Решение №17/34408/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-202/16 по результатам рассмотрения жалобы ... от 23 мая 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-202/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Легион» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

18.05.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «Российские железные дороги»: <...> - доверенность от 25.02.2015 № 150-ДП.

ООО «Легион»: <...> - доверенность от 16.05.2016 б/н,

рассмотрев жалобу ООО «Легион» от 10.05.2016 №СС-04/2649 на действия (бездействие) ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 473/ОКЭ-ЦДИ ЦП/16 на право заключения договора выполнения работ по текущему содержанию железнодорожного пути объектов инфраструктур (номер извещения № 31603465805), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Легион» (далее - Заявитель) от 10.05.2016 №СС-04/2649 на действия (бездействие) ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 473/ОКЭ-ЦДИ ЦП/16 на право заключения договора выполнения работ по текущему содержанию железнодорожного пути объектов инфраструктур (номер извещения № 31603465805) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 01.01.2015 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

24.03.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок —14.04.2016 в 10.00;

дата и время рассмотрения заявок —25.04.2016 в 10.00;

дата и время подведения итогов — 26.04.2016 в 10.00;

на участие в Конкурсе подано 2 заявки, допущен 2 участника.

По результатам закупки заключен договор от 12.05.2016.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно, Заказчиком в протоколе рассмотрения и оценки заявок некорректно указано наименование участника закупки.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе протоколы, составляемые в ходе закупки.

В соответствии с часть 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 247 Положения о закупке: «По итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок (далее в данном разделе - протокол), в котором в том числе может содержаться следующая информация:

1) наименование участников закупки, подавших конкурсные заявки;

2) принятое заказчиком решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;

3) результаты оценки конкурсных заявок участников, указанные в соответствии с присвоенными участникам по результатам оценки порядковыми номерами;

4) заключение о взаимозаменяемости (эквивалентности) товаров, работ, услуг (при необходимости);

5) предложения для рассмотрения комиссией.

Протокол подписывается ответственными представителями заказчика и представляется на рассмотрение комиссии».

На Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что при вскрытие заявок на электронной торговой площадки отображается наименование участника с личного кабинета которого подана заявка, в связи с чем протокол вскрытия конвертов от 14.04.2016 № 473/ОКЭ-ЦДИ ЦП/16/1 содержит наименование участника ООО «Путеец».

Вместе с тем, для рассмотрения и оценки заявок на электронной торговой площадки производится открытие доступа к заявкам участников, направленных в срок установленный Документацией, тем самым Заказчик в период рассмотрения заявок фиксирует факт подачи заявки участника в составе кооперации.

В связи с чем, в протоколе от 25.04.2016 №473/ОКЭ-ЦДИ ЦП/16/2 Заказчик зафиксировал факт подачи заявки от кооперации: ООО «Путеец» представитель участника, на стороне которого выступает юридическое лицо ООО «ТрансСервисПуть».

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2.3 пункта 2 Документации: «Участник должен располагать квалифицированным персоналом, необходимый для выполнения работ по текущему содержанию железнодорожного пути, в количестве не менее 292 специалистов, в том числе:

- сигналистами - не менее 52 чел.;

- монтерами пути не ниже 3 разряда или выше - не менее 86 чел.;

- монтерами пути не ниже 4 разряда или выше - не менее 119 чел.;

- бригадирами пути - не менее 26 чел.;

- мастерами дорожными - не менее 9 чел.

В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:

- документ по форме приложения №11 к конкурсной документации;

- штатное расписание.

  • документы, подтверждающие профессии персонала участника».

Кроме того пунктом 2.6 Документации установлено, что участник должен располагать (фактически находиться) и/или иметь филиалы и/или представительства и/или иные обособленные подразделения, находящиеся в границах Горьковской железной дороги.

Вместе с тем, установление в Документации обязательных требования о наличии работников в штате и наличии филиалов, представительств, обособленных подразделений ограничивает количество участников.

Подпунктом 2.4, 2.5 пункта 2 Документации установлено: «У участника должна иметься система менеджмента качества поставки и/или производства инженерного и технологического оборудования.

В подтверждение наличия системы менеджмента качества поставки и/или производства инженерного и технологического оборудования участник в составе заявки представляет:

  • действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

Участник должен иметь систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья применительно к выполнению работ по текущему содержанию железнодорожного пути.

В подтверждение наличия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья применительно к выполнению работ по текущему содержанию железнодорожного пути участник в составе заявки должен представить:

- действующий сертификат соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья стандарту OHSAS (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы».

Вместе с тем, данные требование являются подтверждением соответствия системы менеджмента качества организации, системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья и установление данных требований в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки.

Также из содержания данных формулировок Документации не представляется возможным определить какие сертификаты соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO и сертификаты соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья стандарту OHSAS будут учтены Заказчиком при оценке заявок участников Конкурса.

Кроме того, Документацией установлены требования к участникам:

«- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО «РЖД» за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (пункт 6.4.3.6);

-отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО «РЖД» (пункт 6.4.3.7);

  • непричинение вреда имуществу ОАО «РЖД» (пункт 6.4.3.8)».

Согласно подпункту 8.6.1 пункта 8.6 Документации участник имеет право предоставить обеспечение конкурсной заявки, как в форме внесения денежных средств, так и в форме банковской гарантии.

Подпунктом 8.6.10 пункта 8.6 Документации установлено: «При выборе способа обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник должен предоставить банковскую гарантию, выданную одним из банков, размер собственных средств (капитала) которого («Базель III») по форме 123 на последнюю отчетную дату и в течение предыдущих шести месяцев составляет не менее двадцати миллиардов рублей в соответствии с информацией, размещенной Центральным банком Российской Федерации на сайте www.cbr.ru, или одним из банков, указанных в приложении № 4 к конкурсной документации. Срок действия банковской гарантии должен составлять 120 (сто двадцать) дней со дня вскрытия заявок, установленного в пункте 1.8 конкурсной документации. Оригинал банковской гарантии должен быть представлен в составе конкурсной заявки».

Также, Приложением № 4 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения конкурсной заявки (в количестве 51 банка).

При этом, представление банковской гарантии, выданной любыми другими банками, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.

Согласно подпункту 2.2. пункта 2 Документации: «Участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной конкурсной документацией.

В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки должен представить:

- действующее свидетельство о допуске к выполнению работ в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 в последней редакции, выданное саморегулируемой организацией (СРО), включающее в себя следующие виды работ:

26. Устройство железнодорожных и трамвайных путей

26.3. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

26.8. Устройство железнодорожных переездов

33.2 Транспортное строительство

      • Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Вместе с тем, установление требования о наличии СРО применяется к исполнителю в рамках договора, установление данного требования о наличии у участника в составе заявки СРО ограничивает возможность участия в Конкурсе.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Легион» от 10.05.2016 №СС-04/2649 на действия (бездействие) ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 473/ОКЭ-ЦДИ ЦП/16 на право заключения договора выполнения работ по текущему содержанию железнодорожного пути объектов инфраструктур (номер извещения № 31603465805) необоснованной.

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, части 10 статьи 4, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.05.2016 №223ФЗ-202/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 18.05.2016 № 223ФЗ-202/16 не выдавать, так как по результатам Конкурса заключен договор.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны