Решение №17/40189/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-244/16 по результатам рассмотрения жалобы ОО... от 10 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-244/16
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Директ ИНФО» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
07.06.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО «Ростелеком»:<...>по доверенности №01/29//591-15 от 26.06.2015, <...> по доверенности № 01/29/190-16 от 30.03.2016.
Представители ООО «Директ ИНФО» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Директ ИНФО» от б/д № б/н на действия (бездействие) ПАО «Ростелеком» при проведении запроса предложений в электронной форме на право проведения исследовательских и консалтинговых работ по теме: «Мониторинг рынков телекоммуникационных услуг в России» (извещение № 31603640388) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Директ ИНФО» от б/д № б/н на действия (бездействие) ПАО «Ростелеком» при проведении запроса предложений в электронной форме на право проведения исследовательских и консалтинговых работ по теме: «Мониторинг рынков телекоммуникационных услуг в России» (извещение № 31603640388) (далее – Жалоба, Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Ростелеком» (протокол от 15 февраля 2016 г. № 19) (далее — Положение о закупках).
10.05.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что в Информационной карте Документации порядок оценки заявок не соответствует требованиям Законодательства о закупках.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее:
1. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 15 «Требования к Участникам и перечень документов, предоставляемых Претендентами для подтверждения их соответствия установленным требованиям» «Информационной карты» Документации установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения договоров на выполнение работ, оказание услуг аналогичных предмету Закупки, на сумму не менее 30 процентов от начальной (максимальной) цены договора за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки.
Пунктом 31 «Порядок рассмотрения Заявок на участие в открытом запросе предложений» «Информационной карты» Документации установлено, что «Закупочная комиссия в срок, указанный в Извещении о закупке и в пункте 8 раздела II «Информационная карта» Документации, осуществляет рассмотрение поданных Претендентами Заявок на предмет их соответствия требованиям настоящей Документации, и определяет перечень Претендентов, которые признаются Участниками Открытого запроса предложений».
По результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия не допускает Претендента к участию в Запросе предложений в том числе, в случае несоответствия Претендента требованиям, установленным пунктом 15 раздела II «Информационная карта» Документации.
В соответствии с пунктом 16 «Порядок оценки и сопоставления Заявок, критерии оценки и сопоставления Заявок, величины значимости этих критериев» «Информационной карты» Документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок: 1) Критерий «Цена договора» величина значимости критерия 65%, 2) Критерий «Квалификация и опыт оказания услуг» величина значимости критерия 35%.
В соответствии с пунктом 16 Информационной карты Документации установлен следующий порядок присвоения баллов по показателям «Наличие у Претендента опыта оказания аналогичных услуг* за последние год, предшествующий дате размещения извещения о проведении закупке. Стоимость услуг в одном АКТЕ не менее 500 тыс. рублей (без учета НДС)» и «Количество аналитиков* в штате Претендента, которые могут быть задействованы в проведении исследования, с опытом проведения исследований по телеком рынку РФ за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки» критерия «Квалификация и опыт оказания услуг»:
Показатель |
Чем должно быть подтверждено в составе заявки |
Критерии оценки, в баллах |
Наличие у Претендента опыта оказания аналогичных услуг* за последние год, предшествующий дате размещения извещения о проведении закупке. Стоимость услуг в одном АКТЕ не менее 500 тыс. рублей (без учета НДС) |
Подтверждается копиями исполненных договоров на оказание аналогичных услуг и актов сдачи-приемки. |
Более 10 актов - 50 баллов От 6 до 10 актов - 35 баллов От 1 до 5 актов - 15 баллов Отсутствие - 0 баллов |
Количество аналитиков* в штате Претендента, которые могут быть задействованы в проведении исследования, с опытом проведения исследований по телеком рынку РФ за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. |
Справка по форме 9 раздела III «ФОРМЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРЕТЕНДЕНТАМИ ЗАКУПКИ», оформленная на фирменном бланке Претендента, заверенная печатью и подписью уполномоченного сотрудника.
|
- 5 и более человек: 35 баллов; - 1-4 человек: 15 баллов; - 0 человек: 0 баллов. |
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку в документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых балов и представляемыми участникам закупки сведениями, поскольку по указанному показателю различному количеству актов (документов) присваивается одинаковое количество баллов.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.
2. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
-
-
Пунктом 9 «Форма, порядок, срок (даты начала и окончания срока) предоставления Претендентам разъяснений положений Документации о закупке» «Информационной карты» Документации установлено что, дата начала срока предоставления Претендентам разъяснений положений Документации о закупке: день размещения на Официальном сайте Извещения о закупке и Документации о закупке, а если на Официальном сайте возникли технические или иные неполадки, блокирующие доступ к Официальному сайту - день размещения Извещения о закупке и Документации о закупке на сайте Заказчика.
Дата окончания срока предоставления Претендентам разъяснений положений Документации о закупке: «26» мая 2016 года.
-
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений Документации о Закупке, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 16 «Информационной карты» Документации «Закупочная комиссия вправе отклонить Заявку, если предложенная в ней цена договора (договоров) в сочетании с другими сведениями, указанными в Заявке, аномально занижена, и у Закупочной комиссии возникли обоснованные сомнения в способности Претендента/Участника исполнить договор на предложенных условиях (пункт 16 Информационной карты Документации). Если Претендент/Участник не предоставил запрошенную Закупочной комиссией информацию или Закупочная комиссия пришла к решению, что представленная Претендентом/Участником структура предлагаемой им цены Договора и обоснование такой цены Договора не свидетельствуют о способности Претендента/Участника надлежащим образом исполнить договор на условиях, предложенных таким Претендентом/Участником и установленных Документацией о закупке, или Закупочная комиссия пришла к заключению, что предложенная в Заявке цена Договора (Договоров) в сочетании с другими сведениями, указанными в Заявке, аномально занижена, или Закупочная комиссия имеет иные обоснованные сомнения в возможности Претендента/Участника надлежащим образом исполнить Договор на условиях, предложенных таким Претендентом/Участником и установленных Документацией о закупке, Закупочная комиссия отклоняет Заявку такого Участника с указанием причин отклонения.
Вместе с тем, установление указанного положения в Документации, а также отказ в допуске к участию в Запросе предложений в случае признания Заказчиком предложенной участником цены аномально заниженной необоснованно ограничивает количество участников Запроса предложений, противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Согласно пункту 16 «Информационной карты» Документации запроса предложений Заказчиком установлено наличие у претендента опыта оказания аналогичных услуг за последний год, предшествующий дате размещения извещения о проведении закупке. Стоимость услуг в одном АКТЕ не менее 500 тыс. рублей (без учета НДС).
При этом в пункте 15 «Информационной карты» Документации установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличие опыта исполнения договоров на выполнение работ, оказания услуг аналогичных предмету Закупки, на сумму не менее 30 процентов от начальной (максимальной) цены договора за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки.
Закупочная комиссия вправе отклонить Заявку, если предложенная в ней цена договора (договоров) в сочетании с другими сведениями, указанными в Заявке, аномально занижена, и у Закупочной комиссии возникли обоснованные сомнения в способности Претендента/Участника исполнить договор на предложенных условиях.
Аномально заниженной ценой договора (договоров) признается снижение цены на 25 % (двадцать пять процентов) или более процентов.
Закупочная комиссия вправе запросить у Претендента/Участника структуру предлагаемой им цены договора и обоснование такой цены договора, если его Заявка, содержит предложение о цене Договора на 25 % (двадцать пять процентов) ниже, чем начальная (максимальная) цена договора, установленная в настоящей Документации. Претендент/Участник, предоставивший такую Заявку, обязан предоставить структуру предлагаемой цены договора и обоснование такой цены договора в срок, указанный в запросе. Закупочная комиссия в сроки осуществления Открытого запроса предложений, проводит анализ всей информации, предоставленной Участником в Заявке.
Претендент вправе самостоятельно включить в состав Заявки структуру предлагаемой цены Договора и обоснование цены Договора в случае, если Заявка содержит предложение о цене договора, которое в соответствии с настоящим пунктом может быть признано аномально заниженным.
Если Претендент/Участник не предоставил запрошенную Закупочной комиссией информацию или Закупочная комиссия пришла к решению, что представленная Претендентом/Участником структура предлагаемой им цены Договора и обоснование такой цены Договора не свидетельствуют о способности Претендента/Участника надлежащим образом исполнить договор на условиях, предложенных таким Претендентом/Участником и установленных Документацией о закупке, или Закупочная комиссия пришла к заключению, что предложенная в Заявке цена Договора (Договоров) в сочетании с другими сведениями, указанными в Заявке, аномально занижена, или Закупочная комиссия имеет иные обоснованные сомнения в возможности Претендента/Участника надлежащим образом исполнить Договор на условиях, предложенных таким Претендентом/Участником и установленных Документацией о закупке, Закупочная комиссия отклоняет Заявку такого Участника с указанием причин отклонения.
Таким образом, Заказчиком в положениях документации не раскрыто и не представляется возможным определить каким образом закупочная комиссия будет оценивать возможность исполнения договора в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки на участие в Запросе предложений. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.4 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Р Е Ш И Л А:
-
Признать жалобу ООО «Директ ИНФО» от б/д № б/н на действия (бездействие) ПАО «Ростелеком» запроса предложений в электронной форме на право проведения исследовательских и консалтинговых работ по теме: «Мониторинг рынков телекоммуникационных услуг в России» (извещение № 31603640388) обоснованной.
-
Признать ПАО «Ростелеком» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.06.2016 № 223ФЗ-244/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.