Решение №17/4005/16 Решение по жалобе ООО ЧОО «Сатурн-В от 26 января 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-10/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОО «Сатурн-В» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

21.01.2016 Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк России»: XXXXXXXXXXXXX - по доверенности от 10.06.2015 № 280-Д, XXXXXXXXXXXX - по доверенности от 14.02.2014 № 108-Д;

представители ООО ЧОО «Сатурн-В»на заседание комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Сатурн-В» от б/д № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении конкурса на право заключения договора на выбор, среди субъектов малого и среднего предпринимательства, по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Дагестанского, Калмыцкого и Чеченского отделений (извещение № 31502935518) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОО «Сатурн-В»
(далее – Заявитель) от б/д № б/н (вх. от 18.01.2016 № 4239/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк» (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на выбор, среди субъектов малого и среднего предпринимательства, по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Дагестанского, Калмыцкого и Чеченского отделений (извещение
№ 31502935518)
(далее – Конкурс; Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2011 № 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России»
от 05.12.2011 №113 § 6а (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

09.11.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация). Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о допуске участников, не соответствующих требованиям Документации. Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документацией.

Как следует из жалобы Заявителя, Заказчик необоснованно допустил к участию в Конкурсе участников закупки ООО ЧОО «Альфа» и
ООО ЧОО «Сфинкс-Альянс»
, так как по мнению Заявителя, заявка участников не соответствует требованиям Документации, в части отсутствия лицензий на осуществление частной охранной деятельности и лицензии на осуществления работ монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений. Заказчик на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Документацией предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков участника («партнеров»). Также пояснил, что заявки участников содержат соответствующие договора партнеров, что являлось основанием для допуска таких участников к Конкурсу. Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в Жалобе Заявителя. Таким образом довод Заявителя не нашел подтверждения. 2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен

подпунктом 1.2 пункта 1 Положения о закупке. Согласно извещению о проведении Конкурса и Конкурсной документации предметов закупки является выбор, среди субъектов малого и среднего предпринимательства, по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Дагестанского, Калмыцкого и Чеченского отделений. Подпунктом 4.2 пункта 4 Документации установлено, что участник должен предоставить заверенные нотариально копии: лицензии на осуществление частной охранной деятельности и лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии с частями 15, 32 статьи 12 Федерального закона
от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат в том числе виды деятельности: - деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; - частная охранная деятельность.

В соответствии с техническим заданием Документации выполнению подлежат услуги по охране объектов Заказчика техническими средствами охраны, путем мониторингового контроля состояния системы охранно-пожарной и тревожной сигнализации и выезда мобильных групп (далее МГ) вооруженных охранников круглосуточно на объекты, а так же проведение работ по техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Северо-Кавказского банка, расположенных на территории республик Дагестан, Калмыкия и Чечня. При этом, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении договора на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель обязан иметь в наличии документы, дающие право выполнять соответствующие работы.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки участника Конкурса в части предоставления лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений. Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований к участникам Конкурса в Документации, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 1.2 пункта 1 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках. 3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом 1.2 пункта 1 Положения о закупке. В Документации установлены в том числе, следующие требования к участникам: - наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора (подпункт 4.1 пункта 4 Документации);

- наличие необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (подпункт 4.1 пункта 4 Документации); - наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции (подпункт 4.1 пункта 4 Документации); - и другие (подпункт 4.1 пункта 4 Документации). При этом Приложение № 5 к Документации устанавливает основания для отклонения заявки, в том числе:

- наличие негативной информации в отношении деловой репутации Участника;

- неудовлетворительное финансовое состояние Участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору. Вместе с тем, выше указанные требования не определяют состав документов подлежащих предоставлению участникам в составе заявки, а также не представляется возможным сделать однозначный вывод, какая информация о деловой репутации признается негативной и какие показатели финансового состояния участника Конкурса признаются Заказчиком как неудовлетворительное финансовое состояние участника. Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 1.2 пункта 1 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 4. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. На заседании Комиссия ФАС России установлено, что на Официальном сайте не размещены протокол подведения итогов от б/д № 01/22э-3 и протокол о вскрытие конвертов от б/д № 01/21 1 этапа Конкурса, что нарушает часть 12 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 5. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. Подпунктом 8.1 пункта 8 Документации установлено, что «все вопросы должны направляться в письменном виде по адресу: 344068, г. Ростов-на-Дону, ул. Евдокимова, 37, Юго-Западный банк ПАО Сбербанк: каб. № 904, Спецсектор ОУД (тел. (8-863) 287-82-66, внут. 11-847; 11-849) не позднее, чем за 5 (Пять) рабочих дней до даты окончания подачи Конкурсных заявок». Согласно подпункту 8.2 пункта 8 Документации ответы на заданные вопросы будут размещаться Банком (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 3 рабочих дней со дня их получения на сайте www.sbrf.ru в разделе «Закупки». Аналогичные требования к документации отражены в подпункте 7.1.3 пункте 7 Положения о закупке «В документации о закупке должны быть указаны следующие сведения: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления Участникам Закупки разъяснений положений Документации». Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации до начала подачи заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Сатурн-В» от б/д № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении конкурса на право заключения договора на выбор, среди субъектов малого и среднего предпринимательства, по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Дагестанского, Калмыцкого и Чеченского отделений (извещение № 31502935518) необоснованной.

    • Признать в действиях ПАО «Сбербанк России» нарушения части 1 статьи 2, пункта 9, 10 части 10, 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
      № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.01.2016 № 223ФЗ-10/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 5, 7статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    • В связи с тем, что установленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны