Решение №17/46614/15 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «КОМБЕТА-Н» от 1 сентября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-224/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «КОМБЕТА-Н» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 

27.08.2015                                                                                                          Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия),

при участии представителей:

ОАО «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева»: XXXXXXXXXXXXX – доверенность от 25.08.2015 № 49/15-Д, XXXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 25.08.2015 № 47/15-Д, XXXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 25.08.2015 № 46/15-Д, XXXXXXXXXXXXXX- доверенность от 25.08.2015 № 48/15-Д;

представители ООО «Центр конкурсных технологий «Звездный», ООО «КОМБЕТА-Н» не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «КОМБЕТА-Н» на действия (бездействие) заказчика ОАО «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева», специализированной организации ООО «Центр конкурсных технологий «Звездный» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на реализацию проекта «Реконструкция существующего механического цеха по выпуску корпусов БЧ Открытого акционерного общества «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В Бахирева», г. Дзержинск, Нижегородская область» (извещение — 0432100001815000002) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «КОМБЕТА-Н» (далее — Заявитель) (вх. № 85397-ЭП/15 от 18.08.2015, № 89469/15 от 27.08.2015), направленная письмом Нижегородского УФАС России от 18.08.2015 № НБ-11/8283, на действия (бездействие) заказчика ОАО «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева» (далее - Заказчик), специализированной организации ООО «Центр конкурсных технологий «Звездный» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на реализацию проекта «Реконструкция существующего механического цеха по выпуску корпусов БЧ Открытого акционерного общества «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В Бахирева», г. Дзержинск, Нижегородская область» (далее — Конкурс) (извещение — 0432100001815000002).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

29.05.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Конкурсная документация).

В соответствии с Извещением, Конкурсной документацией:

1)   начальная максимальная цена: 272 468 110 рублей;

2)   способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурс с ограниченным участием;

3)   окончание срока подачи заявок участниками закупки — 13.08.2015;

4)   на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

5)   к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;

6)   победителем Конкурса признано ООО «Золотой век» с предложением о цене контракта 271 468 110 рублей;

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

      • В Конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику закупки о необходимости наличия у участника закупки лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

      • Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участнику закупки о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

      • В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено излишнее требование к участнику закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что ОАО «ГосНИИмаш» включено в перечень особо режимных объектов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 2519. Техническим заданием установлено, что работы выполняются в условиях действующего предприятия без остановки производства с соблюдением требований работы на особорежимном предприятии. На территорию предприятия допускаются работники подрядных организаций — только граждане Российской Федерации, сотрудники Генподрядчика и привлекаемых субподрядных организаций, выполняющие работы на территории Заказчика, которые должны иметь форму допуска к государственной тайне не ниже третьей. В соответствии с требованиями «Инструкции по обеспечению режима секретности», утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 в Конкурсной документации Заказчиком было включено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с формой допуска № 3.

При этом, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что указанное требование о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну установлено с нарушением Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участнику закупки о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, предметом закупки является реконструкция существующего механического цеха по выпуску корпусов БЧ Открытого акционерного общества «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В Бахирева». Согласно пункту 11 Конкурсной документации «участник закупки вправе привлекать к выполнению работ по предмету договора соисполнителей, имеющих свидетельства о допуске и действующие лицензии на передаваемые работы».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Заказчиком выбран способ определения подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием, в связи с тем, что предметом закупки является реконструкция существующего механического цеха по выпуску корпусов боевых частей.

Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:

1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Предметом контракта по Конкурсу является выполнение работ по реконструкции существующего механического цеха по выпуску корпусов БЧ Открытого акционерного общества «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В Бахирева».

На заседании Комиссии представителями Заказчика не представлены документы, подтверждающие, что выполнение работ по реконструкции существующего механического цеха по выпуску корпусов БЧ носит инновационный, высокотехнологичный, специализированный характер, имеет высокую техническую и (или) технологическую сложность или относится к выполнению работ на особо опасных объектах.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса, не соответствуют части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.

4. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением № 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением № 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.13 , при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 272 468 110 рублей, в связи с чем Заказчику необходимо установить в Документации об Аукционе дополнительные требования, предусмотренные в пункте 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации к участникам Конкурса установлено следующее дополнительное требование: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащие требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно пункту 7 Технического задания Конкурсной документации Заказчиком установлен «аванс в размере не более 20% от лимита финансирования на 2015 год».

Следовательно, Заказчиком в Конкурсной документации и проекте государственного контракта не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы.

Таким образом, Заказчик не установил надлежащим образом порядок оплаты работ по контракту, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «КОМБЕТА-Н» на действия (бездействие) заказчика ОАО «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева», специализированной организации ООО «Центр конкурсных технологий «Звездный» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на реализацию проекта «Реконструкция существующего механического цеха по выпуску корпусов БЧ Открытого акционерного общества «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В Бахирева», г. Дзержинск, Нижегородская область» (извещение — 0432100001815000002) необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 4 статьи 31, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны