Решение №17/28467/15 Решение № 223ФЗ-122/15 по результатам рассмотрения жалобы от 8 июня 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-122/15
по результатам рассмотрения жалобы
ООО «ТРИКС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
03.06.2015 Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина»: <...> – доверенность №18-15/477 от 31.12.2014, <...> – доверенность
№18-15/476 от 31.12.2014,
ООО «Айсберг Групп»: <...> – доверенность от 20.04.2015 №б/н,
рассмотрев жалобу ООО «Айсберг Групп» от 25.05.2015 № Р.А.-25.05.15 (вх. от 26.05.2015 № 52087/15) на действия (бездействие) заказчика ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ППМ) на реконструкцию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), оборудование системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) 174 объектов метрополитена (извещение № 31502328986) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Айсберг Групп» от 25.05.2015
№ Р.А.-25.05.15 (далее – Заявитель) на действия заказчика ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (далее – ГУП «Метрополитен», Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ППМ) на реконструкцию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), оборудование системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) 174 объектов метрополитена (извещение
№ 31502328986) (далее – Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина», утвержденным приказом ГУП «Метрополитен» от 23.08.2013 №1588 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
05.05.2015 на официальном сайте размещено извещение и Документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению:
Дата и время окончания подачи заявок - 26.05.2015 10:00 (МСК);
Дата рассмотрения заявок -29.05.2015 в 16:00 (МСК);
Согласно Протоколу вскрытие конвертов от 26.05.2015 подано 5 заявок.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Из жалобы следует, что в Документация содержит противоречия в части требований к формированию коммерческого предложения, являющегося частью заявки на участие в Конкурсе, что ограничивает количество участников.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 11.2 Технического задания Документации разработка разделов проектной документации должна выполняться в следующем составе:
- пояснительная записка (ПЗ);
- задание на электроснабжение;
- пожаротушение;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
- сметная документация.
В соответствии с приложением № 1 к заявке формы «Коммерческое предложение на выполнение работ»:
«…Цена заявки на участие в конкурсе включает все налоги, сборы и пошлины, расходы и риски, связанные с выполнением договора, в т.ч. гарантийного срока и другие затраты.
Приложением к настоящему Коммерческому предложению является Локальная смета составленная Участником закупки по форме и в соответствии с локальной сметой, которая является неотъемлемым приложением к документации, составленной Заказчиком;
Требования по составлению сметной документации:
Проектирование:
Смета, на выполнение работ составляется по Сборнику базовых цен на проектные работы для строительства метрополитена в городе Москве
МРР-3.2.69-09.
СМР:
Смету на выполнение строительно-монтажных работ составляется в полном соответствии с перечнем объемов работ и материалов в базе
ТСН-2001…».
Согласно представленной информации представителем Заказчика Документация содержит сметы на проектирование, выполненные в соответствии с МРР-3.2.79-13.
Таким образом, Документация, а именно приложение № 1 к заявке формы «Коммерческое предложение на выполнение работ» содержит противоречия относительно того, какой методике должна соответствовать локальная смета, предлагаемая участником в составе заявки.
Учитывая изложенное, довод Заявителя подтвержден.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее – группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
Пунктами 5.8.1, 5.8.2 Документации установлено, следующее: «…если заявка на участие в Конкурсе подается коллективным участником, дополнительно должны быть выполнены нижеприведенные требования. Каждое лицо, входящее в состав коллективного участника, должно отвечать общим требованиям, установленным в п. 4.1. Раздела 1 Документации…».
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований, указанных в пункте 5.8.2 Документации, к коллективному участнику Конкурса являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно информации на официальном сайте на участие в Конкурсе заявок группой лиц подано не было.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 25.1.5 Положения о закупке иные требования устанавливаются Документацией. Требования к участникам закупки не должны накладывать на конкурентную борьбу необоснованных ограничений и создавать необоснованные преимущества для определенного участника закупки (нескольких участников закупки).
Требования, предъявляемые к участникам Конкурса, регламентированы разделом 2 Документации.
Подпунктом 4 пункта 17 Информационной карты Документации установлены требования, предъявляемые к Участникам закупки:
«…Наличие Свидетельства, выданного Саморегулируемой организацией (СРО), на осуществление следующих видов работ по подготовке проектной документации, выполняемых на особо опасных и технически сложных объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ:
п.4 работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;
п.4.1. работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения;
п.4.2. работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации;
п.4.3. работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения;
п.4.4. работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем;
п.4.5. работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами;
п.6 работы по подготовке технологических решений;
п.6.13 работы по подготовке технологических решений объектов метрополитена и их комплексов;
п.10 работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
п.13 работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или Заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Действие пункта распространяется в случае привлечения Субподрядной организации.
Нумерация видов работ приведена в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года № 624…».
Вместе с тем, наличие у субподрядчика документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным в подпунктом 4 пункта 17 Информационной карты Документации, не является основанием для непредставления данных документов участником.
Учитывая, что указанные виды работ могут быть выполнены субподрядчиком/соисполнителем, наличие соответствующих свидетельство СРО в составе заявки участника является избыточным.
Кроме того, установление в Документации требования к участникам Конкурса о наличии одновременно свидетельств, выданных саморегулируемой организацией, о допуске к отдельным видам работ и свидетельств о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) противоречит целям и принципам Закона о закупках, пункту 25.1.5 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о закупках не повлияли на результаты Конкурса, поскольку на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Айсберг Групп» от 25.05.2015 № Р.А.-25.05.15 (вх. от 26.05.2015 № 52087/15) на действия (бездействие) заказчика ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ППМ) на реконструкцию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), оборудование системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) 174 объектов метрополитена (извещение № 31502328986) обоснованной.
2. Признать в действиях ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» нарушение части 1 статьи 2, частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 03.06.2015 № 223ФЗ-122/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.