Решение №17/50051/17 Решение № 223ФЗ-705/17 от 20 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-705/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Атомэнергомонтаж» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

17.07.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии: <...>

при участии представителей:

ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России»: Шамина Я.Э. - доверенность от 14.07.2017 № 5/1-219д,

ООО «Атомэнергомонтаж»: Груздевой Ю.А. - доверенность от 04.07.2017 № 5,

рассмотрев жалобу ООО «Атомэнергомонтаж» от 10.07.2017 № 086-07/аэм на действия (бездействие) заказчика ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора № 101/2017 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке конструкторской документации на изготовление технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, эксплуатационной документации, изготовлению, поставке, монтажу, испытаниям и пусконаладочным работам, первичной аттестации технологического оборудования Комплекса термовакуумных испытаний и обучению персонала Заказчика строительства объекта (АО «ИСС») (извещение № 31705114629), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Атомэнергомонтаж» (далее — Заявитель) от 10.07.2017 № 086-07/аэм (от 10.07.2017 вх. 103916/17) на действия (бездействие) заказчика ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России» (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора № 101/2017 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке конструкторской документации на изготовление технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, эксплуатационной документации, изготовлению, поставке, монтажу, испытаниям и пусконаладочным работам, первичной аттестации технологического оборудования Комплекса термовакуумных испытаний и обучению персонала Заказчика строительства объекта (АО «ИСС») (извещение № 31705114629) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России», утвержденным приказом ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России» от 16.08.2016 № 423 (далее — Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

16.05.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно проведена оценка заявки Заявителя по критерию «Квалификация участника».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 15 Информационной карты Документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок.

При сопоставлении заявок и определении победителя Конкурса оценивается, в том числе по критерию «Квалификация участника».

Подпунктом 4 пункта 15 Информационной карты Документации установлены показатели по критерию «Квалификация участника», а именно:

  • «Опыт выполнения участником процедуры закупки работ (договоров) по тематике, аналогичной комплексу работ - предмету процедуре закупки. Максимальное значение 90 баллов»;

  • «Наличие у Участника производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по предмету закупки. Максимальное значение 10 баллов».

При этом предметом оценки показателя «Опыт выполнения участником процедуры закупки работ (договоров) по тематике, аналогичной комплексу работ - предмету процедуре закупки» является наличие у участника Конкурса опыта по двум основным видам работ из комплекса работ - предмету процедуре закупки:

  • Создание термовакуумных установок (диаметр не менее 4 м., объем не менее 180 м³., рабочее давление не более 5*10ˉ5 мм рт. ст., диапазон рабочих температур от минус 180 °С до плюс 25 °С) (далее — Работа 1);

  • Создание жидкостных криогенных систем (работа по азотному рефрижераторному циклу с производительностью не менее 3000 кг/час) (далее — Работа 2).

Подтверждением наличия опыта являются заверенные руководителем (либо уполномоченным лицом), копии следующих документов: исполненные участником Конкурса договоры, акты выполнения работ, письма - отзывы владельцев оборудования с предоставлением паспорта, формуляра или иных эксплуатационных документов, в которых указаны технические характеристики оборудования, в предмет которых входили указанные работы или одна из указанных работ.

При этом начисление баллов осуществляется при условии, если участник Конкурса одновременно имеет опыт исполнения как Работы 1, так и Работы 2.

Если участник обладает опытом работ только по одному из видов работ или не имеет опыта их выполнения, то балы по указанному критерию не начисляются.

В случае выполнения условия показателя (одновременного наличия опыта по двум видам работ) за каждую созданную Участником термовакуумную установку (диаметр не менее 4 м, объем не менее 180 м³, рабочее давление не более 5*10ˉ5 мм рт. ст., диапазон рабочих температур от минус 180 °С до плюс 25 °С) участнику Конкурса начисляется 6 баллов, и за каждую созданную жидкостную криогенную систему (работающую по азотному рефрижераторному циклу с производительностью не менее 3000 кг/час) участнику Конкурса начисляется 6 баллов. Максимальное значение баллов, вне зависимости от количества созданных объектов по указанным видам работ – 90.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что в подтверждение наличия опыта и соответствия показателю «Опыт выполнения участником процедуры закупки работ (договоров) по тематике, аналогичной комплексу работ - предмету процедуре закупки» Заявителем, являясь участником Консорциума с ООО «Материк « и КПК «Великая Китайская Стена», представлены документы подтверждающие, что КПК «Великая Китайская Стена» и Пекинским Институтом Космической Техники осуществлена поставка термовакуумных камер. При этом указанные документы не учтены Заказчиков в подтверждение «Квалификации участника», поскольку Пекинский Институт Космической Техники не является участником Консорциума с Заявителем, а также в составе заявки не подтверждена степень участия указанных организаций в поставке оборудования.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России, представителем Заявителя не представлено доказательств неправомерности оценки заявки на участие в Конкурсе по критерию «Квалификация участника».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссии ФАС России не представляется возможным установить конкретный порядок присвоения баллов по показателю «Опыт выполнения участником процедуры закупки работ (договоров) по тематике, аналогичной комплексу работ - предмету процедуре закупки».

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленное нарушения не повлияло на результаты закупки, поскольку в соответствии с протоколом подведения итогов Конкурса от 04.07.2017 № 101/2017 всем допущенным участникам Конкурса по критерию оценки «Квалификация участника» присвоено одинаковое количество баллов, при этом победителем Конкурса признан участник с наименьшим ценовым предложением.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

      • Пунктом 2.9.2.4 Документации установлено, что при проведении отборочной стадии Заказчик вправе проверять соответствие предоставленных участником Конкурса заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, а также проводить выездные проверки.

Согласно пункту 2.9.2.2 Документации в рамках отборочной стадии, при отсутствии, либо недостаточности в заявке какой-либо информации или каких-либо документов, либо наличия замечаний к заявке, возникших в ходе ее рассмотрения и не позволяющих в полной мере оценить квалификацию участника Конкурса в соответствии с установленными требованиями, Комиссии  заказчика запрашивает у участника Конкурса недостающие документы либо разъяснение по имеющимся замечаниям, предоставив участнику Конкурса для устранения замечаний и предоставления документов минимально необходимый срок. При этом все возможные риски отклонения заявки и ответственность, связанные с несвоевременным предоставлением документов по запросу Заказчика, несет участник Конкурса. Документы, поступившие в ответ на запрос после истечения указанного в нем срока, Заказчик вправе не принимать, а Единая закупочная комиссия не рассматривать и не учитывать при принятии решений в рамках Конкурса.

Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также право предоставлять недостающие документы может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования к участникам Конкурса в качестве обязательного противоречит подпункту 4 пункта 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, поскольку по указанным основания заявки участников Конкурса не отклонялись.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать жалобу ООО «Атомэнергомонтаж» от 10.07.2017 № 086-07/аэм (от 10.07.2017 вх. 103916/17) на действия (бездействие) заказчика ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора № 101/2017 на право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке конструкторской документации на изготовление технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, эксплуатационной документации, изготовлению, поставке, монтажу, испытаниям и пусконаладочным работам, первичной аттестации технологического оборудования Комплекса термовакуумных испытаний и обучению персонала Заказчика строительства объекта (АО «ИСС») (извещение № 31705114629) необоснованной.

      • Признать в действиях ФГУП «ГУССТ № 9 при Спецстрое России» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.07.2017 № 223ФЗ-705/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны