Решение №17/32281/14 Решение по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «НПФ «СИМет» от 12 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-102/14

по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «НПФ «СИМет» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

07.08.2014                                                                                                      г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <...>

 

рассмотрев жалобу ЗАО «НПФ «СИМет» б/н, б/д на действия организатора закупки, заказчика ОАО «Оборонэнерго» при проведении запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ЗАО «НПФ «СИМет» (далее – Заявитель) б/н, б/д (вх. от 01.08.2014 № 71215/14) на действия заказчика ОАО «Оборонэнерго» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации  (извещение
№ 31401372489) (далее – Запрос котировок).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг в ОАО «Оборонэнерго», утвержденным Решением Совета директоров ОАО «Оборонэнерго» (Протокол от  30.03.2012 № 9) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

24.07.2014 на официальном сайте размещено извещение о проведении Запроса котировок (далее – Извещение) и документация о проведении Запроса котировок (далее – Документация).

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок проведения Запроса котировок.

В целях полного, всестороннего изучения представленных на заседании Комиссии ФАС России 06.08.2014 представителями Заявителя, Заказчика документов и сведений, Комиссией ФАС России принято решение об объявлении перерыва до 07.08.2014.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 17:00 31.07.2014, дата и время рассмотрения заявок 29.08.2014 00:00.

Представители Заказчика пояснили, что на участие в Запросе предложений подано 5 заявок от участников закупок, в том числе и от Заявителя.

 

1. По мнению Заявителя, в нарушение требований Положения о закупках, Извещение опубликовано на официальном сайте до момента внесения изменений в Годовую комплексную программу закупок ОАО «Оборонэнерго».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте, Извещение опубликовано 24.07.2014.

25.07.2014 Заказчиком опубликованы изменения в Годовую комплексную программу ОАО «Оборонэнерго».

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что изменения в Годовую комплексную программу ОАО «Оборонэнерго», в том числе в части Запроса котировок внесены на основании Приказа генерального директора ОАО «Оборонэнерго» от 24.07.2014. Указанные изменения опубликованы на официальном сайте 25.07.2014.

Частью 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932 (далее – Постановление) утверждены Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требования к форме такого плана. При этом указанным Постановлением не регламентированы сроки внесения изменений в план закупок в части запросов котировок.

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет сроки для внесения изменений в Годовую комплексную программу ОАО «Оборонэнерго» в части закупок осуществляемых путем проведения запросов котировок.

Представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные действия Заказчика нарушают требования Положения о закупках и Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при внесении изменений в Годовую комплексную программу ОАО «Оборонэнерго» в части Запроса котировок и размещения соответствующего Извещения на официальном сайте не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупках.

 

2. По мнению Заявителя, Заказчик нарушил срок размещения Извещения.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте, Извещение опубликовано 24.07.2014.

В соответствии с Извещением, дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 17:00 31.07.2014.

Пунктом 3.4.2.1 Положения установлено, что извещение о проведении запроса котировок размещается организатором закупки не менее, чем за 7 (семь) дней до окончания срока приема котировочных заявок.

Вместе с тем, Извещение размещено на официальном сайте менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок, что является нарушением частей 1 и 2
статьи 2 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3. По мнению Заявителя, Заказчиком ограничено время для подачи запроса о разъяснении положений Документации, что является нарушением требований Закона о закупках.

Согласно информации опубликованной на официальном сайте, Извещение, документация размещены Заказчиком 24.07.2014.

Согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 17:00 31.07.2014.

Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Документации «…любой Участник процедуры закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений настоящей закупочной документации, не позднее, чем за 5 (пять) дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке через функционал ЭТП в порядке, предусмотренном регламентом работы ЭТП, или в письменном виде (на бланке участника) за подписью уполномоченного лица Участника по контактным реквизитам Организатора закупки для соответствующего вида корреспонденции, указанным в Извещении и в пункте 1.2 раздела 1 настоящей закупочной документации».

Согласно пункту 2.2.3 Документации «…Организатор закупки в течение 3 (трех) рабочих дней направляет разъяснение на запрос, сделанный в порядке, определенном пунктом 2.2.2 настоящей закупочной документации. При этом такое разъяснение в течение 1 (одного) дня размещается на сайте, указанном в пункте 1.7 раздела 1 настоящей закупочной документации, с указанием предмета запроса, но без указания Участника процедуры закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений закупочной документации не должно изменять ее суть».

Таким образом, Заказчиком установлен порядок и сроки направления запросов о разъяснении Документации и порядок и сроки ответа на указанные запросы.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили доказательств, подтверждающих что установленные Заказчиком в Документации сроки направления запросов о разъяснении положений Документации не соответствуют требованиям Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя об установлении Заказчиком сроков для подачи запроса о разъяснении положений Документации в нарушение требований Закона о закупках не нашел своего подтверждения.

 

4. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неизмеряемые требования к участникам Запроса котировок в части показателей финансово-хозяйственной деятельности участника закупки.

Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем предлагаемым участниками закупки товарам, работам, услугам.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, требования, которые не указаны в закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Пунктом 3.6 Документации установлено следующее требование к участникам Запроса котировок: показатели финансово-хозяйственной деятельности Участника процедуры закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.

В соответствии с пунктом 2.7.2.4 Документации: «…участник процедуры закупки не допускается Уполномоченным органом Организатора к дальнейшему участию в процедуре закупки, в том числе в следующих случаях:

­- непредставления требуемых согласно настоящей закупочной документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках/соисполнителях (в случае привлечения), или о предлагаемых работах;

­- несоответствия Участника процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиков/соисполнителей (в случае привлечения), требованиям, установленным в настоящей Закупочной документации…».

При изучении документов, представленных на заседании, Комиссия ФАС России установила, что Документация не содержит указание, какие именно документы и показатели в соответствии с пунктом 3.6 Документации, свидетельствующие о платежеспособности и финансовой устойчивости, должен представить участник закупки в заявке на участие в Запросе котировок.

Таким образом, вышеуказанное требование не позволяет определить соответствие участника Запроса котировок заявленным требованиям, поскольку в Документации Заказчиком не раскрыто содержание указанного требования, что может создать преимущественные условия участнику закупки.

Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 2 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, в действиях Заказчика выразившихся в установлении неизмеряемого требования к участникам закупки, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.

 

5. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам Запроса котировок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, требования, которые не указаны в закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Согласно пункту 3.7 Документации участник Запроса котировок «…должен обладать полномочиями, предоставленными изготовителем приборов учета электроэнергии, включаемых Участником в состав предмета настоящей закупки, подтверждающими право Участника на предложение прибора учета электроэнергии в составе предмета закупки, а также распространение фирменных гарантийных обязательств, если Участник не является изготовителем прибора учета электроэнергии».

В соответствии с пунктами 4.2.10 и 4.2.11 Документации участник процедуры закупки в составе заявки на участие в закупке должен приложить:

- копии документов изготовителя приборов учета электроэнергии, включаемых Участником в состав предмета настоящей закупки, подтверждающих право на предложение или поставку (дилерский или дистрибьюторский договор или иной документ) данных приборов учета электроэнергии и распространение фирменных гарантийных обязательств изготовителя, если Участник закупки не является изготовителем приборов учета электроэнергии;

- содержащие ссылку на наименование настоящей процедуры закупки копии документов изготовителя приборов учета электроэнергии, включаемых Участником в состав предмета настоящей закупки, подтверждающих готовность поставки предмета закупки в адрес Участника в срок, позволяющий обеспечить своевременную поставку предмета закупки в адрес заказчика, в соответствии с настоящей закупочной документацией.

Таким образом, возможность участников Запроса котировок сформировать заявки в соответствии с указанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица - изготовителя приборов учета электроэнергии, включаемых участником Запроса котировок в состав заявки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований, создающих преимущественные условия участия в закупке отдельным участникам закупки или нескольким участникам, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 4.3  Положения о закупке, нарушают требования части 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

6. По мнению Заявителя, размер обеспечения заявки на участие в Запросе котировок, а также сроки возврата указанного обеспечения не соответствуют требованиям Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 5.2 Документации размер обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в процедуре закупки, устанавливается в размере 5 (пять) процентов начальной (максимальной) цены договора.

Согласно пункту 5.3 Документации «…в обеспечение исполнения обязательств Участника процедуры закупки, связанных с участием в процедуре закупки, Участником может быть использован способ обеспечительного платежа».

В соответствии с пунктом 5.7 Документации «…обеспечение исполнения обязательств Участника процедуры закупки, связанное с участием в процедуре закупки, возвращается Участникам процедуры закупки в течение 20 (двадцати) рабочих дней после подписания протокола Организатора о результатах процедуры закупки».

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС Росси пояснили, что пунктом 5.7 Документации установлен максимальный срок для возврата обеспечения заявки на участие в Запросе котировок.

Кроме того, установленный размер обеспечения заявки служит гарантией и показателем платежеспособности участника закупки. При этом положениями Закона о закупках не установлены регламентированные требования к размеру обеспечения заявок на участие в запросе котировок и срокам возврата указанного обеспечения.

Таким образом, довод Заявителя о неправомерном установлении размера обеспечения заявки и сроках возврата указанного обеспечения является несостоятельным.

 

7. По мнению Заявителя, Документация не содержит адрес подведения итогов закупки.

В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

В соответствии с пунктом 1.9.3 Документации «…Дата и место подведения итогов процедуры закупки: подведение итогов состоится по адресу Организатора закупки не позднее «22» сентября 2014 года».

Комиссия ФАС России, изучив представленные на заседании представителями Заказчика документы и сведения, установила, что Документация содержит следующие адреса ОАО «Оборонэнерго»:

Юридический адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д.19;

Почтовый адрес: 117140, г. Москва, ул. Русаковская, д.13, стр. 19,21-25.

Таким образом, Документация не содержит адрес подведения итогов закупки, что нарушает пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия Фас России считает, что поскольку процедура рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки не является публичной, указанное нарушение на результаты проведения Запроса котировок не повлияло.

 

На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «НПФ «СИМет» б/н, б/д (вх. от 01.08.2014
№ 71215/14) на действия заказчика ОАО «Оборонэнерго» при проведении запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489).

2. Признать в действиях ОАО «Оборонэнерго» нарушение частей 1,2 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ОАО «Оборонэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.08.2014
№ 223ФЗ-102/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 223ФЗ-102/2014

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

07.08.2014                                                                                                   г. Москва

  

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <...>

на основании решения от 07.08.2014 № 223ФЗ-102/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО «НПФ «СИМет» б/н, б/д (вх.
от 01.08.2014 № 71215/14) на действия заказчика ОАО «Оборонэнерго» при проведении запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Оборонэнерго» при рассмотрении заявок поданных участниками закупки на участие в запросе котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489) не учитывать требования пунктов 3.6, 3.7, 4.2.10 и 4.2.11 закупочной документации.

2. ОАО «Оборонэнерго» осуществить дальнейшее проведение запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и с учетом решения Комиссии
ФАС России от 07.08.2014 по делу № 223ФЗ-102/14.

3. ОАО «Оборонэнерго» в срок до 03.09.2014 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны