Решение №17/33729/18 Решение № 223ФЗ-307/18 от 11 мая 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-307/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Аскрин» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

07.05.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Аскрин» от 16.04.2018 № 233 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении конкурса на право заключения договора на поставку оборудования среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) для нужд ПАО Сбербанк (извещение № 31806109181), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Аскрин» (далее - Заявитель) от 16.04.2018 № 233 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на поставку оборудования среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) для нужд ПАО Сбербанк (извещение № 31806109181) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» № 2348, утвержденным Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 113 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 07.02.2018;

      • начальная (максимальная) цена договора — 88 500 000 рублей;

      • дата окончания заявок — 02.03.2018;

      • дата подведения итогов Конкурса20.03.2018;

      • на участие в Конкурсе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации;

      • согласно информации, размещенной в ЕИС, по результатам проведения Конкурса заключен договор от 19.04.2018.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Заказчиком принято неправомерное решение о допуске ООО «П-М-Т Софт» к участию в Конкурсе, ввиду несоответствия ООО «П-М-Т Софт» требованию о наличии у участника закупки опыта по реализации крупных мультимедийных проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов за период с 01.01.2013 г. по настоящее время;

      • Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 12.03.2018 № 014/18 неправомерно не указан расчет баллов, присвоенных участникам Конкурса, в результате оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Конкурсе, по каждому критерию оценки.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о допуске ООО «П-М-Т Софт» к участию в Конкурсе, ввиду несоответствия ООО «П-М-Т Софт» требованию о наличии у участника закупки опыта по реализации крупных мультимедийных проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов за период с 01.01.2013 г. по настоящее время.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 12.03.2018 № 014/18 все заявки, поданные на участие в Конкурсе, признаны соответствующими требованиям Документации.

В соответствии с пунктом 4.2.1 Документации, для допуска участника к Конкурсу устанавливается, в том числе, дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта реализации крупных мультимедийных  проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов за период с 01.01.2013 г. по настоящее время (рассматриваются проекты общей стоимостью от 30 млн. руб.).

В подтверждение соответствия указанному требованию Документации участник Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе должен представить фото и видео документы с описанием сути реализованных мультимедийных  проектов для  ведущих музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов компаний за период с 01.01.2013 г. по настоящее время, копии договоров, копии актов выполненных работ (допускается исключение /скрытие информации, являющейся коммерческой тайной организации). Рассматриваются проекты общей стоимостью от 30 млн. руб.).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку ООО «П-М-Т Софт» и пояснил, что ООО «П-М-Т Софт» в составе заявки на участие в Конкурсе, в подтверждение требования, установленного пунктом 4.2.1 Документации, представило документы, подтверждающие наличие установленного в Документации опыта реализации крупных мультимедийных  проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов, а именно: 1) выполнение мультимедийного проекта по созданию корпоративного музея на базе шоу-рума, расположенного в ТЦ «Атриум» г. Москвы, на общую сумму: 47 452 775, 59 рублей; 2) реализация крупного мультимедийного проекта для стенда ПАО Сбербанк на ПМЭФ, на общую сумму 43 977 435 рублей, что соответствует требованиям Документации и не является основанием для отклонении заявки участника в соответствии с требованиями Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 12.03.2018 № 014/18 неправомерно не указан расчет баллов, присвоенных участникам Конкурса, в результате оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Конкурсе, по каждому критерию оценки.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Пунктами 34, 36 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее — Постановление № 908) установлен порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки.

Пунктом 34 Постановления № 908 установлено, что протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом о закупках и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

В пунктах 8.6.2, 8.10.3 Положения о закупке перечислены сведения, которые может содержать протокол рассмотрения заявок.

Вместе с тем, Законом о закупках не предусмотрена обязанность заказчиков размещать сведения, в том числе, фамилии, имена, отчества членов закупочной комиссии, подписавших протоколы, составленные в ходе проведения закупки.

Кроме того, согласно пункту 35 Постановления № 908, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, размещаются в ЕИС в графическом виде.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, Протокол рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе, размещен в ЕИС в формате PDF, и содержит сведения, определенные Постановлением № 908, Положением о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заказчиком соблюдены требования Закона о закупках, Постановления № 908, Положения о закупках при составлении и опубликовании протокола рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, Котировочной или котировочной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

      • В соответствии с пунктом 4.2.1 Документации, для допуска участника к Конкурсу устанавливается, в том числе, дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта реализации крупных мультимедийных  проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов за период с 01.01.2013 г. по настоящее время (рассматриваются проекты общей стоимостью от 30 млн. руб.).

В подтверждение соответствия указанному требованию Документации участник Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе должен представить фото и видео документы с описанием сути реализованных мультимедийных  проектов для  ведущих музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов компаний за период с 01.01.2013 г. по настоящее время, копии договоров, копии актов выполненных работ (допускается исключение /скрытие информации, являющейся коммерческой тайной организации). Рассматриваются проекты общей стоимостью от 30 млн. руб.).

Вместе с тем, отсутствие у данного поставщика фактов выполнения работ по предмету закупки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Конкурса, поскольку по указанному основанию заявки участников Конкурса не отклонялись.

4. В соответствии с пунктом 4.4 Документации, банк оставляет за собой право уточнить и проверить достоверность сведений, предоставленных каждым участником в рамках закупочной процедуры, путем обращения непосредственно к участнику (в том числе с посещением производственных и иных помещений и территории участника) и/или к независимым открытым источникам информации, и/или внешним экспертам.

Кроме того, пунктом 10.1 Документации установлено, что банк может запросить у участников конкурса разъяснения их конкурсных заявок. Предоставленные участником разъяснения не должны изменять суть конкурсной заявки.

Также пунктом 10.2 Документации установлено, что банк оставляет за собой право проводить с Участниками и победителем Конкурса дополнительные переговоры по оптимизации условий закупки. Способ и условия проведения переговоров будут доведены до их участников дополнительно.

Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, поскольку указанные права Заказчика при рассмотрении заявок, поданных на участие в Конкурсе не применялись.

5. В соответствии с пунктом 4.1 Документации установлены требования к участникам закупки, в том числе:

  • отсутствие решения суда, административного органа о наложении ареста на имущество участника (отсутствие возбужденного исполнительного производства о наложении ареста), стоимость которого составляет 25% активов и более (пункт 4.1.5 Документации);

  • отсутствие информации о возбуждении уголовного дела правоохранительными и судебными органами в отношении руководителей участника на предмет установления в их действиях уголовно наказуемых деяний на момент рассмотрения заявки (пункт 4.1.9 Документации);

  • отсутствие у участника просроченной задолженности перед банком (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки (пункт 4.1.10 Документации).

Кроме того, согласно приложению № 4 Приложения № 9 Документации, участник в составе заявки должен представить, в том числе:

  • расшифровки кредитов и займов к представленным балансам и на текущую дату с указанием кредиторов, суммы задолженности, даты получения и погашения заемных средств, просроченной задолженности, соглашений о реструктуризации задолженности и их основных условий;

  • справку о наличии/отсутствии текущей картотеки просроченных неоплаченных расчетных документов, выставленных к банковским счетам;

  • расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности к представленным балансам с выделением просроченной задолженности с указанием наименований кредиторов и дебиторов и дат возникновения задолженности;

  • справку из подразделения ФНС России (МНС России) о состоянии расчетов с бюджетом или акт сверки расчетов с бюджетом. При наличии просроченной задолженности перед бюджетами какого-либо уровня – справка налогоплательщика с указанием сроков, объемов и причин возникновения долга.

Вместе с тем, предоставление указанных документов в составе заявки на участие в Конкурсе не влияет на исполнение обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, поскольку по указанным основаниям заявки участников Конкурса не отклонялись.

6. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуг.

Аналогичное положение установлено пунктом 7.1.3 Положения о закупке.

Пунктом 3.6 Раздела 3 «Требования к условиям исполнения договора» Документации установлено: «порядок оплаты: Авансирование (не более 30%)».

Из данного положения Документации не представляется возможным определить конкретный размер авансового платежа, что ограничивает участников закупки надлежащим образом сформировать коммерческое предложение при участии в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего конкретный размер авансового платежа, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 7.1.3 Положения о закупке, нарушают пункт 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о закупках, в реестр договоров.

Вместе с тем, согласно информации, размещенной в ЕИС, договор по результатам проведения Конкурса заключен 19.04.2018, при этом сведения о соответствующем заключенном договоре опубликованы в ЕИС 04.05.2018, то есть по истечению трех рабочих дней со дня заключения договора.

Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в установленные частью 2 статьи 4.1 Закона о закупках сроки сведения о заключенном по результатам проведения закупки договоре, нарушают часть 2 статьи 4.1 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

      • Признать жалобу ООО «Аскрин» (ИНН: 7804472253, ОГРН: 1117847470047) от 16.04.2018 № 233 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (ИНН: 7707083893; ОГРН: 1027700132195) при проведении конкурса на право заключения договора на поставку оборудования среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) для нужд ПАО Сбербанк (извещение № 31806109181) необоснованной.

      • Признать ПАО «Сбербанк России» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 6 части 10 статьи 4, часть 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку по результатам проведения Конкурса заключен договор.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.05.2018 № 223ФЗ-307/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

ООО "Аскрин"
ИНН 7804472253, ОГРН 1117847470047