Решение №17/51765/15 Решение по жалобе в отношении ПАО «Сбербанк России» от 24 сентября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-265/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЕВРОКЛИМАТ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

21.09.2015 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк России»: XXXXXXXXXXXX – доверенность № 108-Д от 14.02.2014,

представители ООО «ЕВРОКЛИМАТ» на заседание Комиссии ФАС не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ЕВРОКЛИМАТ» от 26.08.2015 № 01 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении квалификационного отбора на выбор организаций на выполнение работ по проектированию систем вентиляции и кондиционирования, поставке, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту оборудования систем вентиляции и кондиционирования помещений, расположенных на территории Вологодской области на 2015-2016 гг. для нужд Северного банка ОАО «Сбербанк России» (извещение 31502540288) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЕВРОКЛИМАТ» (далее – Заявитель) (вх. 97340-ЭП/15 от 11.09.2015, 97569/15 от 14.09.2015) на действия заказчика ПАО «Сбербанк России» (далее – Заказчик) при проведении квалификационного отбора на выбор организаций на выполнение работ по проектированию систем вентиляции и кондиционирования, поставке, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту оборудования систем вентиляции и кондиционирования помещений, расположенных на территории Вологодской области на 2015-2016 гг. для нужд Северного банка ОАО «Сбербанк России» (извещение 31502540288) (далее – Квалификационный отбор).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2011 № 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 113 § 6а (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

06.07.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Квалификационного отбора (далее – Извещение, Документация).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями (бездействием) Заказчика, выразившимися в неправомерном отказе в допуске Заявителю к участию в Квалификационном отборе.

Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Квалификационного отбора Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке.

Согласно Протоколу заседания Конкурсной комиссии Северного банка ПАО «Сбербанк России» по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг № 36 заявка ООО «ЕВРОКЛИМАТ» признана не соответствующей требованиям, установленным в Документации.

В соответствии с пунктом 5.1 Документации, а также Извещением установлено следующее:

«...На конверте указывается:

  • полное наименование Участника (с указанием организационно-правовой формы; в соответствии с учредительными документами (устав и пр.);

  • предмет Отбора».

Согласно пояснениям представителя Заказчика, конверт, который Заявитель представил Заказчику, не отвечает требованиям пункта 5.1 Документации, а именно на конверте отсутствует информация об организационно-правовой форме участника Квалификационного отбора, а также предмет Квалификационного отбора, и, следовательно, не мог быть рассмотрен конкурсной комиссией.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Аналогичный принцип также содержится в пункте 1.2 Положения о закупке.

 

В соответствии с пунктом 10.2 Документации основанием для отклонения заявки участников Квалификационного отбора является «...несоответствие Участника требованиям документации о проведении квалификационного отбора».

Пунктами 3.2, 3.3 Документации установлено следующее:

«3.2 Для допуска Участника к Закупочной процедуре устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие свидетельства (действующего до конца 2015 г. или дольше) о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с приложением (СРО).

3.3 Приложение к свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства должно содержать полный перечень всех общестроительных, монтажных, пуско-наладочных работ, работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): Жилищно-гражданское строительство, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 10 (десять) миллионов рублей».

Вместе с тем, в Приложении № 3 к Документации установлены требования к оформлению и содержанию заявки на участие в Квалификационном отборе, в частности в группе 4 «Квалификационные документы» содержится требование о предоставлении «Копии разрешений (лицензий или свидетельств о допуске) (с приложениями) и иных разрешительных документов, подтверждающие соответствие Участника, требованиям законодательства Российской Федерации (при необходимости), нотариально удостоверенные».

Также, в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации содержится требование к наличию «...необходимых лицензий и свидетельств, подтверждающих разрешение на ведение дилерской деятельности и сервисного обслуживания производителей оборудования систем кондиционирования  в соответствии с перечнем».

Кроме того, согласно пункту 10.2 Документации основанием для отклонения заявки являются, в том числе наличие негативной информации в отношении деловой репутации участника и неудовлетворительное финансовое состояние участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору.

Таким образом, в Документации отсутствует конкретный перечень работ, свидетельство СРО и лицензии по которым необходимо представить в составе заявки на участие в Квалификационном отборе, а также из положений Документации не представляется возможным сделать однозначный вывод, какая информация о деловой репутации признается негативной и какие показатели финансового состояния участника Квалификационного отбора признаются Заказчиком как неудовлетворительное финансовое состояние участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору, и какие именно лицензии и свидетельства, подтверждающих разрешение на ведение дилерской деятельности и сервисного обслуживания производителей оборудования систем кондиционирования необходимо представить в составе заявки.

Указанные требования к участникам Квалификационного отбора противоречат пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

2. В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Во исполнение пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации необходимо указывать место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Из положений Документации следует, что работы, являющиеся предметом Квалификационного отбора будут выполняться для нужд Северного банка ОАО «Сбербанк России» на территории г. Вологды и Вологодской области.

Учитывая вышеизложенное, данные действия Заказчика нарушают требования пункта 4 части 9, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Пунктом 2 Технического задания определены требования к условиям договора, в частности, в проект договора предполагается включение следующего условия: «Заказчик в пятидневный срок с момента подписания договора перечисляет Подрядчику аванс в размере не более 50 % от указанной в п. 3.1 договорной цены, на основании выставленного счета. Днем перечисления аванса считается день списания средств с расчетного счета Заказчика».

Таким образом, Комиссия ФАС Росси приходит к выводу, что в пункте 2 Технического задания в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ в связи с отсутствием конкретного размера аванса.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках одними из принципов, которыми заказчики руководствуются при закупке товаров, работ, услуг, являются равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Указанный принцип также содержится в пункте 1.2 Положения о закупке.

Пунктом 1.3 Технического задания Документации установлено следующее требование к предмету закупки: «...Привлечения субподрядных организаций согласовывается с Банком».

Кроме того, в пункте 5 Технического задания Документации содержится следующее условие: «В обязательном порядке Участник должен принимать участие во всех закупочных процедурах (запросах котировок, аукционах), на которые получит приглашения от Банка в период  2015 года. В случае если Аккредитованный Участник 2 (два) раза откажется, и не будет принимать участие в электронных торгах (запросе котировок) он автоматически исключается из реестра аккредитованных поставщиков на  2015 год, и не сможет участвовать в торгах до конца данного периода. Участник сможет вернуться в реестр только после новой аккредитации поставщиков в 2016 году».

Таким образом, указанные положения Документации содержат признаки дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что противоречат пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЕВРОКЛИМАТ» (вх. 97340-ЭП/15 от 11.09.2015, 97569/15 от 14.09.2015) на действия заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении квалификационного отбора на выбор организаций на выполнение работ по проектированию систем вентиляции и кондиционирования, поставке, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту оборудования систем вентиляции и кондиционирования помещений, расположенных на территории Вологодской области на 2015-2016 гг. для нужд Северного банка ОАО «Сбербанк России» (извещение 31502540288) необоснованной.

2. Признать в действиях ПАО «Сбербанк России» нарушение части 1 статьи 2, пункта 4 части 9, пунктов 4, 6, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.09.2015 № 223ФЗ-265/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Выдать предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны