Решение №17/52917/18 Решение №223ФЗ-486/18 от 9 июля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФГБОУ ВО «ГУУ»

 

Рязанский пр-т, д. 99,

Москва, 127055

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,

Москва, 119435

 

ООО «Рилайн»

 

Б. Черемушкинская ул., д. 34,

Москва, 117218

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-486/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Рилайн» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

03.07.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Рилайн» от 18.06.2018 № 1806-03, направленную письмом Московского УФАС России от 26.06.2018 № иг/30128/18, на действия (бездействие) заказчика ФГБОУ ВО «ГУУ», оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке территории и внутренних помещений (извещение 31806463837), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Рилайн» (далее - Заявитель) от 18.06.2018 № 1806-03, направленная письмом Московского УФАС России от 26.06.2018 № ИГ/30128/18, на действия (бездействие) заказчика ФГБОУ ВО «ГУУ» (далее - Заказчик), оператора электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее — Оператор, ЭТП) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке территории и внутренних помещений (извещение 31806463837) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционноц комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» утвержденный протоколом заседания рабочей группы по рассмотрению Положений о закупках товаров, работ, услуг, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации организаций и вносимых в указанные Положения изменений от 26.12.2016 № Д03-9/03пр. (далее Положение о закупках).

Согласно Извещению, Документации, Конкурс осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте Оператора ЭТП http://utp.sberbank-ast.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://utp.sberbank-ast.ru, регулируются Регламентом торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» Универсальной торговой платформы от 01.02.2017, утвержденным генеральным директором ЗАО «Сбербанк-АСТ» Н.Ю. Андреевым (далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 15.05.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 62 373 785 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок — 18.06.2018;

      • Дата проведения Конкурса18.06.2018;

      • На участие в Конкурсе подано 3 заявки;

      • К участию в Конкурсе допущено 3 заявки.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Конкурса, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Конкурсе.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика, Оператора с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса действовали в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом и Положением о закупках.

Рассмотрев представленные материалы, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из жалобы Заявителя следует, что при проведении Конкурса у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Конкурсе по причине того, что сайт ЭТП не позволял прикрепить банковскую гарантию на обеспечение заявки.

Пунктом 13.4 Положения о закупке установлено, что обеспечения заявки устанавливается в документации о Закупке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя предоставил материалы (скриншот с сайта ЭТП), из которого следует, что заявка отклонена по причине: «Результат проверки документа: в соответствии с Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014 г. в качестве обеспечения заявки может быть предоставлена банковская гарантия только субъектами малого и среднего предпринимательства в закупках, которые проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства)».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что в соответствии с функционалом ЭТП обеспечение заявки принимается Оператором ЭТП, исключительно путем перечисления денежных средств на счет Оператора, что подтверждается пунктом 4.5 Регламента: «Участие в процедуре закупки, в том числе по каждому лоту, возможно при наличии на лицевом счете Участника депозита для оплаты услуг Оператора, а также размера обеспечения участия в закупке в случае, если требование об обеспечении заявки и перечислении таких средств обеспечения на реквизиты Оператора установлено в извещении».

Согласно подпункту 16 пункта 1.1 Документации Сведения о проведении открытого конкурса в электронной форме: «Обеспечение заявки на участие в Конкурсе в электронной форме путем перечисления денежных средств вносятся в соответствии с регламентом электронной площадки. В случае обеспечения заявки  путем предоставления независимой гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией (банковской гарантии) такая гарантия должна быть получена до момента окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе».

Кроме того, представитель Оператора пояснил, что на площадке не предусмотрен функционал для обработки обеспечения заявки в форме банковской гарантии.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что в документации предусмотрено два способа обеспечения заявки, а именно: путем внесения денежных средств и в виде банковской гарантии, в то время, как на площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ», выбранной Заказчиком для проведения Конкурса предусмотрено обеспечение заявки только способом перечисления денежных средств, что ограничивает участников закупки, которые выбрали способ обеспечения заявки путем предоставления банковской гарантии.

Таким образом, действия Заказчика, осуществляющего закупочную процедуру ограничивают количество участников Конкурса.

Исходя из системного толкования Закона о закупках, в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг несет Заказчик.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного Положением о закупках порядка проведения Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

 

Р Е Ш И Л А:

 

  • Признать жалобу ООО «Рилайн» (ИНН: 7715793008; ОГРН: 1107746030336) от 18.06.2018 № 1806-03, направленную письмом Московского УФАС России от 26.06.2018 № иг/30128/18, на действия (бездействие) заказчика ФГБОУ ВО «ГУУ» (ИНН: 7721037218; ОГРН: 1027739017976), оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (ИНН: 7707308480; ОГРН: 1027707000441) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке территории и внутренних помещений (извещение31806463837) обоснованной.

  • Признать в действиях ФГБОУ ВО «ГУУ» нарушения части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 03.07.2018 № 223ФЗ-486/18.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ЗАО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ООО "Рилайн"
ИНН 7715793008, ОГРН 1107746030336
ФГБОУВО "ГУУ"
ИНН 7721037218, ОГРН 1027739017976