Решение №17/4438/17 Решение № 223ФЗ-56/17 от 26 января 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-56/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ОКАЭС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

23.01.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

при участии представителей: <...>,

рассмотрев жалобу ООО «ОКАЭС» от 30.12.2016 № 30/12/16/1/Фа на действия (бездействие) заказчика Казенного предприятия города Москвы «Управление гражданского строительства» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом, Можайский район, Сколково (извещение № 31604319653) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ОКАЭС» (далее — Заявитель) от 30.12.2016 № 30/12/16/1/Фа (вх. от 13.01.2017 № 4155/17) на действия (бездействие) заказчика Казенного предприятия города Москвы «Управление гражданского строительства» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом, Можайский район, Сколково (извещение № 31604319653) (далее – Жалоба; Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Казенным предприятием города Москвы «Управление гражданского строительства», утвержденным приказом казённого предприятия города Москвы «Управление гражданского строительства» от 30.09.2015 № 299-15/п (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

13.11.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • в ЕИС опубликована проектная-сметная документация не в полном объеме;

      • в протоколе оценки и сопоставления заявок не указана информация о результатах оценки и сопоставления заявок по критериям указанным в Документации, а также не раскрыто на основании какого расчета начислены баллы участникам Конкурса. Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии ФАС России устно озвучил довод о том, что Заказчиком неправомерно произведена оценка заявок, поскольку протокол оценки и сопоставления заявки составлен после протокола рассмотрения заявок в течении двух минут.

      • порядок оценки, установленный Документацией, не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Заявителя, в ЕИС опубликована проектная-сметная документация не в полном объеме, а также место выполнения работ указанное в проектной документации не соответствует объекту закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.3 Положения о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом, Можайский район, Сколково.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в Документации размещен аналог проектной документации в отношении объекта по адресу: кв. 65, корп. 1, 2, район Фили-Давыдково (Западный административный округ города Москвы), не являющегося объектом закупки.

Учитывая изложенное, отсутствие проектной документации в составе документации о закупке на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. По мнению Заявителя, в протоколе оценки и сопоставления заявок не указана информация о результатах оценки и сопоставления заявок по критериям указанным в Документации, а также не раскрыто на основании какого расчета начислены баллы участникам Конкурса. Кроме того, Заявитель устно озвучил довод о том, что Заказчиком неправомерно произведена оценка заявок, поскольку протокол оценки и сопоставления заявки составлен после протокола рассмотрения заявок в течении двух минут.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе протоколы, составляемые в ходе закупки.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона о закупках). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения договора, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте. Вместе с тем, требование об указании в протоколе информации о сведениях о результатах оценки и сопоставления заявок по критериям указанным в Документации, а также на основании какого расчета начислены баллы участникам Конкурса, Законом о закупках и Положением о закупке не установлены.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе рассмотрение заявок на участие в Конкурсе производилось закупочной комиссией 29.12.2016 года в 15:00. Вместе с тем, согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе производились закупочной комиссией 29.12.2016 года в 15:02 по московскому времени, что не подтверждает неправомерность действий Закупочной комиссии. При этом протокол оценки и сопоставления заявок размещен в ЕИС 29.12.2016 в 21:53.

Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, порядок оценки, установленный Документацией не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 18.2 Положения о закупке документация должна содержать критерии и порядок оценки.

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установлен в Приложении № 1 к Информационной карте Документации.

При оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе применяются критерии и их значимость в том числе:

Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг.

Значимость критерия: 35 %.

Порядок оценки заявок по критерию:

Предметом оценки по критерию является показатель:

1) «Качество работ».

Значимость показателя составляет 100 %.

Максимальная величина показателя составляет 100 баллов.

При этом, по показателю «Качество работ» установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

«1. Предложение по методам производства работ» - оценивается предложение участника по методам выполнения каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 «Сводного сметного расчета».

Предложение участника закупки по методам производства работ оценивается от 0 до 25 баллов:

- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по методам производства работ.

- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по методам производства работ не по всему составу работ и без учета специфики строительства по объекту закупки, или в предложении представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 «Сводного сметного расчета»;

- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по методам производства работ не по всему составу работ и с учётом специфики строительства по объекту закупки;

- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по методам производства работ по всему составу работ и без учета специфики строительства по объекту закупки;

- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по методам производства работ по всему составу работ и с учетом специфики строительства по объекту закупки.

2. «Предложение по охране труда» - оценивается предложение участника по организации охраны труда при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 «Сводного сметного расчета».

Предложение участника закупки по охране труда оценивается от 0 до 25 баллов:

- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда.

- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда не по всему составу работ и без учёта специфики строительства по объекту закупки, или в предложении представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 «Сводного сметного расчета»;

- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда не по всему составу работ и с учетом специфики строительства по объекту закупки;

- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда по всему составу работ и без учёта специфики строительства по объекту закупки;

- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда по всему составу работ и с учетом специфики строительства по объекту закупки.

3. «Предложение по технике безопасности» - оценивается предложение участника по технике безопасности при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 «Сводного сметного расчета».

Предложение участника закупки по технике безопасности оценивается от 0 до 25 баллов:

- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности;

- оценка в 1 балл по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности не по всему составу работ и без учёта специфики строительства по объекту закупки, или в предложении представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 «Сводного сметного расчета»;

- оценка в 5 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности не по всему составу работ и с учетом специфики строительства по объекту закупки;

- оценка в 10 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности по всему составу работ и без учёта специфики строительства по объекту закупки;

- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности по всему составу работ и с учетом специфики строительства по объекту закупки.

4. «Предложение по охране окружающей среды» - оценивается предложение участника по охране окружающей среды при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 «Сводного сметного расчета».

Предложение участника закупки по охране окружающей среды оценивается от 0 до 25 баллов:

- оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране окружающей среды.

- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды не по всему составу работ и без учета специфики строительства по объекту закупки, или в предложении представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 «Сводного сметного расчета»;

- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды не по всему составу работ и с учетом специфики строительства по объекту закупки;

- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды по всему составу работ и без учёта специфики строительства по объекту закупки;

- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды по всему составу работ и с учетом специфики строительства по объекту закупки.

Специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов.

Количество баллов, присуждаемых по показателю «Качество работ, услуг», рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.

Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом значимости критерия оценки.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер».

Вместе с тем, критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» определяется, исходя из предложений, представленных в отношении работ, указанных в главах 1-7 «Сводного сметного расчета» в отношении объекта закупки. При этом, указанные главы не содержатся в составе Документации по предмету закупки, в связи с чем сделать вывод о порядке начисления баллов не представляется возможным.

Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, поскольку порядок оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг», не содержит содержания специфики непосредственно объекта закупки, подлежащей учету при подаче предложений по показателю «Качество работ».

Учитывая изложенное, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ОКАЭС» от 30.12.2016 № 30/12/16/1/Фа на действия (бездействие) заказчика КП «Управление гражданского строительства» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом, Можайский район, Сколково (извещение № 31604319653) обоснованной в части отсутствия проектно-сметной документации в составе Документации, а также неправомерного установления порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

2. Признать КП «Управление гражданского строительства» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункты 1, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, поскольку по результатам закупки заключен договор.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.01.2017 № 223ФЗ-56/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны