Решение №17/43911/18 Решение №223ФЗ-373/18 от 14 июня 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «РЖД»

 

Новая Басманная ул., д. 2,
Москва,
107174

 

ООО «Интеграция Информационных Технологий»

 

Радио ул., д. 24, корп. 1, пом. 714,

Москва, 105005

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-373/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО « Интеграция Информационных Технологий» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

24.05.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Интеграция Информационных Технологий» от 17.05.2018 № 1404 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 215/ОКЭ-ТИ/18 на право заключения договора поставки серверного оборудования и проведения работ по его инсталляции (извещение31806304355), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Интеграция Информационных Технологий» (далее — Заявитель) от 17.05.2018 № 1404 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 215/ОКЭ-ТИ/18 на право заключения договора поставки серверного оборудования и проведения работ по его инсталляции (извещение31806304355) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • Извещение о проведении Конкурса, котировочная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 29.03.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 172 593 238, 08 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок — 19.04.2018;

      • Дата рассмотрения заявок — 10.05.2018;

      • Дата подведения итогов Конкурса11.05.2018;

      • На участие в Конкурсе подано 5 заявок;

      • К участию в Конкурсе допущено 3 заявки.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

  • Заказчиком применен критерий «происхождение товара» при оценке заявок, не установленный Документацией.

  • Заказчиком неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товара, которые в совокупности указывают на единственного производителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы Заказчиком применен критерий «происхождение товара» при оценке заявок, не установленный Документацией.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке установлено что при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 249 Положения о закупке победителем открытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые указаны в конкурсной документации.

Подпунктом 2 пункта 4.1 Документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Происхождение товара»:

«Оценка по критерию «Происхождение товара» оценивается путем деления стоимости оборудования, произведенного на территории Российской Федерации (далее – РФ), предложенного каждым (j-ым) участником, на общую стоимость всего оборудования, предложенного каждым (j-ым) участником, в том числе стоимость оборудования, произведенного на территории РФ (без учета НДС), по формуле:

                              Cj

                 Бj =  ────── * 15, где

                              Цj

j = 1…n, n – количество участников;

Бj – количество баллов j-ого участника;

Cj – стоимость оборудования, произведенного на территории РФ (без учета НДС) предложенного каждым (j-ым) участником;

Цj – общая стоимость всего оборудования, предложенная каждым j-ым участником, в том числе стоимость оборудования, произведенного на территории РФ (без учета НДС).

Максимальное количество баллов присваивается в случае предложения участником к поставке всего перечня оборудования, полностью произведенного на территории РФ.

В случае предложения участником к поставке всего перечня оборудования иностранного производства, под которым в рамках настоящей закупки понимается оборудование, произведенное на территории других государств, за исключением РФ, заявке участника по данному критерию присваивается 0 баллов.

15 – максимально возможное количество баллов.

При оценке по данному критерию учитывается стоимость оборудования, произведенного на территории РФ, указанная в техническом предложении (приложение № 3 к конкурсной документации)».

При этом на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что указанный подкритерий оценки заявок отнесен Заказчиком к критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг», который предусмотрен пунктом 169 Положения о закупке. Рассматриваемый критерий оценки заявок носит не субъективный, а объективный и измеряемый характер, присвоение баллов по нему имеет администрируемый характер, что соответствует требованиям Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц. В конкурсной документации раскрыто содержание критерия «происхождение товара». Методика оценки заявок позволяет определить порядок присуждения итогового рейтинга по рассматриваемому критерию, а также позволяет получить достоверную информацию о порядке присуждения итогового рейтинга поданных заявок (механизм расчета баллов), что обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия участия в торгах.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, однозначно подтверждающих довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товара, которые в совокупности указывают на конкретные модели товара, либо на единственного производителя.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, сведения о марке, товарном знаке, модели, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявки иных участников Конкурса, в которых предложены эквивалентные товары иных производителей, а именно, Aquarius, Huawei.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Предмет обжалования составляют, согласно пунктам 1, 2 Жалобы, действия заказчика, выразившиеся в применении подкритериев оценки заявки не установленных Документацией, а также в установлении требований к техническим характеристикам в совокупности, указывающим на единственного производителя, что является основаниями обращения в ФАС России закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках. Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. Пунктами 1, 3 части 10 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок № 215/ОКЭ-ТИ/18/2 от 10.05.2018 участнику ООО «Проектные Технологии» отказано в допуске на участие в Конкурсе на основании: пункта 7.8.2.2 Документации в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным пунктами 8.7.1, 8.7.2 и 8.7.8 Документации, в связи с тем, что техническое предложение не содержит полной информации о предлагаемом оборудовании, а именно: в техническом предложении участника не указаны марки, модели предлагаемого к поставке оборудования.

В соответствии с пунктом 6.7.3.1 Документации, участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе в случае несоответствия участника конкурса предусмотренным конкурсной документацией требованиям.

Согласно пунктам 8.7.6, 8.7.7 Документации, техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании Документации. Участником должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемых товаров, работ, услуг. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах. В случае поставки товаров в техническом предложении должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемого товара по каждой номенклатурной позиции.

Согласно пункту 3 Документации, сведения о наименовании закупаемых товаров их количестве (объеме), ценах за единицу товара, начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты изложены в техническом задании, являющемся приложением № 2 к Документации.

Вместе с тем, положения Гражданского Кодекса Российской Федерации не содержат понятия такого средства индивидуализации товара как «марка» и не устанавливают обязанность производителя иметь торговую марку в обязательном порядке, в связи с чем, у производителя может отсутствовать торговая марка на конкретную произведенную продукцию. Также, Документация не содержит определение понятия «марки», что в вводит участников закупки в заблуждение.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в техническом задании Документации технические характеристики поставляемых товаров, являющихся предметом закупки, и отклонившего заявку Заявителя на участие в Аукционе, ввиду отсутствия в заявке информации о «марке» товара, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пунктов 1,3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

Также, Решением от 20.04.2018 № 223ФЗ-267/18 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Документации неправомерных требований о наличии у участника опыта опыта по фактически выполненным поставкам серверного оборудования и выполненным работам по инсталляции серверного оборудования, о том, что участник закупки должен являться производителем предлагаемого серверного оборудования, об отсутствии у участника Конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, о том, что Заказчик вправе до даты проведения Конкурса в письменной форме запросить у участников Конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации, а также проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе, путем выездных проверок, о предоставлении обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии из списка банков, определенных Документацией, о том, что до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам Конкурса, предоставляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Интеграция информационных технологий» (ИНН: 7725302499, ОГРН: 1167746054200) от 17.05.2018 № 1404 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 215/ОКЭ-ТИ/18 на право заключения договора поставки серверного оборудования и проведения работ по его инсталляции (извещение31806304355) необоснованной.

      • Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 24.05.2018 № 223ФЗ-373/18.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 24.05.2018 № 223ФЗ-373/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ОАО «Российские железные дороги»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "Интеграция Информационных Технологий"
ИНН 7725302499, ОГРН 1167746054200