Решение №17/46449/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-321/16 по результатам рассмотрения жалобы ФГ... от 8 июля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-321/16

по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

05.07.2016 Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

<...>,

рассмотрев жалобу ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина» от 21.06.2016 № 012000/1460 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1061/ОКЭ-ДКСС/16 на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству систем энергоэффективного освещения парков станций (извещение № 31603726321), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина» (далее — Заявитель)
от 21.06.2016 № 012000/1460 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 1061/ОКЭ-ДКСС/16 на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству систем энергоэффективного освещения парков станций (извещение № 31603726321)
(далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупк
е товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке
в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация
о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке
и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъя
снения такой документации, протоколы, составляемые
в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой
в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4
Закона о закупках.

31.05.2016 в ЕИС размещены извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок — 11.07.2016 в 11:00;

дата и время вскрытия заявок — 11.07.2016 в 11:00;

дата и время рассмотрения заявок — 18.07.2016 в 12:00;

дата и время подведения итогов — 19.07.2016 в 10:00.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены следующие права и законные интересы Заявителя, а именно:

  • в Документации не установлены объем и виды выполняемых работ;

  • установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие
    в Конкурсе по критерию «Наличие системы менеджмента качества».

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно Извещению, Документации предметом договора является выполнение проектно-изыскательских работ по устройству систем энергоэффективного освещения парков станций.

Пунктом 3.1.3 Документации установлено, что разработка рабочей документации по устройству систем энергоэффективного освещения парков станций, реализуемых в рамках инвестиционного проекта «Мероприятия, связанные с модернизацией компрессорного хозяйства и систем освещения парков станций» включает в себя:

- Инженерно-геодезические изыскания;

- Инженерно-геологические изыскания;

- Освещение парка. Стадия «Рабочая документация»;

- АСУ ТП. Стадия «Рабочая документация» (где АСУ ТП – автоматизированная система управления технологическим процессом);

- Проект организации строительств;

- Подводящие сети электроснабжения. Стадия «Рабочая документация»;

- Пояснительная записка;

- Технико-экономическое обоснование;

- Тиражирование проекта.

При этом пунктом 3.1 Документации установлен перечень объектов,
а пунктом 3.2 Документации установлены требования к выполняемым работам.

Кроме того, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.

В связи с изложенным, довод Заявителя о том, что в Документации
не установлены объем и виды выполняемых работ, не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются:
критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно Документации установлен следующий порядок оценки заявок
на участие в Конкурсе:

«1.1. Цена договора. Максимальное количество баллов - 70 баллов.

Оценивается путем деления минимальной цены финансово-коммерческого предложения (без учета НДС) из всех предложенных участниками на цену финансово-коммерческого предложения (без учета НДС), предложенную j-ым участником, по формуле:

Цmin

Бj = ────── * , где

Цj

j = 1…n, n – количество участников;

Бj – количество баллов j-ого участника;

Цj – цена финансово-коммерческого предложения, предложенная j-ым участником (без учета НДС);

Цmin – минимальная цена финансово-коммерческого предложения из всех предложенных участниками (без учета НДС).

70 баллов – максимально возможное количество баллов по данному критерию.

2.1. Квалификация участника: опыт участника. Максимальное количество баллов - 20 баллов.

Оценивается путем деления стоимости выполненных j-ым участником работ по разработке рабочей документации на техническое перевооружение систем освещения парков станций и/или по проектированию систем освещения парков станций, на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:

 

ЦjΣопыт

Бj = ────── * , где

Цнач.макс.,

 

j = 1…n, n – количество участников;

Бj – количество баллов j-ого участника;

ЦjΣопыт – стоимость выполненных j-ым участником работ по разработке рабочей документации на техническое перевооружение систем освещения парков станций и/или по проектированию систем освещения парков станций (без учета НДС);

Цнач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).

Стоимость выполненных работ по разработке рабочей документации
на техническое перевооружение систем освещения парков станций и/или
по проектированию систем освещения парков станций определяется исходя
из заявленного участниками опыта работ.

При оценке по данному критерию учитывается стоимость выполненных работ по разработке рабочей документации на техническое перевооружение систем освещения парков станций и/или по проектированию систем освещения парков станций указанная в сведениях об опыте (приложение № 10
к конкурсной документации) и подтвержденная документами, указанными
в пункте 2.2 конкурсной документации.

В случае если стоимость выполненных работ по разработке рабочей документации на техническое перевооружение систем освещения парков станций и/или по проектированию систем освещения парков станций равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику присваивается 20 баллов.

20 баллов – максимально возможное количество баллов по данному критерию.

3. Наличие системы менеджмента качества. К сумме баллов, присвоенной заявке участника по критерию № 1.1, прибавляются баллы, не более 5%
от количества присвоенных баллов.

Максимальное количество баллов (5% от количества присвоенных баллов по критерию № 1.1) присваивается при наличии у участника системы менеджмента качества деятельности в области проектно-изыскательских работ,  сертифицированной на соответствие требованиям стандарта ISO, иным стандартам.

За наличие у участника собственной системы менеджмента качества деятельности в области проектно-изыскательских работ баллы
не начисляются».

Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии не пояснил в связи с чем, баллы по критерию «Наличие системы менеджмента качества» присваиваются участникам во взаимосвязи с присвоенными баллами
по критерию «Цена договора», а также из установленного порядка оценки
по критерию «Наличие системы менеджмента качества» не представляется возможным объективно рассчитать какое количество баллов могут получить участники закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Заказчиком не установлены надлежащим образом критерии оценки

и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Согласно пункту 2.3 Документации участник Конкурса должен иметь систему менеджмента качества деятельности в области
проектно-изыскательских работ
.

В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности
в области проектно-изыскательских работ участник в составе заявки должен представить:

- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной
организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение
на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

Вместе с тем, указанное требование является подтверждением соответствия системы менеджмента качества организации и установление такого требования в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Пунктами 6.4.3.6, 6.4.3.7, 6.4.3.8 Документации установлены следующие требования к участникам Конкурса:

- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО «РЖД» за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса
и конкурсной документации ;

- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО «РЖД» ;

- непричинение вреда имуществу ОАО «РЖД».

Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса ограничивает количество участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона
о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. В соответствии с пунктом 7.8.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся
в конкурсных заявках участников, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена.

Согласно пункту 7.8.4 Документации и пункту 241 Положения о закупке в случае установления недостоверности информации, содержащейся
в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.

Вместе с тем, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Кроме того, препятствование участником осуществления выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Конкурса. Вместе с тем, законодательством не установлена обязанность участника Конкурса допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование, ограничивают количество участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. В соответствии с пунктом 3.1.14 проекта договора Документации установлено, что в случае привлечения подрядчиком в ходе выполнения работы по настоящему договору субподрядных организаций, подрядчик до заключения договора субподряда обязан согласовать с Заказчиком привлечение
к выполнению работ субподрядной организации, представив при этом в адрес Заказчика документы, подтверждающие соответствие привлекаемой
субподрядной организации требованиям законодательства Российской Федерации и Заказчика.

Таким образом, установление требования о согласовании привлечения субподрядных организации с Заказчиком может привести к ограничению количества участников Конкурса, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. Пунктом 6.4.3.1 Документации установлено, что участник Конкурса
(в том числе каждое юридическое и/или физическое лицо, выступающее
на стороне одного участника) должен соответствовать, в том числе следующему требованию:
«отсутствие у участника конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными
к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах).
Участник конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности
по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в конкурсе
в размере не более 1000 рублей. Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и конкурсной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 года № ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал
с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия задолженности также необходимо представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей,
выданную по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения
и конкурсной документации на сайтах, налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 5 июня 2015 г. № ММВ-7-17/227@,

с учетом внесенных в приказ изменений из каждой ИФНС, указанной в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия вступившего в законную силу решения суда о признании обязанности заявителя по уплате недоимки
по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам
в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации исполненной или решения компетентного органа, которым указанные суммы признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, дополнительно представляется соответствующее решение (копия, заверенная участником)
».

Вместе с тем, наличие у участника задолжности по налогам, сборам
и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Конкурсе в размере более 1000 рублей не свидетельствует о невозможности исполнения договора, заключаемого по результатам Конкурса

Кроме того, установление требования о дате выдачи указанной справки не ранее даты опубликования извещения и конкурсной документации в ЕИС ограничивает возможность участников в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки.

Таким образом, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса в качестве обязательных и отказ в допуске участникам Конкурса
по указанным основаниям противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения
о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать жалобу ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина» от 21.06.2016 № 012000/1460 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса
        в электронной форме № 1061/ОКЭ-ДКСС/16 на право заключения договора

        на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству систем энергоэффективного освещения парков станций (извещение № 31603726321) обоснованной в части установления в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Наличие системы менеджмента качества».

 

      • Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать ОАО «РЖД» обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии
        с принятым решением от 04.07.2016 № 223ФЗ-321/16.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
        от 05.07.2016 № 223ФЗ-321/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны