Решение №17/35491/16 Решение и предписание по делу № 223ФЗ-207/16 по результатам ... от 26 мая 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-207/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Офисная техника» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

23.05.2016 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее – Комиссия ФАС России):

<...>,

при участии представителей:

ООО «Газпром комплектация»: <...> – доверенность от 20.05.2016 № 50-014/114д, <...>– доверенность от 04.04.2016 № 50-014/76д;

ОАО «Газпром»: <...> – доверенность от 27.05.2014 № 01/04/04-293д, <...> – доверенность от 22.12.2014 01/04/04-683д, <...> – доверенность от 27.05.2014 № 01/04/04-292д;

представители ООО «Офисная техника» не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Офисная техника» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация», организатора ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку бумаги и канцелярских товаров для нужд ООО «Газпром комплектация» (16_4.2_0032010) (извещение № 31603631380) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Офисная техника» (далее – Заявитель) б/д б/н (вх. от 13.05.2016 № 67680-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация» (далее – Заказчик), организатора ПАО «Газпром» (далее – Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку бумаги и канцелярских товаров для нужд ООО «Газпром комплектация» (16_4.2_0032010) (извещение № 31603631380) (далее – Запрос предложений; Закупка).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

05.05.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Организатором, Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • в Документации неправомерно установлен срок направления запроса на разъяснение положений закупочной документации, который, по мнению Заявителя, является недостаточным;

      • информация о Запросе предложений отсутствует в плане закупок Заказчика на 2016 год;

      • в Документации неправомерно установлены требования к участникам Запроса предложений о наличии документально подтвержденных гарантий поставок;

      • в Документации неправомерно установлен критерий оценки заявок на участие в Запросе предложений «успешный опыт выполнения поставок продукции, аналогичной требуемым товарам по запросу предложений не менее 20% от начальной (максимальной) цены», что ограничивает количество участников Запроса предложений, а также из Документации не представляется возможным определить является ли отсутствие успешного опыта выполнения поставок продукции, аналогичной требуемым товарам по запросу предложений не менее 20% от начальной (максимальной) цены, основанием для отклонения заявки участника Запроса предложений;

      • в Документации неправомерно установлена форма банковской гарантии с условием о том, что банк обязуется «без каких бы то ни было возражений в соответствии с упомянутым выше договором по Вашему первому письменному требованию», в соответствии с которым предоставить банковскую гарантию не представляется возможным.

Представители Заказчика, Организатора с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 2.4.4 Документации «...Организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением Документации, который он получит не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений, указанного в Извещении. При этом ответ (без указания источника запроса) размещается на официальном сайте и на сайтах, указанных в пункте 4.3 информационной карты, не позднее чем в течение трех дней со дня получения запроса от Претендента».

Согласно информации, размещенной в ЕИС:

Дата размещения Извещения — 05.05.2016;

Дата и время окончания подачи заявок - 16.05.2016 в 10:00.

Таким образом, для получения ответа на запрос разъяснений Документации, необходимо направить соответствующий запрос до 06.05.2016 10:00.

При этом законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срок, в течение которого допускается направление запроса на разъяснение положений закупочной документации не установлен.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 №932 (далее – Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Пунктом 9 Правил установлено, что в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

В плане закупки Заказчика на 2016 год, размещенном в ЕИС, информация о Запросе предложений содержится (позиция № 276).

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
        в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
        и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 1.3.3.2 Документации «претенденты должны обладать правом и возможностью поставки товара, оказания услуг, выполнения работ, указанных в информационной карте. Претендент должен иметь необходимые документы, подтверждающие право пользования и владения товара, находящегося на складе».

Разделом 3.5 Документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям Документации, в том числе:

  • Для официальных дилеров/дистрибьюторов - в обязательном порядке копии дилерских/дистрибьюторских соглашений (пункт 3.5.17 раздела 3.5 Документации);

  • Документами, подтверждающими полномочия участника на предложение и поставку предлагаемого им товара (или части товара), если он не является ее производителем или официальным дилером/дистрибьютором, могут быть следующие:

  • копии договоров с производителями или официальными дилерами/дистрибьюторами (с приложением документов, подтверждающих статус дилера/дистрибьютора);

  • письма предприятий-изготовителей товара (или официальных дилеров/дистрибьюторов с приложением документов подтверждающими статус дилера/дистрибьютора) в адрес Заказчика (Форма 8), предоставляющие участнику право на предложение этого товара, с гарантиями отгрузки товара в случае победы участника в запросе предложений;

  • документы, подтверждающие право пользования и владения Товара, находящего на складе (пункт 3.5.18 раздела 3.5 Документации).

При этом, пунктом 2.11.4 установлено, что решение об отклонении заявок участников запроса предложений принимается в соответствии с требованиями Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений».

В соответствии с пунктом 12 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений»:

  • проверяемые сведения: «Наличие дилерских или дистрибьюторских договоров; Наличие писем с гарантией отгрузки предприятия-изготовителя (или официальных дилеров/дистрибьюторов с подтверждением дилерства/дистрибъюторства) Товара в адрес Заказчика; Наличие товара в фактическом владении; Наличие статуса производителя».

- перечень оснований для отклонения заявок: «Непредставление документов подтверждающих отгрузку товара на сумму более чем 50% от начальной (максимальной) цены. Если участник закупки является производителем продукции на сумму менее 50% от начальной (максимальной) цены, то необходимое количество документов подтверждающих отгрузку товара сокращается пропорционально доле производимой участником продукции. В случае если участник является производителем продукции на сумму более 50% от начальной (максимальной) цены - данное правило не применимо».

Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя, изготовителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участников закупки сформировать заявочные материалы в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица – производителя, изготовителя закупаемого товара.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений о наличии документально подтвержденных гарантий поставок в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений и отказ в допуске участникам Запроса предложений в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Подпунктом 1.3.3.1 Документации установлено, что претенденты должны соответствовать следующему квалификационному требованию: «Претендент должен осуществить за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, поставку товаров, аналогичных предмету закупки».

Согласно пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии ФАС России на отборочной стадии оценки заявок на участие в Запросе предложений требование по минимальной сумме в размере 20% от начальной (максимальной) цены по опыту успешного выполнения работ к претендентам не предъявляется.

В примечании к разделу 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» указано, что в разделе 1 представлены критерии, по которым комиссия по подведению итогов запроса предложений имеет право отклонить заявку участника запроса предложений.

Основанием для отклонения заявки участника Запроса предложений в соответствии с пунктом 5 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» является отсутствие в составе заявки заполненных форм: формы 3 Справка об объеме поставок товара, формы 4 — справка об опыте выполнения поставок товара.

В рамках оценочной стадии рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений оценивается наличие опыта выполнения договоров, по каждому из которых сумма составила не менее 20% от начальной (максимальной) цены (разделы 2, 3 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений»).

Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что если участник не представляет договоры с отзывом от клиента на сумму не менее 20% от начальной (максимальной) цены по данному критерию ему присваивается «0 баллов», при предоставлении таких договоров с отзывами за каждый договор присваивается «1 балл», при этом максимум учитывается 10 договоров и отзывов.

Заказчик обязан при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Установленный критерий оценки заявок на участие в Запросе предложений «успешный опыт выполнения поставок продукции, аналогичной требуемым товарам по запросу предложений не менее 20% от начальной (максимальной) цены» относится к неценовым критериям и составляет 30%  от общего числа неценовых критерия. При этом процент неценовых критериев от итоговой оценки составляет - 40%.

Учитывая изложенное, а также, что Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих что установление подкритерия «успешный опыт выполнения поставок продукции, аналогичной требуемым товарам по запросу предложений не менее 20% от начальной (максимальной) цены» ограничивает количество участников Запроса предложений и создает преимущественные условия участия в Запросе предложений определенным участникам, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что согласно Приложению 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации одним из нестоимостных критериев оценки заявок на участие в Запросе предложений является «Успешный опыт выполнения поставок Продукции, аналогичной требуемым товарам по запросу предложений (кол-во договоров и отзывов к ним)».

Кроме того, согласно Приложению 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации одним из нестоимостных критериев оценки заявок на участие в Запросе предложений является «Предпочтительность поставки товара (в случае допустимости поставки аналогов)». Предметом оценки по указанному критерию являются «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики предлагаемых товаров над соответствующими характеристиками, указанными в документации о запросе предложений». Принцип учета критерия:

В = 10 * (Nа/Ni)

где:

Ni – цена заявки участника;

Nа – объем продукции, по которой Участник предлагает аналоги с лучшими функциональными или качественными характеристиками.

Установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, успешный опыт выполнения каких аналогичных поставок продукции учитывается при осуществления и оценки заявок на участие в Запросе предложений (ненадлежащим образом установлен критерий «Успешный опыт выполнения поставок Продукции, аналогичной требуемым товарам по запросу предложений»), какие функциональные или качественные характеристики предлагаемой продукции признаются Заказчиком «лучшими», как рассчитывается объем такой продукции (ненадлежащим образом установлен критерий «Предпочтительность поставки товара (в случае допустимости поставки аналогов»).

Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок и предмет оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктом 3.4.6 Документации «участник, в случае признания заявки лучшей, предоставляет гарантию выполнения условий договора (Форма 7.1) и гарантию возврата аванса (Форма 7.2) (если данное требование установлено в информационной карте в пункте 4.19)».

Пунктом 4.19 Информационной карты Документации установлено обеспечение исполнения обязательств по договору в виде банковской гарантии в размере 3% от суммы договора. Банковская гарантия должна быть предоставлена не позднее 30 дней от даты подписания договора.

Разделом 2.14 Документации установлены требования к обеспечению обязательств по договору в том числе:

  • В банковской гарантии должно быть предусмотрено безусловное право Заказчика на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случаях, связанных с неисполнением Договора, указанных в Договоре (Приложение 1 к документации о запросе предложений) (пункт 2.14.5 Документации);

  • В банковской гарантии не должно быть условий или требований, противоречащих вышеизложенному (пункт 2.14.6 Документации);

  • Условия и порядок удержания и возврата обеспечения исполнения Договора содержится в Приложении 1 «Проект договора» к документации о запросе предложений (пункт 2.14.7 Документации).

Из содержания формы 7.1, содержащейся в составе Документации, следует, что платежи производятся в случае нарушения условий договора поставщиком, о чем заказчик должен уведомить банк, денежные суммы выплачиваются в соответствии с условиями договора.

Кроме того, пунктом 6.2 проекта договора установлено, что в банковской гарантии должно быть предусмотрено безусловное право покупателя на истребование суммы банковской гарантии в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору.

Представителями Заказчика на заседание Комиссии ФАС России представлены банковские гарантии исполнителей по ранее заключенным договорам, включающие условие, что банк берет на себя гарантию по выплате денежных средств «без каких бы то ни было возражений в соответствии с упомянутым выше договором по первому письменному требованию».

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность установленного вышеуказанного условия в банковской гарантии, а также невозможность получения банковской гарантии в связи с наличием такого условия.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, пунктом 2.14.8 установлено, что «банковская гарантия должна быть выдана приемлемым для Заказчика (Организатора) банком. Перечень приемлемых банков приведен в пункте 3.4.7 настоящей документации».

В Пункте 3.4.7 содержится перечень из 24 банков. При этом, банковские гарантии банков, указанных в подпунктах 5-24 пункта 3.4.7, принимаются после согласования с покупателем.

Вместе с тем, наличие у участника Запроса предложений банковской гарантии, полученной в другом банке, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Запроса предложений, либо на качество исполнения таких обязательств.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования о выдаче банковской гарантии приемлемым для Заказчика (Организатора) банком в качестве обязательного требования к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников закупки и противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупках.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Разделом 1.3.3 Документации установлены квалификационные требования к претендентам, в том числе: «Претендент должен осуществить за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, поставку товаров, аналогичных предмету закупки» (пункт 1.3.3.1 Документации).

При этом, из Документации не представляется возможным определить поставки каких товаров и для каких заказчиков признаются аналогичными.

Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Пунктом 3.5.8 Документации установлено, что для подтверждения соответствия квалификационным требованиям Документации участник представляет в составе заявки «сведения о субпоставщиках по установленной в настоящей Документации о Запросе предложений форме - Сведения о субпоставщиках товара (Форма 5). В данной форме должны быть указаны все субпоставщики, привлекаемые к осуществлению поставки».

Кроме того, пунктом 3.7.1 Документации установлен перечень документов для субпоставщиков, принадлежащих к субъектам малого и среднего предпринимательства, привлекаемого к поставке товара, доля цены которого не менее 30% от общей цены заявки.

В соответствии с пунктом 5 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника Запроса предложений является отсутствие заполненных форм в указанных форматах, несоответствие представленных в форме сведений требованиям формы или недостоверность представленных сведений, в том числе по Форме 5 - Справка о субпоставщиках.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования о необходимости предоставления в составе заявки участниками закупки документов и сведений о субподрядчиках/соисполнителях, а также документов для субпоставщиков, принадлежащих к субъектам малого и среднего предпринимательства, привлекаемых к поставке товара, за исключением декларации субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора и непредставление указанных сведений и документов не может являться основанием для отклонения заявки.

Таким образом, установление вышеуказанных требований в Документации противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, Документацией установлены требования о представлении следующих документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям настоящей Документации:

  • Копии документов, подтверждающих соответствие Участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом данного запроса предложений в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 4.31 Информационной карты Документации) (пункт 3.5.1 Документации);

  • дополнительные документы, включаемые в заявку: сертификат соответствия на конкретный или типовой вид товара; сертификат РФ – для товара импортного производства (пункт 4.31 Информационной карты Документации);

  • Отзывы заказчиков о работе с участником запроса предложений и поставленном им товаре в соответствии с перечнем исполненных договоров указанных в Форме 4 (пункт 3.5.7 Документации);

  • Отзывы заказчиков о работе с участником запроса предложений и поставленном им товаре в соответствии с исполненными соответствующими договорами. Перечень договоров указывается в Форме 5 (пункт 3.5.13 Документации).

Вместе с тем, установление требования о представлении сертификатов на поставляемый товар в составе заявки в качестве обязательного требования ограничивает количество участников Запроса предложений.

В соответствии с пунктом 5 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника Запроса предложений является отсутствие заполненных форм в указанных форматах, несоответствие представленных в форме сведений требованиям формы или недостоверность представленных сведений.

Таким образом, отсутствие отзывов заказчиков в составе заявки является основанием для отклонения заявок участников Запроса предложений.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что подтверждения успешного опыта достаточно представления исполненных договоров. При этом, установление требования о представлении в составе заявки отзывов в качестве обязательного ограничивает количество участников Запроса предложений.

Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника Запроса предложений является представление сведений о репутации о том, что сумма судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 года равна, либо превышает 5% от начальной (максимальной) цены.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что наличие судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 года, не связано с исполнением договора, заключаемого по результатам Запроса предложений. При этом, установление требования о том, что сумма судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 года равна, должна не превышать 5% от начальной (максимальной) цены, ограничивает количество участников Запроса предложений.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений в качестве обязательных, а также отказ в допуске к участию в Запросе предложений в связи с несоответствием таким требованиям противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Офисная техника» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация», организатора ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку бумаги и канцелярских товаров для нужд ООО «Газпром комплектация» (16_4.2_0032010) (извещение № 31603631380) обоснованной в части неправомерного установления в закупочной документации требования к участникам Запроса предложений о наличии документально подтвержденных гарантий поставок.

      • Признать ООО «Газпром комплектация» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.05.2016 № 223ФЗ-207/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

223ФЗ-207/16

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

23.05.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее – Комиссия ФАС России):

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 23.05.2016 № 223ФЗ-207/16, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Офисная техника» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация», организатора ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку бумаги и канцелярских товаров для нужд ООО «Газпром комплектация» (16_4.2_0032010) (извещение № 31603631380) (далее — Запрос предложений; решение от 23.05.2016 № 223ФЗ-207/16), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  • ООО «Газпром комплектация» отменить протоколы, составленные в ходе проведения Запроса предложений (в случае их составления), вернуть участникам Запроса предложений ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок.

  • ООО «Газпром комплектация» внести изменения в документацию о проведении Запроса предложений в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 23.05.2016 № 223ФЗ-207/16.

  • ООО «Газпром комплектация» назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, а также разместить в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, дате рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений и дате подведения итогов Запроса предложений.

  • ООО «Газпром комплектация» разместить в ЕИС информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания.

  • ООО «Газпром комплектация» продолжить проведение Запроса предложений в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969, документации о проведении Запроса предложений с учетом внесенных во исполнение пункта 2 настоящего предписания изменений.

  • ООО «Газпром комплектация» в срок не позднее 15.06.2016 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте: dstelmakh@fas.gov.ru.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны