Решение №17/48379/16 Решение № 223ФЗ-337/16 по результатам рассмотрения жалобы Но... от 12 июля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-337/16

по результатам рассмотрения жалобы Новороссийского регионального инженерно-технического центра «ЮГ» на действия (бездействие) заказчика, оператора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

08.07.2016 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Новорослесэкспорт» <...> – доверенность от 06.07.2016 № 1189, <...> – доверенность от 06.07.2016 № 1190,

АО «Центр развития экономики» <...> — доверенность от 01.07.2016 № 04-07/2016,

рассмотрев жалобу Новороссийского регионального инженерно-технического центра «ЮГ» (далее - Заявитель) от 30.06.2016 № 78 (вх. от 30.06.2016 № 94602-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика АО «Новорослесэкспорт», оператора электронной площадки АО «Центр развития экономики» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения, автоматических систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, оборудованных на объектах АО «Новорослесэкспорт» (извещение № 31603694596) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба Новороссийского регионального инженерно-технического центра «ЮГ» от 30.06.2016 № 78 (вх. от 30.06.2016 № 94602-ЭП/16) на действия (бездействие) АО «Новорослесэкспорт» (далее — Заказчик), оператора электронной площадки АО «Центр развития экономики» (далее — Оператор) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения, автоматических систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, оборудованных на объектах АО «Новорослесэкспорт» (извещение № 31603694596) (далее — Жалоба; Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Новорослесэкспорт» от 12.10.2015 № б/н, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Новорослесэкспорт»

от 12.10.2015 № б/н (далее – Положение о закупке).

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением провидения Оператором закупок товаром, работ, услуг и товаров с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.b2b-center.ru, регулируются Регламентом системы B2B-center, утвержденным генеральным директором АО «Центр развития экономики» А.В. Дегтяревым (далее — Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

24.05.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, Документации:

дата окончания подачи заявок — 31.05.2016 в 18:00;

дата рассмотрения заявок — 10.06.2016 в 15:00;

дата подведения итогов — 10.06.2016 в 15:00.

На участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников Запроса предложений, допущена 1 заявка участница Запроса предложений.

Победителем Запроса предложений признано Общество с ограниченной ответственностью «Гарант пожарной безопасности», с которым по результатам проведения Запроса предложений заключен договор от 22.06.2016 № 326/16-ТД на сумму 3 875 232 рублей.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно неправомерно продлен срок принятия заявок.

Кроме того, в жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя.

Представители Заказчика, Оператора с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Оператор действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Оператора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Аналогичное требование к участникам закупки установлен пунктом 3.4 Положения о закупке.

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии № 78/1 от 22.06.2016 заявка Заявителя отклонена на основании ее несоответствия требованиям технического задания, а именно оборудование, указанное в расчете стоимости не соответствует оборудованию, указанному в Приложении № 1 к техническому заданию. Сумма сметного расчета не совпадает с суммой, указанной в заявке Заявителя.

Как следует из заявки Заявителя сумма сметного расчета составляет 4 900 000 рублей.

Вместе с тем, при формировании заявки по средствам программного комплекса Оператора электронной площадки Заявителем дано ценовое предложение 3 900 000 рублей.

Таким образом, Комиссия ФАС России, рассмотрев заявку Заявителя приходит к выводу, что Заявителем подано два ценовых предложений, отличных друг от друга, что не дает возможности Заказчику определиться по ценовому предложению, представленному в заявке Заявителя.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что комиссия Заказчика правомерно отклонила заявку Заявителя.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 3.3 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 6 Извещения установлена дата и время окончания подачи заявок — 31.05.2016 в 18:00.

Из Жалобы следует, что 31.05.2016 в ходе проведения Запроса предложений подано две заявки:

1. заявка ООО «Гарант пожарной безопасности» с ценовым предложением равным 4 945 048 рублей в 11:34;

2. заявка Новороссийский региональный инженерно-технический центр «ЮГ» с ценовым предложением равным 3 900 000 рублей в 17:39.

Вместе с тем, в 18:08 от участника ООО «Гарант пожарной безопасности» поступила новая заявка с ценовым предложением равным 3 875 232 рублей. В соответствии с протоколом заседания комиссии Заказчика № 78/1 от 22.06.2016 ООО "Гарант пожарной безопасности" признано победителем.

В соответствии подпунктом 1 пункта 2 Документации при составлении документов и подаче заявок участники закупки должны соблюдать требования, изложенные в Положении о закупках.

Согласно пункту 9.5 Положения о закупке при проведении запросов предложений на электронных торговых площадках допускаются отдельные отклонения от порядка проведения и состава процедур закупки, предусмотренных Положением о закупке, обусловленные техническими особенностями электронных торговых площадок, правилами и регламентами, действующими на данных площадках, при этом должно быть обеспечено соблюдения норма гражданского законодательства Российской Федерации и требований Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ.

Кроме того, представитель Оператора пояснил, что в соответствии с пунктом 8.1.4 Регламента проводился однолотовый зарос предложений с открытой формой подачи предложений. В подпункте «а» пункта 8.8. Регламента предусмотрена возможность автоматического продления срока окончания подачи заявок в рамках запроса предложений на 30 минут, в случае, если в последние 30 минут до момента окончания срока подачи заявок поступит предложение от одного из участников.

Следовательно, при проведении запроса предложений с использованием электронной торговой площади площадки у участников закупки имеется возможность изменения стоимости и подгрузить новую заявку.

Согласно пояснениям и материалам, представленным Заявителем, Оператором на заседании Комиссии ФАС России, первая заявка ООО «Гарант пожарной безопасности» с ценовым предложением 4 945 048 рублей подана 31.05.2016 в 11:34. Вместе с тем, заявка Заявителя с ценовым предложением 3 900 000 рублей размещена на сайте Оператора 31.05.2016 в 17:39. В 18:08 31.05.2016 от участника ООО «Гарант пожарной безопасности» поступило новое ценовое предложение 3 875 232 рубля. Следовательно, у участника ООО «Гарант пожарной безопасности» в соответствии с пунктом 8.1.4 Регламента есть 30 минут с момента подачи заявки Заявителем на подачу нового ценового предложения, то есть время окончания подачи заявки с новым ценовым предложением автоматически продлевается на 30 минут.

Таким образом, в соответствии с пунктом 8.1.4 Регламента Оператор правомерно продлил срок подачи заявок на участие в Запросе переложений на 30 минут.

Таким образом, изучив материалы Жалобы, выслушав пояснения представителей Заказчика и Оператора, Комиссия ФАС России приходит к выводу о правомерном продлении срока принятия заявок на участие в Запросе предложений.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу, указанное требование не повлияло на результат закупки.

      • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 3.3 Положения о закупке.

В подпункте 2 пункта 1 Документации «Требование к подрядчику» установлено требование о наличии в штате организации руководителей и/или специалистов, имеющих соответствующую группу допуска по электробезопасности, для выполнения работ по техническому обслуживанию АПС, АУПТ и СОУЭ в помещениях трансформаторных подстанций (110/35/6/0,4 Кв).

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что данное требование к участникам, обусловлено предметом Запроса предложений, а именно выполнение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения, автоматических систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, оборудованных на объектах АО «НЛЭ», что предполагает наличие на территории заказчика не менее двух специалистов.

В подпункте 3 пункта 1 Документации Заказчиком установлено требование к подрядчику о наличии производственной и технической базы в г. Новороссийске.

Вместе с тем, установление в Документации обязательных требований о наличии в штате организации руководителей и/или специалистов, имеющих соответствующую группу допуска по электробезопасности, для выполнения работ по техническому обслуживанию АПС, АУПТ и СОУЭ в помещениях трансформаторных подстанций (110/35/6/0,4 Кв), производственной и технической базы в г. Новороссийске ограничивает количество участников Запроса предложений.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 3.3 Положения о закупке.

Из пункта 12 Документации следует, что одним из критериев оценки и сопоставления заявок является опыт выполнения аналогичных работ: максимальный балл 100, значимость критерия 20%.

При этом из Документации не представляется возможным определить, что подразумевает Заказчик под «аналогичными работами».

Таким образом, установление данного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.

Вместе с тем Положением о закупке не установлен минимальный срок заключения договора по итогам закупки.

Согласно пункту 14 Документации договор должен быть заключен не позже, чем через 20 рабочих дней со дня подписания итогового протокола.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, пояснениям представителей Заказчика дата подведения итогов Запроса предложений 10.06.2016, дата подписания протокола рассмотрения и оценки заявок 22.06.2016.

Дата заключения договора по итогам проведения Конкурса 22.06.2016.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в Документации неправомерно установлен срок заключения договора, что нарушает часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Новороссийского регионального инженерно-технического центра «ЮГ» на действия (бездействие) оператора электронной площадки ОА «Центр развития экономики» (B2B-Center), заказчика АО «Новорослесэкспорт» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения, автоматических систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, оборудованных на объектах АО «Новорослесэкспорт» (извещение № 31603694596) необоснованной.

2. Признать АО «Новорослесэкспорт» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», часть 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

      • Выдать обязательное для исполнение предписание, направленное на внесение изменений в Положение о закупке.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела № 223ФЗ-337/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны