Решение №17/40601/17 Решение № 223ФЗ-524/17 от 16 июня 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-524/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «БНСПП «Опора-Столица» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

31.05.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

 

при участии представителей:

АО «Гознак»: <...> - доверенность от 30.05.2017 № 187Д, <...> - доверенность от 01.06.2016 №47Д, <...> - доверенность от 30.05.2017 № 186Д,

Представители ООО «БНСПП «Опора-Столица» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «БНСПП «Опора-Столица» от 22.05.2017 № 1630 на действия (бездействие) заказчика АО «Гознак» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ «Реализация 3-ей очереди ЦОД на Московской типографии Гознака – филиала АО «Гознак» (извещение № 31705084492), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «БНСПП «Опора-Столица» (далее — Заявитель) от 22.05.2017 № 1630 (вх. 77318/17 от 23.05.2017) на действия (бездействие) заказчика АО «Гознак» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ «Реализация 3-ей очереди ЦОД на Московской типографии Гознака – филиала АО «Гознак» (извещение № 31705084492) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Гознак», утвержденным советом директоров АО «Гознак» (далее — Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

03.05.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  • в Документации неправомерно установлено требование о поставке продукции конкретного производителя;

  • в Документации неправомерно установлено требование о подтверждении наличия опыта выполнения работ.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о поставке продукции конкретного производителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.1.3 Положения о закупке.

Пунктом 3 Информационной таблицы приложения № 1 к Документации установлено, что подробное описание выполняемых работ указано в техническом задании (приложение № 3 к Документации) (далее — Техническое задание) и проекте договора (приложение № 5 к Документации).

Согласно пункту 2.2.2 Технического задания инженерная инфраструктура центра обработки данных (ЦОД) включает, в том числе следующие компоненты:

  • Система холодоснабжения, система прецизионного кондиционирования;

  • Система электроснабжения.

При этом в подпункте 1 пункта 2.2.2 Технического задания указаны наименования производителей и модели оборудования, в том числе:

  • Система охлаждения на основе фреона без использования воды/гликоля как промежуточного теплоносителя Emerson Network Power;

  • Полупромышленные канальные вентиляторы Ostberg.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что вышеуказанные наименования и модели установлены в соответствии с проектной документацией, в целях совместимости с уже существующим оборудованием на объекте Заказчика, представление аналогичного по техническим характеристикам оборудования, Документацией не предусмотрено.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика не представлено доказательств однозначно свидетельствующих о невозможности использования аналогичного оборудования, а также невозможности интеграции с уже существующим, автономно действующим оборудованием.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении конкретных наименований производителей оборудования, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о подтверждении наличия опыта выполнения работ.

Пунктом 9 Информационной таблицы приложения № 1 к Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно:

  • Участник должен иметь опыт выполнения работ по строительству ЦОД для размещения 100 (ста) и более серверных стоек за последние 3 (три) года с максимальной мощностью IT-оборудования не менее 1000 кВт (подтверждается копиями договоров и актов приемки выполненных работ).

При этом согласно подпункту 21 пункта 11 Информационной таблицы приложения № 1 к Документации, в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо представить: «подтверждающие соответствие участника конкурса дополнительным требованиям, установленным в п. 9 Информационной таблице».

Вместе с тем, наличие у данного поставщика фактов выполнения работ по строительству ЦОД для размещения, например менее 100 серверных стоек за последние 3 года не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам Конкурса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2 Положением о закупке победителем Конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые указаны в Документации.

Также, пунктом 3 приложения № 4 к Документации установлены критерии оценки заявок участников закупки, в том числе критерий «Опыт выполнения работ по строительству ЦОД для размещения 100 (ста) и более серверных стоек за последние 3 (три) года с максимальной мощностью IT-оборудования не менее 1000 кВт» (ОВ)».

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что требование о подтверждении наличия опыта выполнения вышеуказанных работ неправомерно, поскольку установление в Документации квалификационного требования одновременно в качестве критерия допуска и критерия оценки ограничивает количество участников закупки.

С учетом изложенного, наличие у участников закупки опыта  выполнения работ по строительству ЦОД для размещения 100 (ста) и более серверных стоек за последние 3 (три) года с максимальной мощностью IT-оборудования не менее 1000 кВт не может являться критерием допуска к участию в закупке.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе от 29.05.2017 № ОК 15*0000070*2017, заявки участников Конкурса не отклонялись.

Кроме того, при рассмотрении Жалобы Заявителя в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

      • Пунктом 2.2.6 Документации установлено, что участник Конкурса должен иметь свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (с изменениями и дополнениями), с возможностью заключения одного договора на сумму не менее начальной максимальной цены договора (виды работ № 10.1; 12.9; 12.10; 12.12; 15.1; 15.2; 15,4; 15.5; 15.6; 20.1; 20.12; 23.1; 23.6; 24.1; 24.4; 24.5; 24.7; 24.9, 24.14).

При этом согласно подпункту 20 пункта 11 Информационной таблицы приложения № 1 к Документации, в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо представить копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (с изменениями и дополнениями), с возможностью заключения договора на сумму не менее начальной максимальной цены договора (виды работ № 10.1; 12.9; 12.10; 12.12; 15.1; 15.2; 15,4; 15.5; 15.6; 20.1; 20.12; 23.1; 23.6; 24.1; 24.4; 24.5; 24.7; 24.9, 24.14).

В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик  при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации – выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение строительно-монтажных работ является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) является избыточным и ограничивает количество участников Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «БНСПП «Опора-Столица» от 47/12-14 № 03.05.2017 на действия (бездействие) заказчика АО «Гознак» при проведении Запроса цен на право заключения договора на поставку запасных частей и узлов для перемоточно-резальной машины П500 для Московской типографии Гознака - филиала АО «Гознак» (извещение № 31705084492) обоснованной.

2. Признать в действиях АО «Гознак» нарушение части 1 статьи 2, пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 31.05.2017 № 223ФЗ-524/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны