Решение №17/42287/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-262/16 по результатам рассмотрения жалобы... от 22 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-262/16
по результатам рассмотрения жалобы АО «ГАРАНТ и К» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
17.06.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
(далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО «РЖД» <...> - по доверенности от 25.02.2015
№ 146-ДП;
АО «ГАРАНТ и К»: <...> — по доверенности от 17.06.2016 № 49, Голод Э.В. - по доверенности от 17.06.2016 № 50,
рассмотрев жалобу АО «ГАРАНТ и К» от 06.06.2016 № 43 (вх от 08.06.2016 №81868/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 2582/ОАЭ-МОСК/16 на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту здания танцевального зала (ДОЦ «Старая Руза») (извещение № 31603492554) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО «ГАРАНТ и К» (далее - Заявитель) от 06.06.2016 № 43 (вх от 08.06.2016 № 81868/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 2582/ОАЭ-МОСК/16 на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту здания танцевального зала (ДОЦ «Старая Руза») (извещение № 31603492554) (далее — Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
30.03.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок — 12.05.2016 в 12:00;
дата и время вскрытия заявок — 12.05.2016 в 12:00;
дата и время рассмотрения заявок — 03.06.2016 в 12:.00;
дата и время проведения Аукциона — 07.06.2016 в 12.00.
Из Жалобы следует, что при рассмотрении заявок, поданных на участие в Аукционе, заявка Заявителя была необоснованно отклонена комиссией Заказчика в связи с несоответствием заявки требованиям технического задания, указанным в пунктах 3.1 и 3.3 Документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Жалобы и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом № 2582/ОАЭ-МОСК/16/2 рассмотрения аукционных заявок от 03.06.2016 для участия в Аукционе подано 3 заявки.
Участнику № 3 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки указанного участника требованию технического задания Документации, изложенному в пунктах 3.1, 3.3 Документации.
Согласно пункту 3 Документации в составе аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания.
Пункт 3 Документации «Техническое задание» включает:
3.1 Номенклатура и объем работ и сведения о начальной (максимальной) цене договора и расходах участника.
3.2 Требования к работам.
3.3 Место, условия и сроки выполнения работ.
В пунктах 3.1 — 3.3 Документации требования, которым должно соответствовать техническое предложение участника Аукциона, изложены как в виде текста, так и в виде заполненных таблиц и списков.
При этом, приведена таблица (таблица № 1 Документации), которая содержит пустые колонки и предполагает необходимость ее заполнения участником Аукциона.
Согласно пункту 3.2 Документации в техническом предложении участник, помимо перечня работ с указанием единиц измерения и количества, также должен указать информацию о предлагаемых работах соответствующих требованию пункта 3 технического задания Документации, по форме таблицы № 1.
Таблица № 1
№ п/п |
Наименование работ |
Инновации (да/нет) |
Производитель (выступает ли участник в качестве лица выполняющего работы) (да/нет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
В техническом предложении участник также должен указать:
- доля работ, являющихся инновационными, высокотехнологичными от общего объема предлагаемых работ составляет ________ %,
- доля работ, по которым участник является производителем, от общего объема предлагаемых работ составляет ________ %.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что в адрес Заказчика Заявителем был направлен запрос о разъяснении положений Документации. Заявитель просил Заказчика разъяснить порядок оформления технического предложения, в том числе, порядок заполнения указанной выше таблицы № 1 Документации.
В ответ на указанный запрос Заказчиком 19.04.2016 в ЕИС размещены разъяснения положений Документации, где Заказчик указывает, что:
-
-
-
Речь обо всем списке работ.
-
Представленные к изучению строительные материалы не интересуют.
-
Данная закупка не является инновационной. Не заполнение данной позиции в таблице № 1 не повлечет за собой никаких последствий со стороны Заказчика.
-
Информация в техническом предложении указывается заказчиком для подтверждения соответствия его требований техническому заданию.
-
-
Таким образом, из разъяснений положений Документации также не представляется возможным определить точный порядок оформления технического предложения. Кроме того, согласно пункту 3 Документации в техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания. При этом, разъясняя положения Документации, Заказчик утверждает, что заполнение таблицы 1 Документации не является обязательным, чем противоречит указанному положению Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика также пояснил, что по итогам рассмотрения заявки Заявителя установлено, что в техническом предложении отсутствует номенклатура и объем работ, необходимых Заказчику, а также информация о месте и сроках выполнения работ.
Вместе с тем, представители Заявителя пояснили, что в техническом задании содержатся исчерпывающие сведения о номенклатуре, объеме, месте и сроке выполнения работ. При этом, в заявке на участие в Аукционе (приложение № 1 Документации) участник подтверждает, что ознакомился с условиями Документации, с ними согласен и возражений не имеет.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что в Документации отсутствует надлежащий порядок оформления технического предложения, что приводит к невозможности надлежащего оформления заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации надлежащим образом порядок заполнения заявок на участие в Аукционе, а также действия комиссии Заказчика, отклонившей заявку Заявителя в связи с несоответствием технического предложения техническому заданию, установленному в Документации, нарушают требования части 6 статьи 3, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктами 5.4.3.6, 5.4.3.7, 5.4.3.8 Документации установлены следующие требования к участникам Аукциона:
- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО «РЖД» за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации;
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО «РЖД»;
- непричинение вреда имуществу ОАО «РЖД».
Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона ограничивает количество участников Аукциона, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. В соответствии с пунктом 6.7.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена.
Согласно пункту 6.7.4 Документации и пункту 241 Положения о закупке в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, Заказчик обязан отстранить такого участника Аукциона на любом этапе проведения Аукциона.
Таким образом, возможность участия в Аукционе с учетом указанных положений Документации и Положения о закупке зависит от решения Заказчика осуществлять либо не осуществлять выездную проверку, которое может быть различным в отношении разных участников Аукциона, что ограничивает количество участников Аукциона, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно пункту 1.6 Документацией установлено требование о предоставлении обеспечения заявки, которое оформляется в виде банковской гарантии, выданной одним из банков, указанных в приложении № 3 к Документации или в виде внесения денежных средств.
Подпунктом 7.6.10 пункта 7.6 Документации установлено, что при выборе способа обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник должен предоставить банковскую гарантию, выданную одним из банков, размер собственных средств (капитала) которого («Базель III») по форме 123 на последнюю отчетную дату и в течение предыдущих шести месяцев составляет не менее двадцати миллиардов рублей в соответствии с информацией, размещенной Центральным банком Российской Федерации на сайте www.cbr.ru, или одним из банков, указанных в приложении № 3 Документации».
Приложением № 3 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения заявки, в количестве 51 банка.
При этом, пунктом 6.7.3 Документации установлено, что участник аукциона не допускается к участию в Аукционе, а том числе в случае несоответствия участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
Согласно пункту 1.7 Документации обеспечение исполнения договора оформляется в виде банковской гарантии, выданной одним из банков, указанных в приложении № 4 Документации, или в виде внесения денежных средств по платежным реквизитам.
В приложении № 4 Документации указан перечень из 10 банков.
При этом, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам Аукциона.
В соответствии с пунктом 8.1.9 Документации победитель или участник, сделавший предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственный участник, допущенный к участию в аукционе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии, соответствующего требованиям аукционной документации.
Обращение о согласовании банка рассматривается в течение
5 (пяти) рабочих дней с даты получения обращения. В случае если предложенный банк соответствует требованиям заказчика к кредитным качествам и платежеспособности банков, предоставление гарантии предложенным банком может быть согласовано.
Установление указанных требований в качестве обязательных требования к участнику Аукциона ограничивает круг участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. Согласно пункту 3.2 Документации в случае привлечения субподрядных организаций претендент должен предоставить сведения о планируемых к привлечению субподрядных организациях (по форме приложения № 11 к Документации) с приложением копий документов, подтверждающих согласие субподрядных организаций на выполнение работ (договор о намерениях, предварительное соглашение др.) и их правоспособность (копия свидетельства о допуске к выполнению работ, передаваемых субподрядчику по предмету Аукциона, выданное СРО, в случае отсутствия субподряда письмо свободной форме).
Вместе с тем, установление требований о наличии документально подтверждения от субподрядчиков о готовности оказать передаваемые объемы в качестве обязательного требования, о представлении сведений о планируемых к привлечению субподрядных организациях в соответствии с приложением № 11 Документации в качестве обязательных требований ограничивает количество участников Аукциона.
Учитывая изложенное, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, нарушения, указанные в пунктах 2-5 настоящего решения, не повлияли на результаты проведения Аукциона, поскольку в связи с несоответствием указанным требованиям заявки участников Аукциона не отклонялись.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать жалобу АО «ГАРАНТ и К» от 06.06.2016 № 43 (вх от 08.06.2016 №81868/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 2582/ОАЭ-МОСК/16 на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту здания танцевального зала (ДОЦ «Старая Руза») (извещение № 31603492554)
-
-
обоснованной.
2. Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушение части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.06.2016 № 223ФЗ-262/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 17.06.2016 № 223ФЗ-262/16.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
-