Решение №17/30422/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-164/16 по результатам рассмотрения жалобы от 29 апреля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-164/16

по результатам рассмотрения жалобы <....> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

26.04.2016                                                                                                 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<....> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Ленэнерго» <....> – доверенность от 25.04.2016 № 201-25, <....> – доверенность от 22.04.2016 № 201-16, <....> – доверенность от 11.01.2016 № 32-16,

<....> на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени, месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу <....> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ленэнерго» при проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора с использованием функционала электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.b2b-mrsk.ru на право заключения рамочных соглашений на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования) на электросетевых объектах, наружных и внутренних сетей электроснабжения до 35 кВ, поставку, строительство, монтаж и пуско-наладку трансформаторных и распределительных подстанций, работы по строительству наружных и внутренних сетей и оборудования, прокладку сетей электроснабжения и электроосвещения, испытание электросетей и электрооборудования, сдачу готового объекта в эксплуатацию с привлечением специалистов организаций, осуществляющих государственный надзор по филиалу ПАО «Ленэнерго» «Пригородные ЭС» общим объемом работ не более 2 500 000 000 руб. с НДС (№161604) (извещение № 31603500670) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба <....> (далее - Заявитель) б/д б/н (вх. от 18.04.2016 № 52878-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ленэнерго» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора с использованием функционала электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.b2b-mrsk.ru на право заключения рамочных соглашений на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования) на электросетевых объектах, наружных и внутренних сетей электроснабжения до 35 кВ, поставку, строительство, монтаж и пуско-наладку трансформаторных и распределительных подстанций, работы по строительству наружных и внутренних сетей и оборудования, прокладку сетей электроснабжения и электроосвещения, испытание электросетей и электрооборудования, сдачу готового объекта в эксплуатацию с привлечением специалистов организаций, осуществляющих государственный надзор по филиалу ПАО «Ленэнерго» «Пригородные ЭС» общим объемом работ не более 2 500 000 000 руб. с НДС (№161604) (извещение № 31603500670) (далее – Жалоба, Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке), утвержденного решением Советом директоров ПАО «Ленэнерго» от 31.12.2015 № 30 (Приложение № 17) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

31.03.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены положения Закона о закупках следующими действиями:

1. Извещение и Документация не размещены в ЕИС;

2. В Документации, техническом задании отсутствует расчет начальной (максимальной) цены договора, объектные и локальные сметы;

3. Заказчиком в один лот объединены работы по строительству, поставке, монтажу и пуско-наладке электрооборудования, прокладке сетей электроснабжения и электроосвещения, не установлен объем выполняемых работ;

4. Установлены требования о предоставлении документов, подтверждающих отсутствие негативного опыта выполнения договоров, в части отсутствия претензий либо судебных решений о неисполнении участником Конкурса с Заказчиком, его филиалами и ДЗО, а также по заключенным договорам с иными Заказчиками. Неправомерно установлены требования к участнику Конкурса о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

5. Заказчиком в Документации не установлены критерии существенности возможных допущенных нарушений участниками Конкурса, наличие которых является основаниями отказа Заказчиком в допуске к участию в Конкурсе.

6. При проведении Конкурса путем заключения рамочного соглашения Заказчик создает преимущественные условия для подрядчика и не обеспечивает конкуренцию в ходе процедуры закупки.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что 31.03.2016 в ЕИС Заказчиком размещены Документация, Извещение, проекты договора, рамочного соглашения, техническое задание (номер извещения 31603500416).

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Согласно пункту 2.4.7.1 Документации ценовой лимит рамочного соглашения по лоту 1: общий объем работ не более 1 200 000 000,00 (один миллиард двести миллионов) рублей с НДС.

Комиссия ФАС России, изучив Документацию приходит к выводу, что Заказчиком в Документации не установлена конкретная начальная максимальная цена договора, при этом в Документации также отсутствуют объектные и локальные сметы.

Таким образом, не установление Заказчиком в Документации конкретной начальной максимальной цены договора за выполнение требуемых объемов работ нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом «б» пункта 1.2.1 Положения о закупках.

Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является в том числе: «… выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования) на электросетевых объектах, поставка, строительство, монтаж и пуско-наладка трансформаторных и распределительных подстанций, работы по строительству наружных и внутренних сетей и оборудования, прокладку сетей электроснабжения и электроосвещения, испытание электросетей и электрооборудования, сдача готового объекта в эксплуатацию…».

В соответствии с техническим заданием Документации в объем работ включаются: строительно-монтажные работы (СМР), пуско-наладочные работы (ПНР), электромонтажные работы (ЭМР) и поставка оборудования, согласно ПСД, по строительству распределительных сетей низкого и среднего напряжения филиала ПАО «Ленэнерго» «Кингисеппские ЭС», согласно разработанных технических заданий (ТЗ) или технических условий (ТУ) для присоединения новой и дополнительной мощности в рамках договоров на оказание услуг по присоединению:

1. Выполнение работ данного раздела не исключает применение материалов и оборудования, передаваемых Заказчиком в монтаж Подрядчику. Спецификация передаваемых материалов и оборудования составляется на основании утвержденной ПСД перед началом работ по данному разделу.

2. В состав работ по данному разделу входит изготовление и передача Заказчику исполнительной документации законченного строительством объекта. Заказчик организует работу рабочей и приемочной комиссии по вводу объекта распределительных сетей низкого и среднего напряжения в эксплуатацию.

3. Гарантийный срок на все виды строительно-монтажных работ (СМР), пуско-наладочных работ (ПНР), электромонтажных работ (ЭМР) устанавливается 24 месяца с момента ввода объекта в эксплуатацию. Оборудование и материалы, используемые при строительстве должны быть новые, с датой изготовления (выпуска) не ранее 6 месяцев от даты начала работ. Гарантийный срок на эксплуатацию оборудования устанавливается согласно паспортам заводов изготовителей.

Следовательно, положения Технического задания Документации не содержат определение объема закупаемых работ, перечня оборудования и материалов, передаваемых Заказчиком для монтажа подрядчику, необходимых при выполнении указанных работ, а также перечень материалов и оборудования, закупаемых подрядчиком и необходимых для исполнения договора.

Кроме того, согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.

Вместе с тем, в составе Документации отсутствует проектно-сметная документация.

Отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Учитывая изложенное, предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе, что противоречит подпункту «б» пункта 1.2.1 Положения о закупках.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Согласно пункту 2.9.2.2 Документации одним из условий соответствия участника Конкурса требованиям Документации является:

- отсутствие негативного опыта выполнения договоров, которое в том числе подтверждается отсутствием признанных претензий либо судебных решений о неисполнении участником условий договора» с ПАО «Ленэнерго», его филиалами и ДЗО, а также по заключенным договорам с иными Заказчиками;

- наличие разрешающих документов на осуществление видов деятельности (свидетельств СРО), указание в этих документах видов деятельности, соответствующих предмету и установленным требованиям Заказчика. При привлечении субподрядчиков/соисполнителей/сопоставщиков – наличие у таких лиц необходимых документов.

Кроме того, согласно пункту 2.3.3.4 Документации участник конкурса готовит Конкурсную заявку с учетом следующих дополнительных требований:

a) в Конкурсную заявку включаются нотариально заверенные копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор, в случае признания Участника Победителем, между Участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, с указанием перечня, объема, стоимости и сроков выполнения возлагаемых на субподрядчика соответственно работ;

b) Конкурсная заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям (п. 2.3.1 Документации) в объеме выполняемых им соответственно работ с предоставлением документов согласно п.2.3.2 Документации. Предоставляемые субподрядчиком формы заполняются субподрядчиком с указанием его наименования и наименования Участника конкурса и заверяются подписью и печатью Участника в соответствии с п. 2.4.3.1, 2.4.3.2 Документации;

c) Конкурсная заявка должна включать сведения о распределении объемов работ между Участником конкурса и субподрядчиками по установленной в настоящей документации форме.

Пунктом 6 Технического задания Документации установлено условие, согласно которому, чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получить право заключить Рамочное соглашение, участник конкурса в том числе должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что поскольку работы, являющиеся предметом Конкурса будут проводиться в том числе на объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, данное требование установлено на основании Федерального закона от 25.06.20102 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для проведения таких работ необходима указанная лицензия.

Вместе с тем, Документация не содержит указание на место выполнения работ, перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также как пояснили представители Заказчика, что работы будут выполняться не на всех объектах, относящихся к памятникам истории и культуры. Следовательно, установление Заказчиком указанного требования Документации влечет ограничение количества участников закупки.

Кроме того, согласно пункту 2.4.1.1 Документации участник конкурса должен подготовить Конкурсную заявку, в том числе включающую справку о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации (раздел 4, форма 13).

Подпунктом «а» пункта 2.3.2.1.3 Документации установлено, что документами, подтверждающие квалификацию Участника конкурса в том числе является оригинал справки об опыте выполнения аналогичных предмету закупки договоров. Заказчик вправе запросить подтверждение указанных Участником сведений копиями актов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию.

При этом в Документации Заказчик не устанавливает критерии, на основании которых участник Конкурса в соответствии с требованиями Документации в целях предоставления сведений об опыте должен определять аналогичность выполненных договоров.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований, в том числе о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ограничивает количество потенциальных участников Конкурса.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам закупки противоречит подпункту «г» пункта 1.2.1 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 2.9.2.1 Документации в рамках предварительного рассмотрения (отборочной стадии) Комиссия проверяет в том числе наличие и существенность Заявок по изменению условий договора.

Согласно пункту 2.9.2.9 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые в том числе по существу не отвечают договорным требованиям в части: наличия и существенности Заявок по изменению условий рамочного соглашения/договоров.

Пунктом 2.9.1 Документации установлено, что участник конкурса, выбранный в качестве Победителя, утрачивает статус Победителя, и его действия (бездействия) означают отказ от заключения Рамочного соглашения в том числе в случае если предложил Заказчику внести существенные изменения, ухудшающие условия Рамочного соглашения, в том числе путем проведения переговоров (за исключением случаев, когда такие переговоры проводятся по инициативе Заказчика в соответствии с решением Конкурсной комиссии).

Согласно пункту 4 Инструкции по заполнению справки о наличии у участника закупки связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика или Организатора закупки (Форма 8 Документации) при составлении данного письма участник закупки должен учесть, что сокрытие любой информации о наличии связей, носящих характер аффилированности между участником закупки и любыми лицам так или иначе связанными с Заказчиком, Организатором закупки может быть признано закупочной комиссией существенным нарушением условий данной закупки, и повлечь отклонение Предложению такого участника.

Согласно пункту 4 Инструкции по заполнению справки о крупной сделке участника (Форма 16 Документации) при составлении данного письма участник должен учесть, что сокрытие любой информации о наличии причин признания данной сделки крупной, может быть признано Комиссией существенным нарушением условий данного аукциона, и повлечь отклонение Заявки такого Участника.

Вместе с тем, в Документации Заказчик не устанавливает критерии определения существенности заявок по изменению условий договора, рамочного соглашения, возможных допущенных нарушений участниками Конкурса.

Таким образом, установление в Документации вышеуказанных требований может повлечь субъективный подход при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе и необоснованный, неправомерный отказ участнику в допуске к участию в Конкурсе.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам закупки противоречит подпункту «г» пункта 1.2.1 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса путем заключения рамочного соглашения Заказчик создает преимущественные условия для подрядчика и не обеспечивает конкуренцию в ходе процедуры закупки.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктом 2.3.1.1 Документации участвовать в Конкурсе может любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Дополнительные требования к субподрядчикам/соисполнителям/субпоставщикам и порядку подтверждения их соответствия установленным требованиям приведены в пункте 2.3.3 Документации. Дополнительные требования к коллективным Участникам; к лицам, участвующим на стороне одного Участника и порядку подтверждения их соответствия установленным требованиям приведены в пункте 2.3.4 Документации. При проведении Конкурса на ЭТП, такое лицо должно быть зарегистрировано на соответствующей ЭТП в качестве Участника ЭТП, а также в качестве Участника проводимого конкурса.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что согласно положениями Документации участвовать в Конкурсе может любое юридическое лицо (группа лиц), физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что при проведении Конкурса путем заключения рамочного соглашения Заказчиком созданы преимущественные условия для подрядчика и ограничивается конкуренция в ходе проведения процедуры закупки.

7. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2.9.2.1 Документации в рамках предварительного рассмотрения (отборочной стадии) Комиссия проверяет в том числе соответствие Участника  открытого конкурса всем отборочным критериям, установленным в настоящей Документации; соответствие заявки предъявляемым минимальным отборочным критериям: опыт выполнения аналогичных договоров, кадровые и материально-технические ресурсы; соответствие минимальным пороговым значениям кадровых и материально – технических ресурсов; наличие достаточного опыта выполнения договоров (СМР).

Так, согласно пункту 7 Технического задания Документации, чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получить право заключить рамочное соглашение, участник Конкурса должен в том числе иметь опыт работы на объектах энергетики не менее 3-х лет, подтверждаемый полным перечнем объектов законченного строительства, которые выполнены и сданы в эксплуатацию в 2013-2015 г.г. (данная информация подтверждается Участником документально, копиями актов КС-11). Участник должен иметь не менее 150 объектов ТП, введенных в эксплуатацию за период 2013-2015гг.: (в т.ч. выполненные на условиях субподряда).

В соответствии с пунктом 2.9.2.9 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет конкурсные заявки, которые поданы Участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации отборочным критериям, а именно:

a) не соответствует критериям по материально-техническим ресурсам;

b) не соответствует критериям по кадровым ресурсам;

c) не соответствует критериям, предъявляемым к опыту выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ с поставкой оборудования по объектам распределительных сетей ВЛ, КЛ 0,4/6/10 кВ;

d) не соответствует критериям по финансовой устойчивости (раздел 5).

Согласно пункту 2 Раздела 6 Документации участники, набравшие итоговой рейтинг 75 и более баллов, будут признаны победителями открытого конкурса с присвоением права заключения рамочного соглашения.

Вместе с тем, согласно пункту 1 Раздела 6 Документации оценка заявок участников осуществляется по критериям, относящимся к общему и специальному опыту, кадровым возможностям, оборудованию, финансовому состоянию, деловой репутации, которые подтверждаются участником при заполнении форм, приложенных к квалификационной заявке.

Для оценки заявок по каждому критерию используется 100-балльная шкала оценки.

Сумма величин значимости критериев оценки составляет – 100%.

Вместе с тем, из содержания Документации невозможно однозначно определить перечень требований к участнику закупки, установленных для целей допуска к участию в Конкурсе и перечень требований к участнику закупки, установленных для целей оценки заявок на участие в Конкурсе.

Кроме того, согласно пункту 2 Раздела 6 Документации в качестве критериев оценки установлены:

специальный опыт по количеству объектов ТП, введенных в эксплуатацию за период 2013-2015гг.: (в т.ч. выполненные на условиях субподряда), для оценки которого участник закупки представляет сведения об опыте выполнения данного вида работ (с 2013г. по дату окончания подачи заявок) по соответствующим в поданной квалификационной заявке направлениям (по форме Приложений №6 к квалификационной документации). При этом 0 баллов присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 150 объектов; 45 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – от 151 до 180 объектов; 75 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – от 181 до 210 объектов; 100 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 210 объектов.

Кадровые возможности 5%.

Инженерно-технический персонал. 

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 5 человек;

- 25 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – от 5 до 10 человек.

50 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 10 человек.

Персонал для выполнения строительно-монтажных работ

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 25 человек;

- 25 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – от 26 до 50 человек.

50 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 50 человек.

Оборудование 5%

Автосамосвал не менее г/п 12т.

- 0 баллов - присваивается участнику при количественном значении характеристики – 5 шт;

- 10 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 5 шт.

Бульдозер на гусеничном либо колесном ходу мощностью не менее 59 кВт.

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 5 шт;

- 10 балла - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 5 шт.

Трактор на гусеничном либо колесном ходу мощностью не менее 72 кВт.

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 3 шт;

- 5 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 3 шт.

Кран автомобильный грузоподъемностью не менее 25 т.

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 2 шт;

- 10 балла - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 2 шт.

Кран-манипулятор на колесном ходу, крановая установка грузоподъемностью не менее 7т., грузоподъемность а/м не менее 10 т.

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 2 шт;

- 10 балла - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 2 шт.

Вышка подъемная высота подъема люльки не менее 17 м.

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 2 шт;

- 10 балла - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 2 шт.

Экскаватор на гусеничном либо колесном ходу с объемом ковша не менее 0,65 куб.м.

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 5 шт;

- 5 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 5 шт.

Буровые машины БКМ-205, БКМ-317 или другие с аналогичными техническими характеристиками

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 5 шт;

- 10 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 5 шт. Седельный тягач

Мощностью не менее 150 кВт

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 2 шт;

- 5 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 2 шт. Бригадные автомобили

вместимость не менее 3 человек, грузоподъемность не менее 1,5 тонны

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики –3 шт.;

- 10 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 3 шт. Электротехническая лаборатория (ЭТЛ)

с переносным комплектом приборов до и выше 1000 В

- 0 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – 1 шт.;

- 10 баллов - присваивается Участнику при количественном значении характеристики – более 1 шт. Производственная база

Расположение производственной базы в регионе производства работ (стоянка для спецтехники, ремзона, мастерская, хозблок)

- 0 баллов - присваивается Участнику при отсутствии производственной базы;

- 10 баллов - присваивается Участнику при наличии.

В приведенном порядке отсутствует пропорциональная зависимость между качеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям, при этом установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта. При этом установленная система оценки заявок участников по критерию «Квалификация участника», предусматривающая присвоение участникам Конкурса либо максимально предусмотренного балла, либо 0 баллов, устраняет возможность получения участниками Конкурса промежуточных баллов, соответствующих их уровню квалификации.

Комиссия ФАС приходит к выводу, что порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в Документации определен ненадлежащим образом, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Подпунктом «ж» пункта 2.3.1.2 Документации установлено, что участник должен иметь соответствующее свидетельство(а) о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и иметь допуск к работам согласно приложению к свидетельству:

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, основанного на членстве лиц, осуществляющих строительство, стоимость которых по одному договору не превышает 500 000 000,00 (пятьсот миллионов) рублей.

Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

3. Земляные работы;

3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве;

3.3. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода;

4. Свайные работы. Закрепление грунтов;

4.1. Свайные работы, выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях;

4.2. Устройство ростверков;

4.3. Устройство забивных и буронабивных свай;

4.4. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай;

5. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;

5.1. Опалубочные работы;

5.2. Арматурные работы;

5.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;

6. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;

6.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;

6.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;

6.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин;

8. Монтаж металлических конструкций;

8.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;

8.2. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций;

8.3. Монтаж и демонтаж тросовых несущих конструкций (растяжки, вантовые конструкции и прочие);

9. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);

9.2. Устройство оклеечной изоляции;

9.3. Нанесение лицевого покрытия при устройстве монолитного пола в помещениях с агрессивными средами;

9.4. Гидроизоляция строительных конструкций;

13. Устройство наружных сетей водопровода;

13.1. Укладка трубопроводов водопроводных;

13.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;

13.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;

13.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;

14. Устройство наружных сетей канализации;

14.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;

14.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных;

14.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;

14.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;

14.5. Устройство фильтрующего основания под иловые площадки и поля фильтрации;

14.6. Укладка дренажных труб на иловых площадках;

14.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;

15. Устройство наружных электрических сетей и линий связи;

15.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;

15.3. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ;

15.4. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно;

15.5. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно;

15.6. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты;

16. Монтажные работы;

16.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования;

17. Пусконаладочные работы;

17.1. Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов;

17.2. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов;

17.3. Пусконаладочные работы устройств релейной защиты;

17.5. Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока;

18. Устройство автомобильных дорог;

18.1. Устройство оснований автомобильных дорог;

18.2. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;

18.3. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;

20. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

20.1. Строительный контроль за общестроительными работами;

20.2. Строительный контроль за работами в области электроснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, для участия в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, достаточно наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в отсутствие свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 № 356 (далее – Приказ). Согласно Приложению к Приказу в свидетельстве указывается предельная стоимость работ (по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства) по одному договору, на осуществление организации, которых член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.

В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного Кодекса Российской Федерации Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Следовательно, член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает сумму, указанную в свидетельстве.

Условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должно являться исключительно наличие у участника закупки свидетельства о допуске к организации соответствующих работ.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации вышеуказанное требование к наличию в составе заявки на участие в Конкурсе свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, основанного на членстве лиц, осуществляющих строительство с установлением стоимости по одному договору не более 500 000 000,00 (пятьсот миллионов) рублей противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

9. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1.1.6 Документации Заказчиком установлены требования к оборудованию и материалам, согласно которым предлагаемые к поставке материалы должны быть сертифицированы в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также аттестованы в соответствии с Положением ПАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе и рекомендованы к применению. Участник должен предоставить соответствующее документальное подтверждение наличия действующей сертификации и аттестации. Перечень аттестованного и рекомендованного к применению оборудования, технологий, материалов и систем, а также порядок их аттестации размещен на сайте http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/index.php?sphrase_id=91310) в разделе «Инвестиции и инновации» в подразделе «Аттестация оборудования».

Вместе с тем из приведенных положений Документации не представляется возможным установить в соответствии с какими нормативными требованиями Заказчиком предусмотрена необходимость документального подтверждения участником Конкурса в составе заявки наличия аттестации исключительно ПАО «Россети» предлагаемых к поставке материалов.

Кроме того, пунктом 2.3.1.2 Документации установлены требования к участнику Конкурса в том числе:

соответствие отборочным критериям по финансовой устойчивости (Раздел 5);

Стоимость чистых активов (СЧА) за два последних завершенных отчетных (финансовых) периода (отдельно), должно иметь значение >0;

Коэффициент соизмеримости (КСВ), который характеризует соизмеримость суммы заключаемого по результатам конкурса Договора с объемом годовой выручки от основной деятельности Участника конкурса за два последних завершенных отчетных (финансовых) периода (суммарно), должен иметь значение ≥0,5;

В случае привлечения Участником конкурса (Генеральным подрядчиком) к выполнению отдельных видов работ Субподрядчика (Субподрядчиков) (с долей - менее 1% и с долей - более 1% стоимости выполнения работ по Договору) требование, установленное в данном подпункте, относится отдельно к Генеральному подрядчику и каждому Субподрядчику с долей выполнения работ по Договору (в стоимостном выражении) более 1% от общей цены работ по Договору.

Оценка данного требования осуществляется  отдельно по Генеральному подрядчику и такому Субподрядчику,  в  части (доле) стоимости работ по Договору, выполняемых суммарно Генеральным подрядчиком и Субподрядчиками (с долей - менее 1% стоимости выполнения работ по Договору) и таким Субподрядчиком (с долей – более 1% стоимости выполнения работ по Договору)  согласно предоставленному Участником конкурса Плану распределения объемов выполнения работ между Участником конкурса  (Генеральным  подрядчиком)  и Субподрядчиком (Субподрядчиками).

В случае привлечения Участником конкурса (Генеральным подрядчиком) к выполнению отдельных видов работ Субподрядчика (Субподрядчиков) (с долей - менее 1% выполнения работ по Договору) требование, установленное в данном подпункте, относится только к Генеральному подрядчику.

Оценка данного требования осуществляется только по Генеральному подрядчику исходя из общей цены Договора (стоимости выполнения работ, выполняемых суммарно Генеральным подрядчиком и Субподрядчиком (Субподрядчиками) (с долей по стоимости - менее 1% выполнения работ по Договору) согласно предоставленному Участником конкурса Плану распределения объемов выполнения работ между Участником конкурса (Генеральным подрядчиком) и Субподрядчиком (Субподрядчиками)).

При этом пунктом 2.3.2.5 Документации установлено, что в случае не предоставления участником конкурса в составе конкурсной заявки хотя бы одного из перечисленных в пунктах 2.3.2.1.1 – 2.3.2.1.4. Конкурсной документации документов, Конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсную заявку данного Участника конкурса.

Вместе с тем установление Заказчиком вышеуказанных требований к финансовому состоянию участника Конкурса, а также требований к субподрядчикам является избыточным и ограничивает количество участников закупки.

Пунктом 2.4.8.3.5 Документации установлены требования к обеспечению исполнения обязательств по договору, согласно которым участник, с которым заключается договор, должен в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору предоставить Заказчику безотзывную и безусловную, не подлежащую аннулированию без согласия Заказчика Независимую гарантию, в размере 10% от цены предложения Победителя, в том числе НДС.

В том случае, если обеспечение исполнения договора представляется в виде безотзывной и  безусловной, не подлежащая аннулированию без согласия Заказчика Независимой гарантии, банковская гарантия должна соответствовать следующим требованиям:

- Независимая гарантия должна быть выдана юридическим лицом, входящим в Список аккредитованных Заказчиком организаций, рейтинг кредитоспособности которого не ниже установленного уровня кредитного рейтинга, присвоенного международными (S&P, Fitch Ratings, Moody’s) и (или) национальными рейтинговыми агентствами (RusRating, Эксперт РА, НРА, AK&M).

В соответствии с частью 3 статьи 71.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, включенного в перечень не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам проведения Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.

Пунктом 2.3.2.1 Документации предусмотрено, что участник Конкурса должен включить в состав Конкурсной заявки документы, подтверждающие его правоспособность, в том числе:

- разрешающие документы на виды деятельности, связанные с выполнением работ в соответствии с техническим заданием, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые у Участника закупки есть разрешающие документы:

- декларацию о принадлежности Участника к субъектам малого/ среднего предпринимательства по установленной в настоящей документации форме;

- при наличии разногласий, участник должен представить протокол разногласий к проекту договора по установленной в настоящей документации форме;

- нотариально заверенную копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, основанного на членстве лиц, осуществляющих строительство, стоимость которых по одному договору не превышает 500 000 000,00 (пятьсот миллионов) рублей с приложениями;

- нотариально заверенную копию выписки из реестра членов саморегулируемой организаций, членом которой является Участник, выданную не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Предложений (в форме электронного документа);

- нотариально заверенную копию выписки из реестра саморегулируемых организаций, выданную Ростехнадзором, с приложением перечня состава работ, свидетельство на выполнение которых имеет право выдавать СРО, выданной Ростехнадзором не ранее чем за 90 дней до срока окончания подачи Предложений (в форме электронного документа);

- справку об участии в судебных разбирательствах, в том числе субподрядных организаций по установленной в настоящей документации форме;

- оригинал расписки контрагента о согласии на проведение проверки Департаментом безопасности ПАО «Ленэнерго» на предмет благонадежности, подписывается должностным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица;

- согласие участника об обязанности заключать договоры комбинированного страхования при выполнении строительно-монтажных работ (иных работ, в состав которых входят строительно-монтажные работы)  с аккредитованной страховой компанией в случае присуждения участнику договора (письмо в свободной форме).

В соответствии с пунктом 2.3.2.1.3 Документации документами, подтверждающие квалификацию участника конкурса в том числе являются:

- оригинал справки о кадровых ресурсах. При этом Заказчик вправе запросить подтверждение указанных участником сведений копиями трудовых книжек штатных сотрудников, специальностей, указанных в качестве минимальных требований, предъявляемых Заказчиком к кадровым ресурсам участника закупки, а также Заверенные участником копии удостоверений о допуске к работе в электроустановках (по числу сотрудников, указанных в справке о кадровых ресурсах);

- заверенная участником копия отчета, предоставляемого в ПФР по форме РСВ-1 ПФР за последний отчетный период;

- оригинал справки о материально-технических ресурсах, с предоставлением копий документов, подтверждающих собственность указанных в справке МТР (копии ПТС, ПСМ на автомобили и спецтехнику, указанные в справке о МТР, копия договора лизинга и т.д.);

- справку о текущей загруженности (находящихся на исполнении договорах) по установленной в настоящей документации форме;

- оригинал справки по СУОТ с приложением следующих документов:

утвержденное руководителем организации Положение о службе по охране труда, разработанного на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 08.02. 2000 №14), копия приказа о назначении ответственного лица по вопросам охраны труда по организации или копия сертификата ISO 18001 (при его наличии);

копия удостоверения о проверке знаний по охране труда после прохождения обучения по программе в объеме 72 часов;

список лиц, ответственных за ОТ;

копии приказов о создании аттестационной комиссии;

утвержденный руководителем организации перечень инструкций по ОТ, выдаваемых персоналу на объектах (согласно постановления Минтруда и социального развития РФ от 17.12.2002 №80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда»);

реестр карточек выдачи спецодежды, спецобуви и СИЗ с приложением нескольких примеров таких карточек (2-7 штук) (согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»);

перечень журналов проведения вводного и первичного (на рабочем месте) инструктажей по охране труда с приложением копий обложки, первого листа с записями, последнего листа с записями и оборотной стороны журнала с опечатыванием;

оригинал письма о готовности предоставить по запросу Закупочной комиссии инструкции ОТ, карточки выдачи спецодежды, журналы проведения инструктажей оп ОТ, протоколы заседаний аттестационных комиссий.

- копия сертификата ISO 14001 или утвержденная руководителем организации программа реализации мероприятий по охране окружающей среды с приложением последнего акта проверки органами государственных надзорных органов (Росприроднадзора, экологического надзора).

При этом согласно пункту 2.3.2.5 Документации в случае не предоставления участником конкурса в составе конкурсной заявки хотя бы одного из перечисленных в пунктах 2.3.2.1.1 – 2.3.2.1.4. Конкурсной документации документов, Конкурсная комиссия вправе отклонить конкурсную заявку данного Участника конкурса.

Пунктом 2.3.3.2-2.3.3.4 Документации установлено, что участник конкурса должен выполнять не менее 30% строительно-монтажных работ c использованием собственных ресурсов (включая ресурсы ДЗО). При нарушении этого требования, Заявка данного участника, по решению Конкурсной комиссии, может быть отклонена.

Участник конкурса должен доказать Конкурсной комиссии, что каждый из привлекаемых им субподрядчиков:

- осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика;

- согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ;

- отвечает требованиям настоящей Конкурсной документации (п. 2.3.1) в объеме выполняемых субподрядчиком работ.

В связи с вышеизложенным Участник конкурса готовит Конкурсную заявку с учетом следующих дополнительных требований:

- в конкурсную заявку включаются нотариально заверенные копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор, в случае признания Участника Победителем, между Участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, с указанием перечня, объема, стоимости и сроков выполнения возлагаемых на субподрядчика соответственно работ;

- конкурсная заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям (п. 2.3.1) в объеме выполняемых им соответственно работ с предоставлением документов согласно п.2.3.2. Предоставляемые субподрядчиком формы заполняются субподрядчиком с указанием его наименования и наименования Участника конкурса и заверяются подписью и печатью Участника в соответствии с п. 2.4.3.1, 2.4.3.2;

- конкурсная заявка должна включать сведения о распределении объемов работ между Участником конкурса и субподрядчиками по установленной в настоящей документации форме.

Вместе с тем, установление вышеприведенных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпунктом «б» пункта 1.2.1 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктами 2.3.4.2, 2.3.4.3 Документации если Заявка подается коллективным Участником (группой лиц), дополнительно к требованиям, указанным в п.2.3.2 Документации, должны быть выполнены нижеприведенные требования.

Каждое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного Участника или физическое лицо, входящее в состав коллективного Участника, должно отвечать требованиям настоящей Документации, изложенным в п.2.3.1 Документации.

При этом пунктом 2.3.4.7 Документации установлено, что коллективный участник готовит предложение с учетом следующих дополнительных требований:

a) конкурсная заявка должна включать документы, подтверждающие соответствие каждого члена объединения установленным требованиям (п. 2.3.2);

b) конкурсная заявка подготавливается и подается лидером от своего имени со ссылкой на то, что он представляет интересы коллективного Участника;

c) в состав Конкурсной заявки дополнительно включается нотариально заверенная копия соглашения между членами коллективного Участника;

d) конкурсная заявка дополнительно должна включать сведения о распределение объемов, стоимости и сроков выполнения работ/поставок между членами коллективного Участника по установленной в настоящей Документации форме.

Согласно пункту 2.3.4.9 Документации конкурсная комиссия может отклонить Заявку, а Заказчик имеет право на одностороннее расторжение Договора, если выяснится, что из состава коллективного Участника вышла одна или несколько организаций, а оставшиеся члены объединения, с точки зрения Заказчика, не способны самостоятельно выполнить Договор.

Таким образом, действия Заказчика по установлению требований к отдельным юридическим лицам, выступающим на стороне коллективного участника Конкурса (группы лиц) противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпунктом «б» пункта 1.2.1 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

11. В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пунктом 1.1.6 Документации установлены требования к сроку выполнения работ, согласно которому срок выполнения по каждому отдельному объекту будет определен при проведении конкурентной закупочной процедуры по итогам данного открытого конкурса в зависимости от сложности и стоимости выполняемых работ. При этом в Документации не установлено место выполнения работ.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации срок выполнения работ по каждому отдельному объекту, место выполнения работ нарушают пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

12. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пунктам 2.5.1.1-2.5.1.4 в процессе подготовки конкурсной заявки участники вправе обратиться к Организатору конкурса за разъяснениями Конкурсной документации. Запросы на разъяснение Конкурсной документации должны быть направлены через ЭТП или в письменной форме на официальном бланке участника закупки на имя председателя закупочной комиссии Фомина Алексея Юрьевича по форме, приведенной ниже, и направляет его в отсканированном виде на электронную почту Организатора торгов: office@lenenergo.ru, в копии на электронную почту: Miroshnichenko.DK@nwenergo.com; Parfenov.NN@nwenergo.com.

Организатор конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 10 дней до истечения срока подачи Конкурсных заявок, при размещении Извещения о проведении конкурса и Конкурсной документации не менее чем за 30 дней до окончания срока подачи Заявок.

Организатор конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи Заявок, при размещении Извещения о проведении конкурса и Конкурсной документации не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи Заявок.

Организатор конкурса оставляет за собой право (но не обязанность) ответа на вопрос, полученный в более поздний срок, если обстоятельства позволят Организатору конкурса ответить на него в разумное время до установленного срока подачи Конкурсных заявок.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <....> б/д б/н (вх. от 18.04.2016 № 52879-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ленэнерго» при проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора с использованием функционала электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.b2b-mrsk.ru на право заключения рамочных соглашений на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования) на электросетевых объектах, наружных и внутренних сетей электроснабжения до 35 кВ, поставку, строительство, монтаж и пуско-наладку трансформаторных и распределительных подстанций, работы по строительству наружных и внутренних сетей и оборудования, прокладку сетей электроснабжения и электроосвещения, испытание электросетей и электрооборудования, сдачу готового объекта в эксплуатацию с привлечением специалистов организаций, осуществляющих государственный надзор по филиалу ПАО «Ленэнерго» «Пригородные ЭС» общим объемом работ не более 2 500 000 000 руб. с НДС (№161604) (извещение № 31603500670) обоснованной в части отсутствия в Документации начальной (максимальной) цены договора, проектно-сметной документации, объемов выполняемых работ, негативного опыта выполнения договоров, требований Документации к участнику Конкурса о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отсутствия в Документации критериев существенности возможных допущенных нарушений участниками Конкурса, наличие которых является основаниями отказа Заказчиком в допуске к участию в Конкурсе.

2. Признать ПАО «Ленэнерго» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункты 1, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ПАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.04.2016 № 223ФЗ-164/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны