Решение №17/32757/17 Решение № 223ФЗ-397/17 от 15 мая 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-397/17

по результатам рассмотрения жалобы АО «ПКФ «Новые технологии» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

10.05.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...> - доверенность от 31.08.2016 б/н, <...> - доверенность от 31.08.2016 б/н, <...> - доверенность от 23.12.2015 № 948-ДП,

АО «ПКФ «Новые технологии»: <...> - доверенность от 27.03.2017 № 33/2017,

рассмотрев жалобу АО «ПКФ «Новые технологии» от 20.04.2017 № 199 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2595/ОКЭ-РЖДС/16 на право заключения договора поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ устройств зарядки и опробования тормозов для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 31604635311), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба АО «ПКФ «Новые технологии» (далее — Заявитель) от 20.04.2017 № 199 (от 27.04.2017 вх. 63859/17) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2595/ОКЭ-РЖДС/16 на право заключения договора поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ устройств зарядки и опробования тормозов для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 31604635311) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

30.12.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • Заказчиком неправомерно проведена оценка заявки Заявителя по критерию «Опыт участника»;

      • Заказчиком неправомерно проведена оценка заявки Заявителя по критерию «Наличие системы менеджмента качества».

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно проведена оценка заявки Заявителя по критерию «Опыт участника».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Пунктом 4.1 Документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок.

При сопоставлении заявок и определении победителя Конкурса оценивается, в том числе «Опыт участника», с максимальным количеством баллов — 10 баллов. При этом оценка осуществляется путем сравнения стоимость выполненных участником поставок товара по пункту 2.1 Документации (без учета НДС) по документам, поданным участником в составе заявки, с начальной максимальной ценой  договора (без учета НДС), указанной в п. 3.1 Документации.

Пунктом 2.1 Документации установлено, что участник Конкурса должен иметь опыт осуществления поставок и выполнения монтажных и пусконаладочных работ устройств зарядки и опробования тормозов и/или специализированного технологического оборудования для ремонта железнодорожного подвижного состава, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в пункте 3.1 Документации. При этом учитывается стоимость всех поставок и выполнения монтажных и пусконаладочных работ участником закупки (с учетом правопреемственности) устройств зарядки и опробования тормозов и/или специализированного технологического оборудования для ремонта железнодорожного подвижного состава (по выбору участника закупки).

В подтверждение опыта осуществления поставок и выполнения монтажных и пусконаладочных работ участник в составе заявки представляет:

  • сведения по форме приложения № 8 к Документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.1 Документации;

  • договоры на поставку и выполнение монтажных и пусконаладочных работ устройств зарядки и опробования тормозов и/или специализированного технологического оборудования для ремонта железнодорожного подвижного состава (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями);

  • накладные о поставке устройств зарядки и опробования тормозов и/или специализированного технологического оборудования для ремонта железнодорожного подвижного состава, акты о  выполнении монтажных и пусконаладочных работ;

  • копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 17.04.2017 № 2595/ОКЭ-РЖДС/16/2 Заявителю по критерию «Опыт участника» присвоено 0 баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что в подтверждение опыта осуществления поставок и выполнения монтажных работ Заявителем представлен договора от 05.02.2014 № ШМ-15-2014, спецификации и товарные накладные. При этом Заявителем не представлены акты выполненных работ в подтверждение опыты выполнения монтажных и пусконаладочных работ, что не соответствует требованиям Документации.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России, представителем Заявителя не представлено доказательств соответствия представленных Заявителем документов требованиям Документации для оценки заявки по критерию «Опыт участника»

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно проведена оценка заявки Заявителя по критерию «Наличие системы менеджмента качества».

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 4.1 Документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок.

При сопоставлении заявок и определении победителя Конкурса оценивается, в том числе «Наличие системы менеджмента качества», с максимальным количеством баллов — 4 баллов. При этом максимальное количество баллов присваивается при наличии у участника системы менеджмента качества деятельности по поставке/производству устройств зарядки и опробования тормозов, сертифицированной на соответствие требованиям стандарта ISO. За наличие собственной системы менеджмента качества деятельности по поставке/производству устройств зарядки и опробования тормозов начисляются баллы, в 2 раза меньше максимального количества баллов. При отсутствии, у участника системы менеджмента качества деятельности по поставке/производству устройств зарядки и опробования тормозов, баллы не начисляются.

Кроме того, пунктом 4.2 Документации установлено, что оценка заявок осуществляется на основании финансово-коммерческого предложения, иных документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии:

  • действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества поставки/производства устройств зарядки и опробования тормозов стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества поставки/производства устройств зарядки и опробования тормозов, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы менеджмента качества поставки/производства устройств зарядки и опробования тормозов.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 17.04.2017 № 2595/ОКЭ-РЖДС/16/2 Заявителю по критерию «Наличие системы менеджмента качества» присвоено 0 баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что в подтверждение наличие системы менеджмента качества Заявителем представлен Сертификат соответствия от 18.06.2015 № А.СРТ.СС.061815.01-3859.04 (далее — Сертификат ISO), удостоверяющего наличие у Заявителя системы менеджмента качества, соответствующего ГОСТ ISO 9001-2011, а также Акт к Сертификату ISO от 10.02.2016 о прохождении ежегодного инспекционного контроля. Представитель Заказчика сообщил, что Сертификат ISO не учтен при оценке заявки Заявителя, поскольку указанный акт о прохождении инспекционного контроля в 2016 году не может быть распространен на 2017 год.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что на момент подачи и рассмотрения заявок, а именно до 17.04.2017 указанный Акт о прохождении ежегодного инспекционного контроля, представленный заявителем, являлся действующим. При этом Документации не содержит требований о сроке действия сертификата соответствия системы менеджмента качества.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном признании представленных Заявителем документов недействительными нарушает порядок оценки Заявок участников Конкурса и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

Также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 20.03.2017223ФЗ-258/17 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном отказе участнику Конкурса в допуске на участие в Конкурсе, в установлении в Документации обязательного требования к участникам Конкурса в части отсутствия задолженности по налогам не более 1000 рублей, возможности проведения дозапроса информации и выездных проверок, в установлении обязательного требования к участникам Конкурса о подтверждения возможности проведения гарантийного ремонта оборудования в технических, сервисных службах, в установлении антидемпинговых мер в части представления гарантийных писем производителей оборудования, в установлении требования о предоставлении банковской гарантии для обеспечения договора из установленного Заказчиком списка банков, в установлении требования о предоставлении информации о конечных бенефициарах.

Согласно предписанию от 30.03.2017223ФЗ-258/17 Заказчику предписано отменить протоколы составленные в ходе закупки, и при повторном рассмотрении заявок не учитывать заявок пункты 1.5, 2.1, 2.2, 6.3.3.1, 7.5.8, 7.5.10 Документации, при подписании договора не учитывать пункты 9.2.1, 9.1.8 и 9.1.9 Документации в соответствии с решением ФАС России от 30.03.2017223ФЗ-258/17.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

      • Признать жалобу АО «ПКФ «Новые технологии» от 20.04.2017 № 199 (от 27.04.2017 вх. 63859/17) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2595/ОКЭ-РЖДС/16 на право заключения договора поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ устройств зарядки и опробования тормозов для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 31604635311) обоснованной в части неправомерной оценки заявки Заявителя по критерию «Наличие системы менеджмента качества».

      • Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушение части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 10.05.2017 № 223ФЗ-397/17 не выдавать, поскольку по результатам закупки заключен договор.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.05.2017 № 223ФЗ-397/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны