Решение №17/47308/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-605/17 по результатам рассмотрения жалобы <... от 12 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-605/17

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

29.06.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Ростелеком»: <...> - доверенность от 04.08.2015 № 06/29/211-15.; <...> доверенность от 27.06.2017 № 01/29/373-17; Бережного С.С. - доверенность от 21.01.2016 № 01/29/52-16,

Представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу <...> от 20.06.2017 № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договоров на строительство линий связи проекта подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету для нужд Саратовского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение № 31705231524), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее - Заявитель) от 20.06.2017 № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договоров на строительство линий связи проекта подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету для нужд Саратовского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение № 31705231524) (далее — Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Ростелеком» от
15.02.2016 (Протокол от 15.02 2016 г. № 19) (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

16.06.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок —30.06.2017 в 12:00;

дата рассмотрения заявок —31.07.2017 в 16:00;

дата подведения итогов—31.07.2017 в 18:00.

Начальная максимальная цена договора 907 579 672, 87 рубля.

Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, а также в Документации отсутствуют объемы работ.

Представителей Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупке, Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, а также в Документации отсутствуют объемы работ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с Извещением предмет закупки - право на заключение следующего (их) договора (ов): на строительство линий связи проекта подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету для нужд Оренбургского филиала ПАО «Ростелеком». Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, определяется в соответствии с разделом IV «Техническое задание» Документации о закупке и проектом договора раздел V «Проект договора» Документации о закупке.

Пунктом 4 Технического задания Документации установлены виды выполняемых работ и их объемы, а именно подрядчику по договору необходимо выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с требованиями технической политики планирования и проектирования узлов доступа для подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету  (Приложение №1 к Техническому заданию на строительство линий связи проекта подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету). Виды выполняемых работ: разварить все волокна оптического кабеля ВОЛС на проектируемые оптические кроссы в существующих узлах связи ПАО «Ростелеком»; разварить все волокна оптического кабеля ВОЛС на оконечных оптических кроссах в стойках/абонентских шкафах/термошкафах; выполнить заземление металлических покровов ВОК; выполнить Работы по прокладке магистрального кабеля ВОЛС по опорам/в кабельную канализацию/в грунт от оптических кроссов на существующих узлах связи ПАО «Ростелеком»/разветвительных муфт ПАО «Ростелеком»  до оконечных оптических кроссов в стойках/абонентских шкафах/термошкафах; произвести монтаж стоек/абонентских шкафов/термошкафов в населенных пунктах согласно Приложению №3 к Техническому заданию и Проектной документации; в случае монтажа термошкафа выполнить СМР по организации контуров защитного заземления; в случае монтажа термошкафа получить технические условия от энергоснабжающих организаций для подключения к сетям электроснабжения (выполняется по требованию Заказчика);выполнить СМР по подключению электропитания 220В к абонентскому шкафу/термошкафу для организации подключения активного оборудования; выполнить защитное заземление стоек/термошкафов; до начала выполнения работ подписать у ответственного работника подключаемого лечебно-профилактического учреждения Акт выбора места установки узла доступа (форма Акта является частью Проектной документации) до начала выполнения работ подписать у ответственного сотрудника Заказчика Акт выбора места установки термошкафа узла концентрации (форма Акта является частью Проектной документации).

Подпунктом 33 пункта 2.3 Информационной карты Документации установлено, что цена каждой единицы товара (работы, услуги) в договоре (договорах), заключаемом по итогам Закупки, определяется путем произведения начальной (максимальной) цены каждой единицы товара (работы, услуги), указанной в настоящей Документации, на коэффициент снижения цены договора участника, с которым заключается договор по итогам проведенной закупки.

В соответствии с разделом проекта договора Документации «Опеределения» под «Проектной документацией» понимается согласованная эскизная документация, согласованные, рабочая документация на весь объем СМР и другая документация, необходимая для выполнения СМР, предоставляемая Заказчиком в Приложении №4 к Заказу (Приложение № 1 к настоящему Договору).

Кроме того, представители Заказчика на заседание Комиссии ФАС России пояснили, что перечнем работ необходимых к выполнению по договору не предусмотрено выполнение проектно-изыскательских работ.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов и сведений, свидетельствующим об обратном.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрении Жалобы Заявителя в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

      • Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

2.1 Пунктом 16 Информационной карты Документации Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, в том чисел:

  • Участник должен обладать опытом исполнения договоров по строительству линий связи в грунте (включая обеспечение работ материалами и оборудованием), что подтверждается справкой по форме 8 Документации с приложением подтверждающих документов в четкой последовательности: копий договоров/дополнительных соглашений к договорам/ заказов, позволяющих однозначно идентифицировать соответствие имеющегося у претендента опыта требованиям, копий актов сдачи приемки/ актов выполненных работ (КС-2), копий справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) (или иных документов) и актов приёмки ВО, подтверждающих исполнение договора. Копии актов сдачи приемки/ акты выполненных работ /иные документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору, должны быть последовательно приложены к каждой копии представленного договора;

  • Участник должен обладать материально-технической базой, необходимой для производства работ, что подтверждается справкой претендента о наличие (собственность, аренда на срок не менее срока окончания обязательств по предложению, лизинг) не менее 1 (одной) передвижной лаборатории, оснащенной поверенными (калиброванными) приборами для измерений оптических и электрических параметров кабельных линий, необходимой для осуществления измерений оптических и электрических параметров кабельных линий, при проведении работ по строительству Волоконно-оптических линий связи, не менее 2 (двух) тягачей на гусеничном, либо на колесном ходу, не менее 1 (одного) кабелеукладчика, не менее 1 (одной) бары (грунторезной машины).

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных производственных мощностей, договоров и подтверждающих документов, указанных в Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие производственные мощности могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а напротив налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе котировок.

2.2 Пунктом 30.20 Положения о закупке предусмотрено, что в случае если это установлено Документацией, после подведения итогов закупки и до заключения договора (договоров) общество вправе провести процедуру постквалификации лица, с которым подлежит заключение договора (договоров) по результатам закупки. С этой целью лицу, с которым подлежит заключению Договор (Договоры), Общество вправе направить запрос о представлении сведений и документов, подтверждающих соответствие такого лица требованиям к Участникам, установленным Документацией о закупке, а также о предоставлении сведений и документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг, предложенных соответствующим Участником требованиям Документации о закупке. Если по результатам постквалификации Закупочной комиссией будет установлено, что лицо, с которым подлежит заключению Договор (Договоры) по результатам Закупки, либо предложенные им товары, работы, услуги не соответствуют требованиям, установленным Документацией о закупке, то Закупочная комиссия отстраняет такое лицо от дальнейшего участия в Закупке и Договор (Договоры) с ним не заключается (заключаются).

Согласно пункту 36 информационной карты Документации возможно проведение постквалификации, по решению Закупочной комиссии. Порядок проведения постквалификации установлен Положением о закупке.

Таким образом, из указанного пункта следует, что Заказчик на этапе постквалификации вправе запросить у победителя закупки иной перечень документов, который не предусмотрен Документацией, так как в соответствии с положением Документации победителем признается участник в составе заявки которого представлен перечень документов установленный пунктом 27 информационной карты Документации, а также цена которого является наименьшей.

2.3 В соответствии с пунктом 10.24 Положения о закупке общество вправе запросить разъяснение заявки на любом этапе проведения Закупки. Также Общество вправе направить Претендентам/Участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе Заявки, и направлении Обществу исправленных документов.

Пунктом 37 информационной карты Документации установлено, что Заказчик в соответствии с условиями настоящей Документации вправе запросить у Претендента/Участника разъяснение заявки на любом этапе проведения закупки. Заказчик вправе направить Претендентам/Участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе Заявки, и направлении Заказчику исправленных документов.

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию, исправлять арифметические ошибки может применяться не в равной степени к участникам закупки.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок запроса дополнительной информации, запроса об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок, что ставит запрос дополнительной информации, исправление выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок, в отношении конкретного участника в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

2.4 Согласно подпункту 7 пункта 28 Информационной карты Документации установлено, что участник в составе заявки должен представить оригинал или надлежаще заверенную копию справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 % (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов Претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период, полученную не ранее чем за 3 (три) месяца.

Вместе с тем, требование о предоставлении  в составе заявки оригинала справки по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, выданную налоговым органом за последний отчетный период, полученную не ранее чем за 3 (три) месяца, накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган, а также указанные справки не являются подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору заключаемого по результатам закупки.

2.5 Согласно подпункту 6 пункта 28 Информационной карты Документации участник в составе заявки должен представить документ, заполненный по Форме 5 раскрывающий информацию в отношении всей цепочки собственников Претендента, включая бенефициаров (в том числе конечных), в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 миллионов рублей.

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление указанных положений Документации, противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> от 20.06.2017 № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договоров на строительство линий связи проекта подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету для нужд Саратовского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение № 31705231524) необоснованной.

2. Признать ПАО «Ростелеком» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.06.2017 № 223ФЗ-605/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны