Решение №17/37203/15 Решение по жалобе ООО «Мосинстрой» от 22 июля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-174/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Мосинстрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

17.07.2015 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии – заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,

членов Комиссии:

начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Шипуновой О.В.,

начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Лизуновой А.Б.,

главного специалиста-эксперта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Казаковой-Штана Т.В.,

при участии представителей:

ГК «Агентство по страхованию вкладов»: Сорокина А.С. – доверенность № 1588 от 17.12.2014, Журовой Т.В. - доверенность № 1590 от 17.12.2014;

ООО «Мосинстрой»: Кувшин С.В. – доверенность № 6 от 01.06.2014,

рассмотрев жалобу ООО «Мосинстрой», направленную письмом Московского областного УФАС России от 07.07.2015 № 07/ПА/9750, на действия (бездействие) заказчика ГК «Агентство по страхованию вкладов» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по усилению конструкций здания Агентства (извещение № 31502464260) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Мосинстрой» (далее – Заявитель), направленная письмом Московского областного УФАС России от 07.07.2015 № 07/ПА/9750 (вх. от 10.07.2015 № 69166/15), на действия (бездействие) заказчика ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по усилению конструкций здания Агентства (извещение № 31502464260) (далее – Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», утвержденным решением Совета директоров Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 07.12.2011 г. (протокол № 4, раздел X) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.06.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы следует, что установленное в документации о проведении Конкурса требование о наличии у участника Конкурса опыта успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3 лет до даты размещения извещения о проведении конкурса нарушает права и законные интересы Заявителя и ограничивает круг участников Конкурса.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно подпункту 5 пункта 4.3 Документации к участникам Конкурса (а также к каждому из участников консорциума) устанавливается требование о наличии у участника конкурса опыта успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3 лет до даты размещения извещения о проведении конкурса в ЕИС, при этом в течение каждого года указанного периода должен быть выполнен минимум 1 договор на сумму не менее 5 млн руб.

Подпунктом 5 «в» пункта 10.2. Документации установлено, что заявка должна содержать, в том числе, справку об опыте успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3-х лет до даты размещения извещения о проведении конкурса в ЕИС с учетом требований, установленных подпунктом 5 пункта 4.3. настоящей документации (по форме Приложения 6 к настоящей документации) с приложением копий договоров и актов выполненных работ по одному договору и акту за каждый подтверждаемый год опыта работы. В случае заключения договоров по результатам закупочных процедур, проводившихся в электронной форме, в том числе в рамках федеральных законов от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, допускается ссылка на извещение о закупке, по результатам которой заключен соответствующий договор.

Вместе с тем, градостроительным законодательством Российской Федерации не определено понятие «работы по усилению конструкций зданий».

Таким образом, из Документации не представляется возможным определить опыт выполнения каких именно видов работ признается Заказчиком опытом выполнения работ по усилению конструкций зданий, что Заказчик подразумевает под формулировкой «успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий»,  а также каким образом выделяется опыт выполнения работ по усилению конструкций зданий в случае представления участником Конкурса договоров на выполнение капитального ремонта объектов капитального строительства.

Учитывая вышеизложенное, установление Заказчиком требования о наличии у участника Конкурса опыта успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3 лет до даты размещения извещения о проведении конкурса нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с подпунктом 8 пункта 4.3 Документации к участникам Конкурса (а также к каждому из участников консорциума) устанавливается требование о наличии у участника Конкурса свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ (далее – СРО) в соответствии с проектной документацией и Техническим заданием.

Согласно подпункту 7 пункта 4 Документации к участникам Конкурса установлено требование о наличии квалифицированных специалистов необходимых для выполнения работ, в том числе имеющих удостоверения по электробезопасности, проведению огневых работ (с талоном по пожарной безопасности) и высотных работ.

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, на какие конкретно виды работ участник должен иметь СРО, какой квалификации специалисты необходимы для выполнения работ, количество таких специалистов, что является нарушением требования 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 4.1 Документации к участию в конкурсе приглашаются юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также объединенные в группу (консорциум) юридические и (или) физические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 4.3 Документации к участникам конкурса (а также к каждому из участников консорциума) устанавливаются следующие требования:

«...1) в отношении участника конкурса не проводится процедура ликвидации (для юридического лица) и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника конкурса (юридического лица, индивидуального предпринимателя) банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства;

2) на день подачи заявки деятельность участника конкурса не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) отсутствие у участника конкурса – юридического лица задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса, по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате рассмотрения заявок;

4) отсутствие сведений об участнике конкурса в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), и в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Законом № 223-ФЗ, размещенных на официальном сайте Российской Федерации;

5) наличие у участника конкурса опыта успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3 лет до даты размещения извещения о проведении конкурса в ЕИС, при этом в течение каждого года указанного периода должен быть выполнен минимум 1 договор на сумму не менее 5 млн руб.;

6) наличие не менее 2-х инженерно-технических работников с высшим строительным образованием в штате участника конкурса для организации и руководства производственными процессами при выполнении работ;

7) наличие квалифицированных специалистов необходимых для выполнения работ, в том числе имеющих удостоверения по электробезопасности, проведению огневых работ (с талоном по пожарной безопасности) и высотных работ;

8) наличие у участника конкурса свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к видам работ в соответствии с проектной документацией и ТЗ;

9) ответственность участника закупки за нанесение вреда третьим лицам, причиненного в ходе выполнения работ и/или вследствие недостатков работ, должна быть застрахована на сумму 30 000 000,00 (Тридцать миллионов) рублей.

10) заявка участника конкурса должна быть обеспечена путем внесения денежных средств на указанный Агентством счет.

11) наличие у участника конкурса предложения о сроке гарантии качества на выполненные работы и использованные материалы в соответствии с ТЗ...».

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее – группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.

Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требования, указанного в пункте 1.2.2 Документации, к коллективному участнику Конкурса являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках).

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

Согласно Извещению и пункту 2 Документации предметом Конкурса является выполнение своими силами и средствами работ усилению конструкций здания Агентства, расположенного по адресу: г. Москва, Верхний Таганский тупик, д. 4 (далее – работы), в соответствии с Проектом (шифр 106-В-СК/14-КР), разработанным ООО «СТРОЙКОНТРОЛЬ» (далее – проектная документация), и согласно Техническому заданию.

В соответствии с Техническим заданием  «...работы должны быть выполнены в полном объеме, с надлежащим качеством, на основании Проекта шифр: 106-В-СК/14-КР, разработанного ООО «СТРОЙКОНТРОЛЬ» (далее – Проектная документация), Проекта производства работ (ППР), разработанного организацией выполняющей Работы (далее - Производитель работ), а также согласно требованиям и нормам по технике безопасности и пожарной безопасности и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы, действующими в области проектирования и строительства (включая регламенты, своды правил, СНиПы, ГОСТы и т.д.)...».

Учитывая вышеизложенное, из Извещения, Документации, проектной документации, Технического задания не представляется возможным определить объем выполняемых работ, что нарушает требования пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 14.1 Документации оценка заявок осуществляется на основании следующих критериев:

      • Цена договора;

      • Опыт выполнения работ по усилению конструкций зданий (далее – Опыт выполнения работ);

      • Срок гарантий на выполненные работы и использованные материалы (далее – Срок гарантии).

В соответствии с пунктом 14.4 Документации для целей оценки заявок критериям оценки присвоена следующая значимость.

п/п

Критерии оценки заявок

Значимость критерия оценки

(коэффициент значимости)

1

Цена договора

50 % (0,50)

2

Опыт выполнения работ

35 % (0,35)

3

Срок гарантии

15 % (0,15)

При этом пунктом 14.9 Документации установлено:

«...По каждой заявке Комиссия оценивает опыт выполнения работ на основе представленной информации в заявке. Количество баллов, присуждаемых по критерию «Опыт выполнения работ» рассчитывается следующим образом.

Значение критерия

Присваиваемые баллы

1

Если участником конкурса представлено 7 договоров, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий

100 баллов

2

Если участником конкурса представлено 6 договоров, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий

80 баллов

3

Если участником конкурса представлены 5 договора, подтверждающих успешное выполнение работ по  усилению конструкций зданий

60 баллов

4

Если участником конкурса представлены 4 договора, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий

40 баллов

5

Если участником конкурса представлены 3 договора, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий

20 баллов

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Опыт выполнения работ», определяется путем умножения количества присужденных баллов на значимость критерия оценки.

Лучшим условием исполнения договора по критерию «Опыт выполнения работ» признается наибольшее значение критерия».

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, что Заказчик подразумевает под формулировками «успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий».

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Мосинстрой», направленную письмом Московского областного УФАС России от 07.07.2015 № 07/ПА/9750 (вх. от 10.07.2015 № 69166/15), на действия (бездействие) заказчика ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по усилению конструкций здания Агентства (извещение № 31502464260) обоснованной.

      • Признать ГК «Агентство по страхованию вкладов» нарушившим части 5-6 статьи 3, пункт 3 части 9, пункты 1, 9, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.07.2015 № 223ФЗ-174/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

      • Выдать ГК «Агентство по страхованию вкладов» обязательное для исполнения предписание с учетом решения от 17.07.2015 № 223ФЗ-174/15, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Мосинстрой», направленной письмом Московского областного УФАС России от 07.07.2015 № 07/ПА/9750 (вх. от 10.07.2015 № 69166/15), на действия (бездействие) заказчика ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по усилению конструкций здания Агентства (извещение № 31502464260).

    •  

      Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны