Решение №17/32673/15 Решение № 223ФЗ-148/15 по результатам рассмотрения жалобы ОО... от 30 июня 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-148/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.06.2015 Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>: - доверенность № 150-ДП от 25.02.2015, <...> – доверенность №146-ДП от 25.02.2015, <...> – доверенность №77АБ 1883063 от 13.03.2014, <...> – доверенность №311-Дов15 от 25.06.2015,

представители ООО «ИЦ ЭАК»: <...> – доверенность № 275-2/15 от 16.06.2015, <...> – доверенность №280/15 от 23.06.2015,

рассмотрев жалобу ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» от 17.06.2015 № 2238 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 647/ОКЭ-ЭЭ/15 на право заключения договора на выполнение работ по метрологическому обеспечению коммерческого учета электрической энергии ОАО «РЖД» в 2015 году по 15 лотам (извещение 31502317399) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» от 17.06.2015 № 2238 (вх. №60367/15 от 17.06.2015) на действия заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 647/ОКЭ-ЭЭ/15 на право заключения договора на выполнение работ по метрологическому обеспечению коммерческого учета электрической энергии ОАО «РЖД» в 2015 году по 15 лотам (извещение 31502317399) (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2015 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.04.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, а также Заказчиком нарушены требования к составу сведений, которые подлежат указанию в протоколе вскрытия заявок, а именно в протоколе отсутствует обоснование отказа в допуске к участию в Конкурсе.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Документацией, Положения о закупке.

Согласно представленной информации Заказчиком, по результатам проведения Конкурса заключены договоры от 19.06.2015 №№1525742, 1525712, 1525758, 1525771, 1525778, 1525801, 1525511, 1525812, 1525547, 1525560, 1525600, 1525640, 1525690, 1525649,1525654.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно Извещению предметом проведения Конкурса является выполнение работ по метрологическому обеспечению коммерческого учета электрической энергии ОАО «РЖД  в следующих границах:

лот № 1 Октябрьской и Калининградской железных дорог;

лот № 2 Московской железной дороги;

лот № 3  в границах Горьковской железной дороги;

лот № 4 Северной железной дороги;

лот № 5 Северо-Кавказской железной дороги;

лот № 6 Юго-Восточной железной дороги;

лот № 7 Приволжской железной дороги;

лот № 8 Куйбышевской железной дороги;

лот № 9 Свердловской железной дороги;

лот № 10 Южно-Уральской железной дороги;

лот № 11 Западно-Сибирской железной дороги;

лот № 12 Красноярской железной дороги;

лот № 13 Восточно-Сибирской железной дороги;  

лот № 14 Забайкальской железной дороги;

лот № 15 Дальневосточной железной дороги.

Согласно пункту 34 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 № 908 (далее – Положение о размещении информации), протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом о закупках и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

В соответствии с пунктами 247, 248 Положение о закупке по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок (далее в данном разделе - протокол), в котором в том числе может содержаться следующая информация:

1) наименование участников закупки, подавших конкурсные заявки;

2) принятое заказчиком решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;

3) результаты оценки конкурсных заявок участников, указанные в соответствии с присвоенными участникам по результатам оценки порядковыми номерами;

4) заключение о взаимозаменяемости (эквивалентности) товаров, работ, услуг (при необходимости);

5) предложения для рассмотрения комиссией.

Протокол подписывается ответственными представителями заказчика и представляется на рассмотрение комиссии.

Комиссия, рассмотрев конкурсные заявки и представленные материалы, принимает решение о победителе открытого конкурса. По результатам рассмотрения оформляется протокол. В протоколе комиссии излагается решение комиссии об итогах процедуры закупки.

Пунктом 7.8.23 Документации предусмотрено, что по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором в том числе может содержаться следующая информация:

- наименование участников конкурса, подавших конкурсные заявки;

- принятое заказчиком решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;

- результаты оценки конкурсных заявок участников, указанные в соответствии с присвоенными участниками по результатам оценки порядковыми номерами;

- заключение о взаимозаменяемости (эквивалентности) товаров, работ, услуг (при необходимости);

- предложения для рассмотрения конкурсной комиссией.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок, представленных для участия в Конкурсе от 08.06.2015 №647/ОКЭ-ЭЭ/15/2 закупочной комиссией принято решение отказать ООО «ИЦ «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» в допуске к участию в Конкурсе, в связи с представлением документов не в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.5 Документации (далее – Протокол).

По мнению Заявителя, Заказчик не указал в Протоколе конкретные положения заявки Заявителя, не соответствующие требованиям Документации.

Требования Положения о закупке и Документации не уточняют степень детализации в части обоснования причин отказа в допуске к участию в Конкурсе. Кроме того, указание обоснования отказа в допуске является правом Заказчика, а не обязанностью.

Протокол содержит сведения о претендентах, подавших заявки, решение о допуске претендентов к участию в Конкурсе и о признании его участником или об отказе в допуске претендентов к участию в Конкурсе с обоснованием такого решения. В части обоснования закупочная комиссия указала на несоответствие заявки Заявителя квалификационным требованиям, предусмотренным пунктом 2.5 Документации.

Таким образом, оформленный по результатам Конкурса Протокол содержит все предусмотренные пунктом 247 Положения о закупке сведения и размещен в установленные сроки на официальном сайте.

2. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2.5 участник должен располагать квалифицированным персоналом с высшим техническим и/или среднетехническим образованием и стажем работы в данной области не менее 1 (одного) года.

В подтверждение наличия квалифицированного персонала по лотам 1-15 Конкурса, участник в составе заявки должен представить, в том числе:

- сведения о персонале претендента по форме приложения № 10 к настоящей конкурсной документации;

- копия организационно-штатной структуры организации (штатное расписание).

Действующим законодательством Российской Федерации не определен термин «организационно-штатной структуры организации (штатное расписание)».

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что наличие данного документа, а именно копии организационно-штатной структуры организации (штатное расписание) в составе заявки подтверждает квалификацию участника, его добросовестность и способность исполнить условия договора.

Вместе с тем, в подтверждение наличия квалифицированного персонала по лотам 1-15 Конкурса, участник в составе заявки должен представить, в том числе:

- копии трудовых книжек работников (в случае наличия собственных кадровых ресурсов) и/или трудовых договоров и/или копии действующих договоров с работниками, не входящими в штат организации (при наличии привлеченных на договорной основе кадровых ресурсов);

- копии документов об аттестации в качестве поверителей средств измерения электрических и магнитных величин;

- копии документов, подтверждающих специальное обучение работников по аттестации методик измерений;

- копии удостоверений работников, подтверждающих IV и V группу по электробезопасности;

- копии дипломов о наличии у задействованных работников высшего технического и/или среднетехнического образования.

Согласно пункту 1.1 Протокола на участие в Конкурсе поданы заявки от следующих претендентов:

1) ООО «Научно-технический центр «СтройСвязьКомплект» (ООО «НТЦ «СтройСвязьКомплект») (представитель участника, на стороне которого выступает несколько юридических лиц, а именно: ООО «НТЦ «СтройСвязьКомплект», ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии», ООО «РЕСУРС»);

2) ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» (ООО «ИЦ «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ») (представитель участника, на стороне которого выступает несколько юридических лиц, а именно: ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ», ФГУП «ВНИИМС»);

3) ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Москве» (ФБУ «Ростест-Москва»).

Согласно заявке ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» в подтверждение наличия квалифицированного персонала по лотам 1-15 Конкурса Заявителем представлена организационная структура ООО «ИЦ ЭАК», без указания штатных единиц соответствующих структурных подразделений компании. Также в составе заявки Заявителем сведения о квалифицированном персонале, в том числе представлены сертификаты соответствия экспертов, свидетельства о повышении квалификации, дипломы, трудовые книжки.

В ходе документального исследования заявок участников Конкурса, допущенных к участию в Конкурсе, Комиссией ФАС России установлено, что представлены:

выписка из штатного расписания, штатное расписание, в которых отсутствует указание на организационную структуру организации.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требования к участникам, предусмотренные в пункте 2.5 Документации, предъявлены не в равной степени к участникам Конкурса, что является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя подтвержден.

3. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 177 Положения о закупке требования к качеству закупаемых товаров подлежат изложению в техническом задании со ссылкой на ГОСТы, ОСТы, СНиПы, технические регламенты, технические условия, технологические процессы производства работ и иные нормативно-технические документы.

Пунктом 3.1 Документации установлены требования к товарам, работам, услугам.

Согласно пункту 3.1.1 Документации работы выполняются в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 г.
№ 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», ГОСТ Р 8.596-2002 «Государственная система средств измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем», нормативных документов ОАО «РЖД», МИ 2999-2011 «ГСОЕИ. Системы автоматизированные информационно-измерительные коммерческого учёта электрической энергии. Рекомендации по составлению описания типа».

Согласно пункту 3.1.2 Документации порядок проведения Работ, процедуры выполнения измерений, обработки и представления результатов осуществляются в соответствии с ГОСТ Р 8.596-2002 «Государственная система средств измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем», ГОСТ Р 8.563-2009 «Методики (методы) измерений», ГОСТ 8.217-2003 «Государственная система средств измерений. Трансформаторы тока. Методика поверки»,  ГОСТ 8.216‑2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Трансформаторы напряжения. Методика поверки», МИ 3000‑2006 «Системы автоматизированные информационно-измерительные коммерческого учета электрической энергии. Типовая методика поверки», ПР 50.2.006-94 «Порядок проведения поверки средств измерений», утвержденный приказом Госстандарта России от 26 ноября 2001 г. № 125, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2009 г.
№ 1081 «Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа средств измерений, установлении и изменении срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или средств измерений стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения» (далее - Приказ
№ 1081), приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 июня 2013 г. № 970 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений», Приложением 11.5 к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка «Требования к проведению испытаний для определения соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям оптового рынка электрической энергии (мощности) и присвоения коэффициентов класса качества», МИ 2999-2011 «ГСОЕИ. Системы автоматизированные информационно-измерительные коммерческого учёта электрической энергии. Рекомендации по составлению описания типа».

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, каким конкретно требованиям ГОСТ, МИ должно соответствовать качество выполнения работ, что является нарушением требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с несоответствием данному требованию Документации, заявки на участие в Конкурсе Заказчиком не отклонялись.

4. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

В соответствии с Извещением, сформированном на официальном сайте:

Требование к отсутствию участников закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного статьей 5 Закона о закупках, реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Реестры) Извещением не установлено.

При этом пунктом 6.4.3.5 Документации установлено требование к участникам Конкурса, а именно отсутствие сведений об участнике в Реестрах.

Таким образом, Извещение не соответствует Документации в части установления требования к участникам Конкурса об отсутствии участников в Реестрах.

Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования части 8 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные несоответствия Извещения и Документации не влияют на возможность подачи заявок на участие в Конкурсе.

Рассмотрение заявок на участие в закупке, принятие решения об их допуске/отказе в допуске к дальнейшему участию осуществляются на основании Документации.

На участие в Конкурсе поступило 3 заявки, сведения об участниках Конкурса в Реестрах отсутствуют.

Учитывая изложенное, противоречие Извещения и Документации в части указания требования об отсутствии участников Конкурса в Реестрах не влияет на возможность участвовать в данной закупке.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» от 17.06.2015 № 2238 (вх. №60367/15 от 17.06.2015) на действия заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 647/ОКЭ-ЭЭ/15 на право заключения договора на выполнение работ по метрологическому обеспечению коммерческого учета электрической энергии ОАО «РЖД» в 2015 году по 15 лотам (извещение 31502317399)  частично обоснованной.

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 3 части 9, пункт 1 части 10, части 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.05.2015 № 223ФЗ-148/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса заключен договор, обязательное предписание об устранении нарушений не выдавать.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны