Решение №17/3993/16 Решение по жалобе ИП Кувшинова Е.Н. от 26 января 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-16/16
по результатам рассмотрения жалобы ИП Кувшинова Е.Н. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
21.01.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX. (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей: ПАО «Сбербанк России»: XXXXXXXXXXXXXX на основании доверенности от 25.08.2015 №01-1530, XXXXXXXXXXXX на основании доверенности от 14.02.2014 №108-Д, XXXXXXXXXXX на основании доверенности от 21.03.2015 №04-116;
XXXXXXXXXXXXXX на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 18.08.2015 №315774600278391,
рассмотрев жалобу ИП Кувшинова Е.Н. от 29.12.2015 №05-219 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении запроса котировок на право заключения договора на выбор организации на поставку бумажной, роликовой, канцелярской и прочей продукции с использованием электронной системы формирования заказа в сети Интернет среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) (извещение № 31503145100) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ИП Кувшинова Е.Н. (далее – Заявитель) от 29.12.2015 №05-219 (вх. от 14.01.2016 № 2552/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк» при проведении запроса котировок на право заключения договора на выбор организации на поставку бумажной, роликовой, канцелярской и прочей продукции с использованием электронной системы формирования заказа в сети Интернет среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) (извещение № 31503145100) (далее – Запрос котировок, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2011 № 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 №113 § 6а (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
24.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок — 30.12.2015;
дата и время подведения итогов — 19.01.2015;
на участие в Запросе котировок подана 1заявки.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком, нарушены законные права и интересы Заявителя,а именно:
-
-
в ЕИС Заказчиком не опубликовано Положение о закупке;
-
-
в пункте 1.1 Документации заказчиком не установлен объем закупаемой продукции. Требование установленные указанным пунктом не позволяют участникам определить стоимость поставляемой продукции с учетом всех расходов связанных с исполнением договора и сформировать товарные запасы для исполнения договора;
-
Заказчиком неправомерно выбран способ проведения закупочной процедуры.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя сообщили, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно части 1 статьи 4 статьи Закона о закупках: «Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика предоставил материалы из Реестра положений о закупке, размещенного в ЕИС, согласно которым Положение о закупке, с изменениями от 24.01.2013 опубликовано в ЕИС от 05.02.2013.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не нарушены сроки размещения Положения о закупке.
Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть установлены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно Таблице 2 Документации Заказчиком установлен примерный объем товара к поставке.
Пунктом 15.1 Положения о закупке установлено, что Заказчик имеет право заключить рамочный договор (генеральное соглашение) ограниченного срока действия, устанавливающего цену/тариф за единицу Продукции или размер скидки от официального прайс-листа производителя Продукции без определения общего объема поставки Продукции и общей стоимости Договора, но с указанием предельной (максимальной) стоимости договора и/или предельного (максимального) объема поставки Продукции за период действия договора.
В приложении 5 Документации «Проект договора» (далее — Приложение 5) установлено, что ограничение стоимости, определенное по результатам Запроса котировок, не влечет обязанность Банка по заказам на всю эту сумму, также поставка продукции осуществляется по заявке Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России Заявителем не представлено доказательств о невозможности сформировать заявку согласно установленным требованиям.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего обоснования.
3. Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Пунктом 2 Положения о закупке установлен перечень способов закупок и условия их применения.
В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Положения о закупке: «Запрос котировок – конкурентный Способ закупки, не являющийся Торгами, при котором Банком запрашиваются цены одновременно у нескольких Поставщиков на стандартную Продукцию на определенных условиях поставки в соответствии с установленными Банком требованиями. Победителем признается Участник, предложивший наиболее низкую цену.».
Согласно подпункту 2.2.2. пункта 2.2 Положения о закупке Запрос котировок может проводиться с целью обеспечения бесперебойной работы Банка и необходимостью ограничения срока Закупки.
Как следует из пояснения Заказчика процедура имеет срочный характер, так как согласно пунктам 1.5, 1.6 Документации дата объявления Запроса котировок 25.12.2015, а дата окончания подачи котировочных заявок 30.12.2015, таким образом подача заявок участников осуществлялась в течении 5 календарных дней.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не нарушен способ проведения закупочной процедуры и довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 4 части 10 стать 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Аналогичное положение установлено пунктом 7.1.3 Положения о закупке.
Вместе с тем, в представленной представителем Заказчика Документаци отсутствует указание на место поставки товара, что противоречит пункту 7.1.3 Положения о закупке и нарушает пункт 4 части 10 стать 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
-
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен пунктом 1.2 Положения о закупке.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.1 Документации «Общие требования к участникам запроса котировок, включая деловую репутацию» Участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, в том числе:
-
наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
-
наличие необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
-
наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции.
Из данной формулировки содержания Документации не представляется возможным определить на поставку какого вида продукции участнику необходимо предоставить в составе заявки лицензию и сертификаты, а также какой профессиональной компетенцией, трудовыми, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями необходимо обладать участнику для исполнения договора.
Кроме того, пунктом 2.2 Документации «Требования к Квалификации Участника запроса котировок» установлено, что Участник должен обладать опытом по реализации аналогичных предмету запроса котировок проектов на общую сумму не менее 5 миллионов рублей, с учетом НДС, за предшествующий календарный год.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать вывод, какой предмет будет признан Заказчиком аналогичным и на какую общую сумму должны быть реализованы проекты, чтобы соответствовать данному требованию.
Таким образом, установленные вышеуказанные требования противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должна быть указана дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктами 1-1.3 Документации: «Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке не позднее, чем за 2 (Два) рабочих дня до даты окончания подачи котировочных заявок. Ответы на заданные вопросы будут публиковаться (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 1 рабочего дня на сайте Электронной площадки».
Таким образом, Комиссия ФАС России, приходит к выводу, что Заказчиком не определена дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кувшинова Е.Н. от 29.12.2015 №05-219 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении запроса котировок на право заключения договора на выбор организации на поставку бумажной, роликовой, канцелярской и прочей продукции с использованием электронной системы формирования заказа в сети Интернет среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) (извещение № 31503145100) необоснованной.
-
-
-
Признать в действиях ПАО «Сбербанк России» нарушения части 1 статьи 2, пункта 4, 9, 10 части 10, статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результаты закупки.
-
-
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.01.2016 № 223ФЗ-16/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.