Решение №17/52161/14 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эльгор плюс» от 17 декабря 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-153/14

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эльгор плюс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

16.12.2014                                                                                                  г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <...>

рассмотрев жалобу ООО «Эльгор плюс» от б/д № б/н на действия заказчика ОАО «УППО» при проведении открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718) в соответствии со  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Эльгор плюс» (далее – Заявитель)   от б/д № б/н (вх. № 113016-эп/14 от 08.12.2014) на действия заказчика ОАО «УППО» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718) (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупочной деятельности Открытого акционерного общества «Уфимское приборостроительное производственное объединение», утвержденным советом директоров ОАО «УППО» (протокол №3/2012 от 07.11.2012) (далее – Положение о закупке).

17.11.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация (далее – Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части отсутствия в Документации порядка формирования начальной (максимальной) цены договора (цены лота) и проектной сметной документации, на основании которой осуществляются работы, являющиеся предметом Конкурса.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчик.

Пунктом 1.3.1 Документации установлено, что предметом Конкурса является право заключить договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, информация о которых содержится в Информационной карте конкурса, в соответствии с процедурами и условиями, приведенными в Документации.

В соответствии с Информационной картой конкурса, являющейся неотъемлемой частью Документации (далее – Информационная карта), объемы, виды, и иные требования к выполняемым работам указаны в Техническом задании (Часть V Документации), прилагаемом к Документации, и в условиях, проекта договора (Часть IV Документации) Документации. Проектная документация содержит перечень оборудования,  относящийся к  государственной тайне, в связи с чем, указанный перечень  не  будет размещен в единой информационной системе, а будет предоставлен участнику закупки, на основании отдельного запроса  при предъявлении  лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности не ниже «Секретно».

В Техническом задании содержатся выдержки из проектной документации  «Реконструкция производства Открытого акционерного общества «Уфимское приборостроительное производственное объединение», г. Уфа, Республика Башкортостан № 477-Д01100/13.

Согласно пункту 1.1 проекта договора Генеральный подрядчик (лицо, с которым заключается договор по итогам Конкурса) принимает на себя обязательства выполнить собственными силами и/или привлеченными силами и средствами комплекс работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение», расположенному по адресу: 450071, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, д. 30, в соответствии с условиями, в том числе  проектной документацией.

Из пункта 4.2.1 проекта договора следует, что проектная документация предоставляется Генеральному подрядчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения договора.

При этом, проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, не размещена на официальном сайте в составе Документации.

Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках),

порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункт 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

Пунктом 3.4.2 Документации установлено, что участник закупки производит расчет цены договора в соответствии с порядком формирования цены договора, указанным в Информационной карте, а также в Техническом задании Документации и предоставляет предложение по форме 2, приведенной в Части III Документации.

Неучтенные затраты поставщика (исполнителя, подрядчика) по договору, связанные с исполнением договора, но не включенные в предлагаемую цену договора, не подлежат оплате Заказчиком (пункт 3.4.2 Документации).

Согласно пункту 2.2 проекта договора в цену заключаемого договора включена стоимость всех затрат Генерального подрядчика, необходимых для выполнения всего комплекса работ по Договору, включая, но не ограничиваясь, в том числе, стоимостью строительно-монтажных работ согласно проектной документации и Техническому заданию (Приложение №2 к Договору).

Учитывая изложенное, а также тот факт, что проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на момент проведения Конкурса не размещена в составе Документации, Документация не отражает порядок формирования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по итогам Конкурса.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются  форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Согласно пункту 6 Информационной карты Заказчик вправе произвести авансовый платеж Генеральному подрядчику в размере до 100% от цены договора. Сроки и размеры авансовых платежей устанавливаются Заказчиком и Генеральным подрядчиком в дополнительном соглашении к договору.

Таким образом, Комиссия ФАС Росси приходит к выводу, что в пункте 6 Информационной карты в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты товаров, требуемых к поставке.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

В соответствии с пунктом 13 Информационной карты в состав заявки на участие в Конкурсе должны входит, в том числе, следующие документы:

документы и сведения, подтверждающие наличие сотрудников (рабочих разных специальностей), непосредственно привлекаемых участником процедуры закупки для выполнения работ, определенных в Техническом задании (перечень подтверждающих документов указан в пункте 2 таблицы 2 Формы 3 Документации);

 документы и сведения, подтверждающие наличие строительных механизмов, машин непосредственно необходимых для выполнения работ, определенных в Техническом задании (перечень подтверждающих документов указан в пункте 3 таблицы 2 Формы 3 Документации).

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать однозначный вывод наличие каких именно сотрудников и материально-технических ресурсов является необходимым для выполнения закупаемых работ.

Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 4 части 1 статьи 3  Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в  документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке,  порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 23  Информационной карты оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляется по критерию «Качество работ участника конкурса», включающий показатель «Качество работ».

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 23  Информационной карты рамках данного показателя оценивается степень детализации и проработанности организационно-технологических предложений, в том числе полнота учета технических требований, методологии выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения ресурсов.

Рассматриваются предложения участника конкурса по технологии и методам выполнения работ/Степень детализации и проработанности организационно-технических предложений по обеспечению качества работ, полнота описания способов выполнения работ, включая применение инновационных решений и иных предложений по улучшению качества выполнения работ по сравнению с обязательными требованиями технического задания, применение которых не приведет к увеличению стоимости строительно-монтажных работ, полнота учета технических требований, методологии выполнения ремонтно-строительных работ, обоснованность необходимых для выполнения ресурсов/ Порядок оценки - оценка по критерию осуществляется на основании оценок членов конкурсной комиссии, в том числе путем сравнения между собой предложений о качестве работ, содержащихся в заявках на участие в конкурсе. Баллы по значению критерия присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени выгодности предложения участника конкурса. Степень выгодности определяется исходя из эффективности предложений, которые ведут к наибольшему удовлетворению потребностей Заказчика. Лучшее предложение (максимальная степень выгодности) выбирается из (среди) всех представленных предложений всех участников конкурса исходя из их предложений. Лучшему предложению (с максимальной степенью выгодности) присваивается наибольшее количество баллов. Остальным заявкам по данному значению критерия баллы присваиваются по уменьшению степени выгодности предложения. Оценка показателя определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемое комиссией i-ой заявке.».

Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не представляется возможным определить, что подразумевает Заказчик под формулировкой «степень детализации и проработанности организационно-технологических предложений».

В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 23 Информационной карты показатель «Достаточность трудовых ресурсов» критерия «Квалификация участника процедуры» оценивается членами Конкурсной комиссии самостоятельно по представленным участником процедуры закупки документам и сведениям. Максимальное количество баллов (30) присваивается заявке участника процедуры закупки привлекаемого для выполнения работ, предусмотренных Техническим заданием, рабочих разных специальностей по профилю деятельности, непосредственно необходимого для выполнения условий договора.

30 и более сотрудников – 30 баллов;

29 – 20 человек – 20 баллов;

Менее 20 человек – 10 баллов.

При отсутствии документов, сведений и/или отсутствии сотрудников рабочих разных специальностей по профилю деятельности, непосредственно необходимого для выполнения условий договора - 0 баллов.

В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 23 Информационной карты показатель «Достаточность материальных ресурсов» критерия «Квалификация участника процедуры» оценивается членами Конкурсной комиссии самостоятельно по представленным участником процедуры закупки документам и сведениям.

Максимальное количество баллов (30) присваивается заявке с максимальным и непосредственно необходимым количеством строительных механизмов, машин для выполнения работ, определенных в Техническим заданием и условиями договора.

Комиссией принимается к рассмотрению только наличие строительных механизмов и машин, непосредственно необходимых для реализации Технического задания и условий договора.

По степени ухудшения вышеуказанных показателей пропорционально снижается количество присваиваемых баллов.

При отсутствии документов, сведений, и/или строительных механизмов или машин присваивается  0 баллов.

Вместе с тем, не представляется возможным определить, при наличии каких трудовых ресурсов, строительных механизмов и машин, присваиваться максимальный и минимальный баллы по указанным критериям.

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административных правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Эльгор плюс»  от б/д № б/н (вх. № 113016-эп/14 от 08.12.2014) на действия заказчика ОАО «УППО» при проведении открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718) обоснованной.

2. Признать ОАО «УППО» нарушившим  пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 6, 7, 9, 13 части 10 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.07.2014 № 223ФЗ-153/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Выдать ОАО «УППО» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 223ФЗ-153/14

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

«16» декабря  2014 г.                                                                                    Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <...>

на основании решения от 16.12.2014 № 223ФЗ-153/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Эльгор плюс»  от б/д № б/н (вх. № 113016-эп/14 от 08.12.2014) на действия заказчика ОАО «УППО» при проведении открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «УППО» в срок не позднее 31.12.2014 отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718).

2. ОАО «УППО»  не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, вернуть лицам, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718), представленные ими заявки.

3. ОАО «УППО»  не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

4. ОАО «УППО»  внести в документацию о проведении открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718) изменения в порядке, установленном Положением о закупочной деятельности Открытого акционерного общества «Уфимское приборостроительное производственное объединение», утвержденным советом директоров ОАО «УППО» (протокол №3/2012 от 07.11.2012), с учетом решения от 16.12.2014 № 223ФЗ-153/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Эльгор плюс»  от б/д № б/н (вх. № 113016-эп/14 от 08.12.2014) на действия заказчика ОАО «УППО» при проведении открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718).

5. ОАО «УППО»  продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718) с учетом требований части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6. ОАО «УППО» разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 4, 5 настоящего предписания, не позднее чем в течение трех дней со дня совершения указанных действий.

7. ОАО «УППО» продолжить проведение открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция производства ОАО «УППО» (извещение № 31401700718) в порядке, установленном Положением о закупочной деятельности Открытого акционерного общества «Уфимское приборостроительное производственное объединение», утвержденным советом директоров ОАО «УППО» (протокол №3/2012 от 07.11.2012), документацией о данной закупочной процедуре с учетом внесенных во исполнение пункта 4 настоящего предписания изменений.

8. ОАО «УППО» в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 – 7 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны