -максимальная среднегодовая стоимость услуг из всех имеющихся участников за 2012 - 2014 гг.

35 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию.

Квалификация персонала

35

 

Квалификация персонала (наличие в штате частной охранной организации только тех охранников, у которых имеются действующие удостоверения частного охранника и/или служебные удостоверения, выданные уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации)

35

Оценивается путем сопоставления количества охранников, имеющихся у j-ого участника, и максимального количества охранников из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле.

где,

Бj - количество баллов j-го участника;

Пj - количество охранников, имеющихся у j-го участника;

П max - максимальное количество охранников из всех имеющихся у участников.

35 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию. 

Производственные мощности (ресурсы)

25

 

Обеспеченность частных охранных организаций комплектами специальных средств

5

Оценивается путем сопоставления количества комплектов специальных средств, имеющихся у j-го участника, и максимального количества комплектов специальных средств из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле.

где,

Бj - количество баллов j-го участника;

Пj - количество комплектов специальных средств, имеющихся у j-го участника;

П max - максимальное количество комплектов специальных средств из всех имеющихся у участников.

5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию.

Обеспеченность частных охранных организаций автотранспортом

5

Оценивается путем сопоставления количества автотранспорта, имеющихся у j-го участника, и максимального количества автотранспорта из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле.

где,

Бj - количество баллов j-го участника;

Пj - количество автотранспорта, имеющихся у j-го участника;

П max - максимальное количество автотранспорта из всех имеющихся у участников.

5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию.

Обеспеченность частных  охранных организаций биноклями и приборами ночного видения

5

Оценивается путем сопоставления количества биноклей и приборов ночного видения, имеющихся у j-го участника, и максимального количества биноклей и приборов ночного видения из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле.

где,

Бj - количество баллов j-го участника;

Пj - количество биноклей и приборов ночного видения, имеющихся у j-го участника;

П max - максимальное количество биноклей и приборов ночного видения из всех имеющихся у участников.

5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию.

Наличие у частных охранных организаций групп быстрого реагирования

5

Оценивается путем сопоставления количества групп быстрого реагирования, имеющихся у j-го участника, и максимального количества групп быстрого реагирования из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле.

где,

Бj - количество баллов j-го участника;

Пj - количество групп быстрого реагирования, имеющихся у j-го участника;

П max - максимальное количество групп быстрого реагирования из всех имеющихся у участников.

5 баллов - максимально возможное количество баллов по данному критерию.

Обеспеченность частных охранных организаций комплектами мобильной связи

5

Оценивается путем сопоставления количества комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций), имеющихся у j-го участника, и максимального количества комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) из всех предложенных участниками по нижеприведенной формуле.

где,

Бj - количество баллов j-го участника;

Пj - количество комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) у j-го участника;

П max - максимальное количество комплектов мобильной связи (мобильных телефонов и радиостанций) из всех имеющихся у участников.

Наличие системы менеджмента качества

Наличие системы менеджмента качества

5

 

Наличие системы менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора

5

5 баллов – система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ISO или иным стандартам (при наличии)

0 балловналичие собственной системы менеджмента качества.

 

Максимальное количество баллов

100

 

Таким образом, из содержания Документации невозможно однозначно определить перечень требований к участнику закупки, установленных для целей допуска к участию в Квалификационном отборе и перечень требований к участнику закупки, установленных для целей оценки заявок на участие в Квалификационном отборе, а также определение производственных мощностей в части содержания комплектов специальных средств, автотранспорта, что ограничивает количество участников закупки, противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 2.2 Протокола от 04.03.2016 № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д рассмотрения квалификационных заявок, поступивших для участия в предварительном квалификационном отборе с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д по Квалификационному отбору по итогам оценки заявок Заявителю присвоена итоговая балльная оценка 17,51 балла. Прошедшим Квалификационный отбор признано ООО ЧОП «Крепость», набравшее 94,29 баллов.

Вместе с тем из содержания пункта 1.1.1 Критерия «Опыт» Документации не представляется возможным определить критерии сопоставления среднегодовой стоимости услуг, оказанных j-м участником за 2012-2014 гг., с максимальной среднегодовой стоимостью услуг из всех имеющихся у участников, а также объем оказанных услуг (аналогичных сфере деятельности Заказчика).

Комиссия ФАС приходит к выводу, что оценка и сопоставление заявок на участие в Квалификационном отборе в Документации определена ненадлежащим образом, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 5, пунктами 1, 4, 5, 6, 7, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Вместе с тем из представленной на заседании Комиссии ФАС России представителями Заказчика, Организатора закупки Документации не представляется возможным определить сведения:

об охраняемом объекте («административные здания и служебные помещения, территории»);

об общей площади территорий охраняемых объектов («предположительно 3 объекта»), ориентировочно составляет 80 800 м², площадь застройки ориентировочно составляет 32 900 м²»);

о месте оказания услуг («1 и 2 объекты расположены Российская Федерация, г. Москва; 3 объект расположен Российская Федерация, г. Москва, г. Щербинка»);

об условиях и сроках (периодах) оказания услуги;

о форме, сроках и порядке оплаты услуги;

о порядке формирования цены договора;

о проекте договора.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом указанные сведения в Документации, нарушают требования части 5, пунктов 1, 4, 5, 6, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 

Пунктами 5.4.3.6 – 5.4.3.8 Документацией установлены следующие требования к участникам:

отсутствие просроченной задолженности перед ОАО «ВНИИЖТ» за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении предварительного квалификационного отбора и квалификационной документации на сайтах;

отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО «ВНИИЖТ»;

непричинение вреда имуществу ОАО «ВНИИЖТ».

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных, ограничивает количество участников, что противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Пунктом 2.3 Документации установлено, что у участника должна иметься система менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету предварительного квалификационного отбора участник в составе заявки представляет:

- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

Вместе с тем, положения Документации не определяют на какие именно работы (услуги) сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в Квалификационном отборе.

Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОП «Экстернал Секьюрити» б/д б/н (вх. от 08.04.2016 № 48203-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «ВНИИЖТ», организатора закупки ОАО «РЖД» при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 8828/ПОЭ-ОАО «ВНИИЖТ»/2016/Д по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по охране объектов ОАО «ВНИИЖТ» в 2016-2017 гг. (извещение № 31603260694) обоснованной.

2. Признать ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 5, пункты 1, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.04.2016 № 223ФЗ-143/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Выдать ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «РЖД» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений .

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны