Решение №17/32281/14 Решение по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «НПФ «СИМет» от 12 августа 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-102/14
по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «НПФ «СИМет» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
07.08.2014 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <...>
рассмотрев жалобу ЗАО «НПФ «СИМет» б/н, б/д на действия организатора закупки, заказчика ОАО «Оборонэнерго» при проведении запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции ),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО «НПФ «СИМет» (далее – Заявитель) б/н, б/д (вх. от 01.08.2014 № 71215/14) на действия заказчика ОАО «Оборонэнерго» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение
№ 31401372489) (далее – Запрос котировок).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг в ОАО «Оборонэнерго», утвержденным Решением Совета директоров ОАО «Оборонэнерго» (Протокол от 30.03.2012 № 9) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
24.07.2014 на официальном сайте размещено извещение о проведении Запроса котировок (далее – Извещение) и документация о проведении Запроса котировок (далее – Документация).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок проведения Запроса котировок.
В целях полного, всестороннего изучения представленных на заседании Комиссии ФАС России 06.08.2014 представителями Заявителя, Заказчика документов и сведений, Комиссией ФАС России принято решение об объявлении перерыва до 07.08.2014.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 17:00 31.07.2014, дата и время рассмотрения заявок 29.08.2014 00:00.
Представители Заказчика пояснили, что на участие в Запросе предложений подано 5 заявок от участников закупок, в том числе и от Заявителя.
1. По мнению Заявителя, в нарушение требований Положения о закупках, Извещение опубликовано на официальном сайте до момента внесения изменений в Годовую комплексную программу закупок ОАО «Оборонэнерго».
Согласно информации, размещенной на официальном сайте, Извещение опубликовано 24.07.2014.
25.07.2014 Заказчиком опубликованы изменения в Годовую комплексную программу ОАО «Оборонэнерго».
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что изменения в Годовую комплексную программу ОАО «Оборонэнерго», в том числе в части Запроса котировок внесены на основании Приказа генерального директора ОАО «Оборонэнерго» от 24.07.2014. Указанные изменения опубликованы на официальном сайте 25.07.2014.
Частью 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932 (далее – Постановление) утверждены Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требования к форме такого плана. При этом указанным Постановлением не регламентированы сроки внесения изменений в план закупок в части запросов котировок.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет сроки для внесения изменений в Годовую комплексную программу ОАО «Оборонэнерго» в части закупок осуществляемых путем проведения запросов котировок.
Представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные действия Заказчика нарушают требования Положения о закупках и Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при внесении изменений в Годовую комплексную программу ОАО «Оборонэнерго» в части Запроса котировок и размещения соответствующего Извещения на официальном сайте не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупках.
2. По мнению Заявителя, Заказчик нарушил срок размещения Извещения.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте, Извещение опубликовано 24.07.2014.
В соответствии с Извещением, дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 17:00 31.07.2014.
Пунктом 3.4.2.1 Положения установлено, что извещение о проведении запроса котировок размещается организатором закупки не менее, чем за 7 (семь) дней до окончания срока приема котировочных заявок.
Вместе с тем, Извещение размещено на официальном сайте менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок, что является нарушением частей 1 и 2
статьи 2 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком ограничено время для подачи запроса о разъяснении положений Документации, что является нарушением требований Закона о закупках.
Согласно информации опубликованной на официальном сайте, Извещение, документация размещены Заказчиком 24.07.2014.
Согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 17:00 31.07.2014.
Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Документации «…любой Участник процедуры закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений настоящей закупочной документации, не позднее, чем за 5 (пять) дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке через функционал ЭТП в порядке, предусмотренном регламентом работы ЭТП, или в письменном виде (на бланке участника) за подписью уполномоченного лица Участника по контактным реквизитам Организатора закупки для соответствующего вида корреспонденции, указанным в Извещении и в пункте 1.2 раздела 1 настоящей закупочной документации».
Согласно пункту 2.2.3 Документации «…Организатор закупки в течение 3 (трех) рабочих дней направляет разъяснение на запрос, сделанный в порядке, определенном пунктом 2.2.2 настоящей закупочной документации. При этом такое разъяснение в течение 1 (одного) дня размещается на сайте, указанном в пункте 1.7 раздела 1 настоящей закупочной документации, с указанием предмета запроса, но без указания Участника процедуры закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений закупочной документации не должно изменять ее суть».
Таким образом, Заказчиком установлен порядок и сроки направления запросов о разъяснении Документации и порядок и сроки ответа на указанные запросы.
Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили доказательств, подтверждающих что установленные Заказчиком в Документации сроки направления запросов о разъяснении положений Документации не соответствуют требованиям Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя об установлении Заказчиком сроков для подачи запроса о разъяснении положений Документации в нарушение требований Закона о закупках не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неизмеряемые требования к участникам Запроса котировок в части показателей финансово-хозяйственной деятельности участника закупки.
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем предлагаемым участниками закупки товарам, работам, услугам.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, требования, которые не указаны в закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Пунктом 3.6 Документации установлено следующее требование к участникам Запроса котировок: показатели финансово-хозяйственной деятельности Участника процедуры закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
В соответствии с пунктом 2.7.2.4 Документации: «…участник процедуры закупки не допускается Уполномоченным органом Организатора к дальнейшему участию в процедуре закупки, в том числе в следующих случаях:
- непредставления требуемых согласно настоящей закупочной документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках/соисполнителях (в случае привлечения), или о предлагаемых работах;
- несоответствия Участника процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиков/соисполнителей (в случае привлечения), требованиям, установленным в настоящей Закупочной документации…».
При изучении документов, представленных на заседании, Комиссия ФАС России установила, что Документация не содержит указание, какие именно документы и показатели в соответствии с пунктом 3.6 Документации, свидетельствующие о платежеспособности и финансовой устойчивости, должен представить участник закупки в заявке на участие в Запросе котировок.
Таким образом, вышеуказанное требование не позволяет определить соответствие участника Запроса котировок заявленным требованиям, поскольку в Документации Заказчиком не раскрыто содержание указанного требования, что может создать преимущественные условия участнику закупки.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 2 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика выразившихся в установлении неизмеряемого требования к участникам закупки, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам Запроса котировок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, требования, которые не указаны в закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Согласно пункту 3.7 Документации участник Запроса котировок «…должен обладать полномочиями, предоставленными изготовителем приборов учета электроэнергии, включаемых Участником в состав предмета настоящей закупки, подтверждающими право Участника на предложение прибора учета электроэнергии в составе предмета закупки, а также распространение фирменных гарантийных обязательств, если Участник не является изготовителем прибора учета электроэнергии».
В соответствии с пунктами 4.2.10 и 4.2.11 Документации участник процедуры закупки в составе заявки на участие в закупке должен приложить:
- копии документов изготовителя приборов учета электроэнергии, включаемых Участником в состав предмета настоящей закупки, подтверждающих право на предложение или поставку (дилерский или дистрибьюторский договор или иной документ) данных приборов учета электроэнергии и распространение фирменных гарантийных обязательств изготовителя, если Участник закупки не является изготовителем приборов учета электроэнергии;
- содержащие ссылку на наименование настоящей процедуры закупки копии документов изготовителя приборов учета электроэнергии, включаемых Участником в состав предмета настоящей закупки, подтверждающих готовность поставки предмета закупки в адрес Участника в срок, позволяющий обеспечить своевременную поставку предмета закупки в адрес заказчика, в соответствии с настоящей закупочной документацией.
Таким образом, возможность участников Запроса котировок сформировать заявки в соответствии с указанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица - изготовителя приборов учета электроэнергии, включаемых участником Запроса котировок в состав заявки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований, создающих преимущественные условия участия в закупке отдельным участникам закупки или нескольким участникам, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 4.3 Положения о закупке, нарушают требования части 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. По мнению Заявителя, размер обеспечения заявки на участие в Запросе котировок, а также сроки возврата указанного обеспечения не соответствуют требованиям Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 5.2 Документации размер обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в процедуре закупки, устанавливается в размере 5 (пять) процентов начальной (максимальной) цены договора.
Согласно пункту 5.3 Документации «…в обеспечение исполнения обязательств Участника процедуры закупки, связанных с участием в процедуре закупки, Участником может быть использован способ обеспечительного платежа».
В соответствии с пунктом 5.7 Документации «…обеспечение исполнения обязательств Участника процедуры закупки, связанное с участием в процедуре закупки, возвращается Участникам процедуры закупки в течение 20 (двадцати) рабочих дней после подписания протокола Организатора о результатах процедуры закупки».
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС Росси пояснили, что пунктом 5.7 Документации установлен максимальный срок для возврата обеспечения заявки на участие в Запросе котировок.
Кроме того, установленный размер обеспечения заявки служит гарантией и показателем платежеспособности участника закупки. При этом положениями Закона о закупках не установлены регламентированные требования к размеру обеспечения заявок на участие в запросе котировок и срокам возврата указанного обеспечения.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном установлении размера обеспечения заявки и сроках возврата указанного обеспечения является несостоятельным.
7. По мнению Заявителя, Документация не содержит адрес подведения итогов закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с пунктом 1.9.3 Документации «…Дата и место подведения итогов процедуры закупки: подведение итогов состоится по адресу Организатора закупки не позднее «22» сентября 2014 года».
Комиссия ФАС России, изучив представленные на заседании представителями Заказчика документы и сведения, установила, что Документация содержит следующие адреса ОАО «Оборонэнерго»:
Юридический адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д.19;
Почтовый адрес: 117140, г. Москва, ул. Русаковская, д.13, стр. 19,21-25.
Таким образом, Документация не содержит адрес подведения итогов закупки, что нарушает пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия Фас России считает, что поскольку процедура рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки не является публичной, указанное нарушение на результаты проведения Запроса котировок не повлияло.
На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО «НПФ «СИМет» б/н, б/д (вх. от 01.08.2014
№ 71215/14) на действия заказчика ОАО «Оборонэнерго» при проведении запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489).
2. Признать в действиях ОАО «Оборонэнерго» нарушение частей 1,2 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ОАО «Оборонэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.08.2014
№ 223ФЗ-102/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
№ 223ФЗ-102/2014
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
07.08.2014 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <...>
на основании решения от 07.08.2014 № 223ФЗ-102/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО «НПФ «СИМет» б/н, б/д (вх.
от 01.08.2014 № 71215/14) на действия заказчика ОАО «Оборонэнерго» при проведении запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «Оборонэнерго» при рассмотрении заявок поданных участниками закупки на участие в запросе котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489) не учитывать требования пунктов 3.6, 3.7, 4.2.10 и 4.2.11 закупочной документации.
2. ОАО «Оборонэнерго» осуществить дальнейшее проведение запроса котировок цен на право заключения договора на поставку измерительных комплексов электроэнергии для оснащения объектов Министерства обороны Российской Федерации (извещение № 31401372489) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и с учетом решения Комиссии
ФАС России от 07.08.2014 по делу № 223ФЗ-102/14.
3. ОАО «Оборонэнерго» в срок до 03.09.2014 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.