Решение №17/35293/15 Решение по жалобе ООО «ЮгСпецСтрой» от 13 июля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-159/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЮгСпецСтрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

08.07.2015 Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии – заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В,

членов Комиссии:

ведущего консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Выскребенцевой А.В.,

заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Цыбульской В.И.,

главного специалиста-эксперта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Авхименя Ю.В.,

при участии представителей:

ОАО «Воткинский завод»: Долговой С.А. – доверенность от 06.07.2015
№ 117/15-213Д, Красовской Н. В. - доверенность от 06.07.2015 № 117/15-215Д, Бугалевича В.С. - от 06.07.2015 № 117/15-215Д,

ООО «ЮгСпецСтрой»: Цымбаловой В.И. - доверенность от 06.07.2015 № 110,

 

рассмотрев жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» на действия заказчика
ОАО «Воткинский завод» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта «Строительство кузнечно-штамповочного цеха» в соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе и условиями, указанными в проекте контракта документации об электронном аукционе (извещение № 0413100000115000001) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЮгСпецСтрой» (далее — Заявитель) (вх. № 64715/15 от 30.06.2015) на действия заказчика
ОАО «Воткинский завод» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта «Строительство кузнечно-штамповочного цеха» в соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе и условиями, указанными в проекте контракта документации об электронном аукционе (извещение
№ 0413100000115000001) (далее - Аукцион).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), (далее - Извещение, Документация):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте – 03.02.2015;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 2 081 627 050 рублей;

3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;

4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;

5) дата проведения Аукциона – 02.07.2015;

6)источник финансирования - собственные средства и средства федерального бюджета.

Из жалобы следует, что Заказчиком нарушены законные права и интересы заявителя в ходе проведения Аукциона, а именно Заказчиком при описании объекта закупки установлено требование соответствия недействующим стандартам, а также установлено требование выполнения электрического оборудования согласно CSN IEC 60 204, который является версией европейского стандарта EN 60204-1.

Таким образом, Заявитель требует признать действия Заказчика при проведении Аукциона не соответствующими нормам действующего законодательства, а результаты Аукциона недействительными.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Согласно информации, представленной на заседании Комиссии ФАС России, Заказчику были предоставлены бюджетные инвестиции в соответствии с Договором № 105-Д385/15/50 об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций № 01-09/19 от 19.03.2015.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

1. В соответствии с Техническим заданием документации, приложением
№ 1 «Технические и функциональные характеристики оборудования» к техническому заданию Заказчиком установлены требования соответствия стандартам, в том числе:

ГОСТ Р 51322.1-99;

ГОСТ 2121-83;

ГОСТ 5761-74.

Согласно письменным возражениям Заказчика стандарты, утратившие силу, установлены исходя из проектной документации, утвержденной в установленном законом порядке и получившей положительные заключения Государственной экспертизы ( № 0113-15/КГЭ-0291/03 от 26.02.2015, № 0115-15/КГЭ-0291/05 от 26.02.2015).

Таким образом, указанные Заказчиком в Техническом задании документации, приложении № 1 «Технические и функциональные характеристики оборудования» требования установлены в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация в полном объеме на Официальном сайте не размещена.

Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте проектно - сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление Правительства № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению Правительства № 99.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства
№ 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.13.110 «Выполнение работ подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта «Строительство кузнечно-штамповочного цеха», при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет
2 081 627 050 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99.

В соответствии с пунктом 1.6.4 Информационной карты Документации (далее - Информационная карта) установлены дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе, установленное в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 г. № 99. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится электронный аукцион.

Заказчиком в документации об Аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99.

Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи
31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. Согласно пункту 3.1 Информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе в электронном форме должна содержать информацию, в том числе указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если Участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит предусмотренных частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также их максимальные и (или) минимальные значения, а также значения показатели, которые не могут изменяться.

Следовательно, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в документации об Аукционе показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также их максимальных и (или) минимальных значений, значений показателей, которые не могут изменяться, не соответствуют части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Комиссия приходит к выводу, что инструкция, установленная в документации об Аукционе не содержит указания на конкретный раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.

Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

6. При осуществлении строительства объекта «под ключ» Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

Согласно общим требованиям к выполнению работ раздела 4 «Техническое задание» в рамках производства работ по предмету электронного аукциона необходимо выполнить работы подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта «Строительство кузнечно-штамповочного цеха» в полном объеме «под ключ» в соответствии с проектной документацией, в соответствии со сметной документацией, требованиями Заказчика, Техническим заданием, в том числе:

-подготовка территории к выполнению строительно- монтажных работ;

-строительно-монтажные работы;

-доставка и пуско-наладка инженерного и технологического оборудования;

-проведение технологических испытаний оборудования с непосредственным выпуском продукта с соответствии с ТУ;

-проведение инструктажей при работе на оборудовании;

-подготовка и оформление исполнительной технической документации;

-разработка рабочей документации, авторский надзор, строительный контроль и т.п.;

-ввод в эксплуатацию Объекта капитального строительства.

Требования к основным материалам, оборудованию, изделиям, используемым при выполнении работ содержат, в том числе:

- Станок ленточнопильный автоматический;

  • Станок широкоуниверсальный обдирочно-шлифовальный;

  • Виброгалтовочный станок.

Следовательно, Заказчиком в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом технологического обслуживания, что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно объединившего в один предмет закупки работы подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта «Строительство кузнечно-штамповочного цеха», а также поставку оборудования, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу ООО «ЮгСпецСтрой» на действия заказчика
ОАО «Воткинский завод» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта «Строительство кузнечно-штамповочного цеха» в соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе и условиями, указанными в проекте контракта документации об электронном аукционе (извещение № 0413100000115000001) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны