Решение №17/28604/15 Решение и предписание № 223ФЗ-101/15 по результатам рассмотр... от 28 мая 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-101/15

по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Балтийская торгово-промышленная компания» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.05.2015                                                                                                    Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:  

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «Федеральная сетевая

компания единой энергетической

системы»: <...> – доверенность №214-15 от 12.05.2015, <...> – доверенность №221-15 от 21.05.2015, <...> – доверенность от 19.03.2015,

ЗАО «Балтийская торгово-промышленная компания»: <...> – доверенность №22 от 19.05.2015, <...> – доверенность №21 от 19.05.2015,

рассмотрев жалобу ЗАО «Балтийская торгово-промышленная компания» № 91 от 12.05.2015 (вх. № 48569-ЭП/15 от 15.05.2015) на действия (бездействие) заказчика ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Балтийская торгово-промышленная компания» (далее – Заявитель) от 12.05.2015 №91 (вх. №48569-ЭП/15 от 15.05.2015) на действия заказчика ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – Заказчик, ОАО «ФСК ЕЭС», Общество) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214)
(далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ЦИУС ЕЭС»,  утвержденным решением Совета директоров ОАО «ЦИУС ЕЭС»  от 28.12.2012 № 61
(далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

20.04.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Из жалобы следует, что установленные Заказчиком сроки подачи заявок в Извещении от 20.04.2015 противоречат информации о сроках подачи заявок в Извещении от 28.04.2015.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Согласно пункту 4.1.2.3 Положения о закупке в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о проведении закупки, документацию о закупке внесены Заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах, срок подачи заявок на участие в такой закупке необходимо продлить так, чтобы со дня размещения информации на официальном сайте внесенных в извещение о проведении закупки, в документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней. В случае внесения изменений, касающихся исключительно изменения окончания срока подачи заявок в сторону увеличения такого срока, такие изменения могут быть внесены в любое время до окончания первоначально установленного срока подачи заявок без обязательства продления этого срока не менее чем на 15 дней до вновь установленного срока окончания подачи заявки.

В соответствии с информацией на официальном сайте 28.04.2015 в Извещение внесены изменения, в том числе в части порядка и сроков подачи заявок.

Таким образом, довод Заявителя в части несоответствия сроков подачи заявок в Извещении, не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, полное наименование Заказчика, указанное в Документации не соответствует наименованию Заказчика, указанному в Уставе Заказчика, что является нарушением пункта 2 статьи 2 Закона о закупках.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, при написании фирменного наименования Общества, в зависимости от источников публикации и характера размещения информации, используются следующие названия: Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»; ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС»; ОАО «ФСК ЕЭС».

Доказательств, подтверждающих, что указанное наименование Общества не позволило принять участие в Конкурсе, Заявителем не представлено.

Таким образом, довод Заявителем не нашел своего подтверждения.

3. Из Жалобы следует, что установленные Заказчиком способы исполнения обязательств по договору в Документации противоречат пунктам 9.1.5.1, 9.1.5.2 Положения о закупке, что  нарушает права и законные интересы Заявителя.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии со статьей 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами в том числе равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.5.2 Положения о закупке.

Согласно пункту 9.1.2.3 Конкурсная документация утверждается конкурсной комиссией. Текст технической и коммерческой частей конкурсной документации перед ее утверждением должен быть согласован с соответствующими подразделениями Общества.

Пунктом 9.1.5.1 Положения о закупке предусмотрено, что Заказчик вправе потребовать от потенциальных участников предоставления обеспечения исполнения обязательств, связанных с подачей ими конкурсной заявки (обеспечение конкурсной заявки). Требования к эмитенту обеспечения не должны накладывать на конкурентную борьбу участников излишних ограничений. Способ обеспечения:

а) банковская гарантия;

б) соглашение о неустойке;

в) денежные средства.

В соответствии с пунктами 9.1.5.2, 9.1.5.3 размер обеспечения конкурсной заявки по всем способам не должен превышать 3 (трех) процентов от цены, указанной участником конкурса. Размер обеспечения обязательств по договору определяется согласно условиям конкурсной/закупочной документации.

Согласно пункту 2.4.8.2 Документации обеспечение исполнения обязательств Участника Конкурса должно иметь форму банковской гарантии.

В соответствии с пунктом 2.4.8.13 Документации непредставление обеспечения обязательств Участника Конкурса или несоответствие условий и содержания обеспечения обязательств требованиям документации может являться основанием для отклонения Конкурсной заявки.

При этом в Положении о закупке отсутствует порядок определения конкурсной комиссией при утверждении в Документации способа исполнения обязательств участником.

Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит целям и принципам Закона о закупках, пункту 1.5.2 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2.3.1.1 Документации участвовать в Конкурсе может любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Пунктами 2.3.1, 2.3.2 Документации установлены требования к Участникам Конкурса и требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным требованиям в Документации.

Каждое юридическое лицо, входящее в состав коллективного Участника или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), входящее в группу лиц, должно отвечать требованиям пунктов 2.3.1, 2.3.2 документации (пункт 2.3.4.1 Документации).

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее – группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установление требования, указанного в пункте 2.3.4.3 Документации, к коллективному участнику Конкурса являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

   

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Балтийская торгово-промышленная компания» № 91 от 12.05.2015 (вх. № 48569-ЭП/15 от 15.05.2015) на действия (бездействие) заказчика ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214) частично обоснованной.

2. Признать ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» нарушившим части 1 статьи 2, частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.05.2015 №223ФЗ-101/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

4. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

  

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ


№ 223ФЗ-101/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

 

25.05.2015 Москва



Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 25.05.2015 № 223ФЗ-101/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО «Балтийская торгово-промышленная компания» от 12.05.2015 №91 (вх. №48569-ЭП/15 от 15.05.2015) на действия заказчика ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе не учитывать требование пункта 2.3.4.3 Документации, а именно: «требования к коллективному участнику».

2. Заказчику осуществить дальнейшее проведение Конкурса в порядке, установленном Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд
ОАО «ЦИУС ЕЭС», утвержденным решением Совета директоров ОАО «ЦИУС ЕЭС»  от 28.12.2012 № 61, и с учетом решения решения от 25.05.2015
№ 223ФЗ-101/15.

3. Заказчику в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 – 2 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны