Решение №17/32675/15 Решение и предписание № 223ФЗ-147/15 по результатам рассмотр... от 30 июня 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-147/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «УЭТМ - Монтаж» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.06.2015 Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «УЭТМ-Монтаж» от 17.06.2015 № 38-2/15-379 на действия (бездействие) заказчика ОАО «ФСК ЕЭС» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «УЭТМ-Монтаж» (далее – Заявитель) от 17.06.2015 № 38-2/15-379 (вх. от 17.06.2015 № 60524-ЭП/15) на действия (бездействие) заказчика ОАО «ФСК ЕЭС» (далее – Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214) (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Из жалобы, пояснений представителей Заявителя, представленных на заседании Комиссии ФАС России, следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и интересы Заявителя в части применения Заказчиком требований к участникам закупки не в равной степени, а именно:

      • Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе Заявителю;

      • Заказчиком неправомерно принято решение о допуске к участию в Конкурсе коллективного участника с лидером ООО «Илиган» (другой член коллективного Участника — ОАО ВО «Электроаппарат»).

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и документацией о проведении Конкурса.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ФСК ЕЭС», утвержденным решением Совета директоров ОАО «ФСК ЕЭС» № 228 от 12.09.2014 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

20.04.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно Протоколу от 15.06.2015 № 5/247/28303 по подведению итогов на участие в Конкурсе подано 2 заявки: заявка Коллективного участника с лидером ООО «УЭТМ-Монтаж», заявка Коллективного участника с лидером ООО «Илиган». По результатам рассмотрения и оценки заявок на соответствие требованиям Документации заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Документации и отклонена от дальнейшего рассмотрения по следующим критериям:

- В составе заявки коллективного участника представлены недостоверные сведения (подпункт 2 пункта 2.9.2.4 Тома 1 Конкурсной документации, подпункт а) пункта 9.1.11.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ФСК ЕЭС»).

Согласно пункту 2.9.2.4 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые:

«1) поданы с нарушением порядка подачи Заявок, установленным в настоящей документации (п. 2.4.5);

2) не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке, в том числе при представлении неструктурированного пакета документов в электронной форме (п. 2.4.1.2), а так же если Участник (в том числе один или несколько членов коллективного участника, один либо несколько привлекаемых Участником субпоставщиков) не предоставил справку о всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).;

3) поданные Участниками, не представившими финансовое обеспечение обеспечения исполнения обязательств Участника (банковскую гарантию) Конкурса и не принявшими условия по выплате неустойки в случае нарушения условий участия в Конкурсе;

4) поданы Участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации одному либо нескольким отборочным критериям в части правоспособности, финансовой устойчивости и квалификации (п. 2.3);

5) содержат технические предложения, не соответствующие установленным в настоящей Конкурсной документации требованиям».

В соответствии с подпунктом а) пункта 9.1.11.1 Положения о закупках на любом этапе вплоть до подписания договора конкурсная комиссия вправе отстранить участника конкурса, в том числе допущенного до участия в процедуре, при обнаружении факта подачи им недостоверных сведений, существенных для допуска данного участника к конкурсу или установления его места в ранжировке.

В соответствии с пунктом 2.9.2.6 Документации при проведении отборочной стадии Организатор Конкурса вправе проверять соответствие представленных Участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, а также проводить выездные проверки. При предоставлении Участником заведомо ложных сведений или намеренном искажении информации или документов, приведенных в составе Конкурсной заявки, Организатор Конкурса имеет право удержать его финансовое обеспечение исполнения обязательств участника Конкурса (пункт 2.4.8) .

Согласно пояснениям Заказчика в ходе рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса на соответствие требованиям Документации, Положения о закупках, в рамках проведения отборочной стадии Заказчиком направлены запросы:

  • в налоговые органы с целью подтверждения достоверности информации, предоставляемой участниками Конкурса в подтверждение пунктов 2.3.2.1-2.3.2.3 Тома 1 Документации;

  • в организации, предоставляющие материально-техническую базу участникам Конкурса.

В ответ на запрос №БП-3135 от 01.06.2015 о подтверждении сведений, подтверждающих заключение между ООО «УЭТМ-Монтаж» и ООО «НПП «Ресурс» договора аренды оборудования (в том числе, дополнительных соглашений и акта передачи оборудования), от ООО «НПП «Ресурс» направлено письмо № 76 от 04.06.2015, в котором директор ООО «НПП «Ресурс» пояснил следующее:

«Между ООО «НПП «Ресурс» ИНН 66731223511 и ООО «УЭТМ-Монтаж» ИНН 6663062122 заключен договор аренды оборудования от 11.01.2008 № 17 (далее -Договор), согласно которому ООО «НПП «Ресурс» предоставляет ООО «УЭТМ-Монтаж» во временное владение и пользование (аренду) имущество, указанное в приложении № 1 «Спецификация № 1. Перечень станочного парка и оборудования». ООО «НПП «Ресурс» не оспаривает правомочность заключения данного Договора, однако, Акт приема-передачи со стороны ООО «НПП «Ресурс» в представленной редакции подписан не был. Таким образом, приложенный в Вашем обращении документ (приложение 4) не имеет юридической силы и мог быть подделан.

При этом в настоящее время оборудование, указанное в предмете Договора, демонтировано, размещено на открытой площадке и не пригодно к эксплуатации...».

Вместе с тем указанное письмо № 76 от 04.06.2015 не может являться однозначным подтверждением представления Заявителем в составе заявки недостоверной информации, в том числе, в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие направление Заказчиком спецификации, приложенной Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе.

Кроме того, на заседание Комиссии ФАС России представлены документы, подтверждающие факт исполнения и оплаты договоров с 2008 года по настоящее время (счета-фактуры, акты зачета взаимных требований между ООО «НПП «Ресурс» и ООО «УЭТМ-Монтаж»), в том числе Договора аренды оборудования от 11.01.2008 г. № 17, представленный Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, что подтверждает наличие правоотношений между ООО «НПП «Ресурс» и ООО «УЭТМ-Монтаж», в том числе и по указанному договору.

Таким образом, действия Конкурсной комиссии в части отказа в допуске к участию в Конкурсе Коллективного участника с лидером ООО «УЭТМ-Монтаж» неправомерны, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В разделе 2.3 Документации указан перечень требований к участникам Конкурса, на соответствие которым проверяются заявки участников Конкурса.

По мнению Заявителя, заявка Коллективного участника с лидером ООО «Илиган», не соответствует следующим пунктам Документации:

  • участником в составе заявки представляется справка об опыте выполнения аналогичных договоров за последние 5 лет по установленной в настоящей Конкурсной документации форме (раздел 4, форма 7) (подпункт а) пункта 2.3.2.3 Документации);

  • участник Конкурса должен подготовить Конкурсную заявку, включающую оригинал Комфортного письма (подпункт 7 пункта 2.4.1.1 Документации);

  • чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получение права заключить Договор, участник Конкурса должен, в том числе, соответствовать отборочным критериям, установленным к показателям финансового состояния (обладать финансовой устойчивостью). Для юридических лиц показатели финансовой устойчивости оцениваются на основании бухгалтерского баланса, рассчитываемым в соответствии с Методикой оценки финансовой устойчивости участника, приведенной в разделе 5 к настоящей документации, по следующим отборочным критериям:

1. Стоимость чистых активов (СЧА) - показатель СЧА должен иметь значение > 0.

2. Коэффициент соизмеримости выручки (КСВ) - показатель КСВ должен иметь значение > 3. (подпункт г) пункта 2.3.1.2 Документации);

  • участником в составе заявки представляются оригиналы или нотариально заверенные копии:

1. справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, форма которой утверждена Приказом от 21 июля 2014 г. N ММВ-7-8/378@, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1120101);

2. справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2014 N ММВ-7-6/245@, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1160080) (подпункт а) пункта 2.3.2.2 Документации).

Комиссией ФАС России по результатам анализа представленных Заказчиком документов участников ОАО ВО «Электроаппарат», ООО «Илиган» в составе заявки Коллективного участника с лидером ООО «Илиган» не подтвержден факт несоответствия данной заявки указанным выше требованиям Документации.

Вместе с тем доказательств, подтверждающих представление Коллективным участником с лидером ООО «Илиган» недостоверных сведений в заявке, Заявителем не представлено. Таким образом, довод Заявителя о неправомерном допуске к участию в Конкурсе коллективного участника с лидером ООО «Илиган» не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2.9.3.1 Документации оценка производится в баллах, при этом для каждого критерия в зависимости от его значимости устанавливается весовой коэффициент для учета при расчете общей предпочтительности Заявки.

Кроме того, производится расчет рейтинга заявки по критерию стоимости. После окончания оценочной стадии производится расчет интегральной оценки общей предпочтительности Заявок, в соответствии с которым Конкурсная комиссия определяет итоговый ранжир Конкурсных заявок и Победителя Конкурса (пункт 2.9.3.2 Документации).

В соответствии с пунктом 2.9.3.4 Документации оценка по неценовым критериям производится в соответствии со следующей шкалой:

 

Оценка, балл

Финансовая устойчивость

Квалификация и надежность

Опыт аналогичных поставок

Деловая репутация

-5

 

 

 

Не оценивается

-4

-3

-2

-1

0

Минимальное соответствие (по отборочным критериям)

1

 

 

Оценивается превышение над уровнем минимального соответствия, с обязательными комментариями и пояснениями от эксперта о выставлении тех или иных баллов участниками

2

3

4

5

 

По критерию «Квалификация и надежность Участника» (включая подкритерии) оценка производится членами Конкурсной комиссии (при необходимости – с привлечением экспертов) на основании документов заявки Участника, свидетельствующих о наличии опыта выполнения аналогичных работ, качества выполнения работ на основании отзывов заказчиков по ранее выполненным договорам, полученных из открытых источников относительно деятельности и качества работы Участника. Оценка производится по шкале оценок в баллах от 0 до 5, отражающих мнение члена комиссии (либо привлеченного комиссией эксперта) по оцениваемому критерию, с указанием обоснования каждой такой оценки. В случае отсутствия обоснования выставленной оценки по какому-либо критерию, она принимается равной 0.

Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно иных сведений, полученных из открытых источников, производится оценка и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, при каких квалификационных характеристиках участника Конкурса и характеристиках технического предложения участника Конкурса присваиваются максимальный балл по указанным критериям, не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 №932 (далее – Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Пунктом 9 Правил установлено, что в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

В плане закупки Заказчика на 2015 год, размещенном на официальном сайте, отсутствует информация о Конкурсе.

Учитывая изложенное, указанные действия нарушают требования пункта 2 Правил, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика указал, что по итогам Конкурса договор не заключен.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «УЭТМ-Монтаж» от 17.06.2015 № 38-2/15-379 на действия (бездействие) заказчика ОАО «ФСК ЕЭС» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214) (далее - Конкурс) обоснованной в части неправомерного отказа в допуске к участию в Конкурсе Коллективного участника с лидером ООО «УЭТМ-Монтаж».

2. Признать ОАО «ФСК ЕЭС» нарушившим часть 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 №932.

3. Выдать ОАО «ФСК ЕЭС» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.06.2015 № 223ФЗ-147/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 5, 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 



ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-147/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

25.06.2015 Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 25.06.2015 № 223ФЗ-147/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «УЭТМ-Монтаж» от 17.06.2015 № 38-2/15-379 на действия (бездействие) заказчика ОАО «ФСК ЕЭС» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214) (далее — Решение от 25.06.2015 № 223ФЗ-147/15), руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «ФСК ЕЭС» в срок не позднее 08.07.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31502277214) (далее — Конкурс), вернуть участникам открытого Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок.

    1. ОАО «ФСК ЕЭС» внести изменения в документацию о проведении Конкурса, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России Решением от 25.06.2015 № 223ФЗ-147/15.

    2. ОАО «ФСК ЕЭС» продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе в соответствии с частью 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    3. ОАО «ФСК ЕЭС» разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (www.zakupki,gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1,3,4 настоящего Предписания, в срок не позднее 3 дней со дня исполнения указанных пунктов Предписания соответственно.

    4. ОАО «ФСК ЕЭС» продолжить проведение Конкурса в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Документации о проведении Конкурса.

    5. ОАО «ФСК ЕЭС» в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения пунктов 1-5 настоящего Предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны