Решение №17/54389/15 Решение по жалобе в отношении ОАО «РЖД» от 6 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-270/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «АНМ-Промышленный альянс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

01.10.2015                                                                                                          Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: XXXXXXXXXXXXXXX - доверенность № 147-ДП от 25.02.2015, XXXXXXXXXXXXXXXXXX – доверенность №148-ДП от 25.02.2015, XXXXXXXXXXX – доверенность №303ДЮ от 25.09.2015.

представители ООО «АНМ-Промышленный альянс» на рассмотрение не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «АНМ-Промышленный альянс» б/д № б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1366/ОКЭ-ДЖВ/15 на право заключения договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) и текущему ремонту оборудования и инженерно-технических систем вокзальных комплексов Московской, Северо-Кавказской и Северо-Западной региональных дирекций железнодорожных вокзалов - структурных подразделений Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (извещение № 31502710522) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «АНМ-Промышленный альянс» (далее – Заявитель) б/д № б/н (вх. №102798/15 от 23.09.2015) на действия заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1366/ОКЭ-ДЖВ/15 на право заключения договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) и текущему ремонту оборудования и инженерно-технических систем вокзальных комплексов Московской, Северо-Кавказской и Северо-Западной региональных дирекций железнодорожных вокзалов - структурных подразделений Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (извещение № 31502710522) (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2015 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

28.08.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы следует, что установленные Заказчиком квалифицированные требования, указанные в пункте 2.4 о наличии персонала для выполнения работ по предмету Конкурса, создают преимущества отдельным участникам закупки.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При разработке документации о закупке заказчик должен руководствоваться целями и принципами Закона о закупках с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного законодательства.

Законом о закупках не установлены ограничения в определении требований к участникам закупки, а также не определены конкретные показатели, которые должны применяться заказчиками, равно как и не установлен запрет на использование определенных показателей. Такие показатели устанавливаются самостоятельно заказчиками в документации о закупках.

Пунктом 2.4 Документации установлено, что участник должен располагать квалифицированным персоналом для выполнения работ по предмету конкурса в количестве не менее чем:

- по лоту № 1:

363 человека, в том числе: 1 главный инженер, 15 инженер-механиков*, 15 инженеров по электрооборудованию*, 15 инженеров-теплотехников*, 15 инженеров по системам отопления, вентиляции и кондиционирования*, 120 электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 120 слесарей-сантехников, 60 техников по эксплуатации*, 1 сотрудник, занятый в управлении системой менеджмента безопасности труда и охраны здоровья*, 1 сотрудник, занятый в управлении системой менеджмента качества*;

- по лоту № 2:

174 человек, в том числе: 1 главный инженер, 7 инженер-механиков*, 7 инженеров по электрооборудованию*, 7 инженеров-теплотехников*, 7 инженеров по системам отопления, вентиляции и кондиционирования*, 56 электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 56 слесарей-сантехников, 24 техников по эксплуатации*, 7 инженеров по слаботочным инженерным системам*, 1 сотрудник, занятый в управлении системой менеджмента безопасности труда и охраны здоровья*, 1 сотрудник, занятый в управлении системой менеджмента качества*;

- по лоту № 3:

27 человек, в том числе: 1 главный инженер, 1 инженер-механик*, 1 инженера по электрооборудованию*, 1 инженера-теплотехника*, 1 инженера по системам отопления, вентиляции и кондиционирования*, 8 электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 8 слесарей-сантехников, 4 техника по эксплуатации*, 1 сотрудник, занятый в управлении системой менеджмента безопасности труда и охраны здоровья*, 1 сотрудник, занятый в управлении системой менеджмента качества*.

-* либо работники, выполняющие аналогичные функции.

Доказательств, подтверждающих, что установленные в пункте 2.4 Документации требования не позволяют участнику принять участие в Конкурсе, Заявителем не представлено.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

По мнению Заявителя, Заказчиком в Документации не указана марка, наименование, товарный знак оборудования, что может повлиять на допуск участников.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, что не установленные Заказчиком в Документации ограничения в определении требований к закупаемым товарам, работам, услугам, а также конкретные показатели (в том числе, сведения о любых характеристиках предмета закупки (например, сведения о марке, товарном знаке, модели, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки)) влияют на допуск участников.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен статьей 5 главы 1 Положения о закупках.

Из пункта 7.8.3.1 Документации следует, что участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе, в том числе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.

Пунктом 2.2 Документации установлено, что в подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет:

- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), или иным стандартам (при наличии), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.     

Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является поставка средств индивидуальной защиты.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что из Документации не представляется возможным определить какой именно сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки, в составе заявки на участие в Конкурсе.

Разделом 3 Технического задания Документации установлено, что в составе конкурсной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо «более выгодные для заказчика».

Вместе с тем, из положений Документации не возможно определить, что подразумевается под  «более выгодным для заказчика».

Кроме того, в соответствии с приложением 11 Документации участнику необходимо указать сведения об опыте выполнения работ по предмету Конкурса, в том числе указываются договоры по предмету аналогичному предмету Конкурса.

Вместе с тем, из положений Документации не возможно определить какой именно опыт признается аналогичным опыту предмета Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации неизмеряемые требования к участникам закупки противоречат статье 5 главы 1 Положения о закупках, пункту 4 части 1 статьи 3, и нарушают часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 4.1 Документации при сопоставлении заявок и определении победителя открытого Конкурса оцениваются, в том числе:

№ п/п

Наименование критерия

 

Квалификация

Значимость критерия

Порядок оценки

 

 

2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7.2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Опыт участника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудник, занятый в управлении системой менеджмента качества

 

 

 

Наличие системы менеджмента качества

 

 

 

 

Максимальное количество баллов –

10 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 балла

 

 

 

 

 

 

 

К сумме баллов, присвоенной заявке участника по критериям

№ 1.1, 2.1-2.5 прибавляются баллы,  не более 2 % от количества присвоенных баллов

Оценивается путем сопоставления стоимости выполненных j-ым участником работ по предмету конкурса (без учета НДС), указанных j-ым участником в сведениях об опыте выполнения работ, и подтвержденных договорами и актами, с начальной (максимальной) ценой лота (без учета НДС) по формуле:

 

j = 1…n, n – количество участников;

Бj – количество баллов j-ого участника;

Цj∑оказ.работ – стоимость выполненных j-ым участником работ по предмету конкурса (без учета НДС), указанных j-ым участником в сведениях об опыте выполнения работ, и подтвержденных договорами и актами;

Цнач.макс. – начальная максимальная цена лота (без учета НДС).

10 баллов – максимально возможное количество баллов по данному критерию

 

- 1 сотрудник, занятый в управлении системой менеджмента качества – 0 баллов;

- за каждого дополнительного сотрудника, занятого в управлении системой менеджмента качества – 1 балл, но не более 3 баллов

 

 

2% от количества присвоенных баллов по критериям № 1.1, 2.1-2.5 – присваивается при наличии у участника системы  менеджмента качества деятельности по предмету открытого конкурса, сертифицированной на соответствие требованиям стандарту ISO, иным стандартам

За наличие собственной  системы  менеджмента качества деятельности по предмету открытого конкурса баллы не начисляются.

 

В Документации отсутствуют положения, позволяющие определить опыт, признаваемый аналогичному опыту, указанному в пункте 11 Документации, определить какой именно сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки, в составе заявки на участие в Конкурсе.

Установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Запросе предложений, нарушают требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с пунктом 7.2.1 Документации запрос о разъяснении положений Документации может быть направлен с момента размещения конкурсной документации, извещения о проведении конкурса на сайтах и не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АНМ-Промышленный альянс»
(далее – Заявитель) от б/д № б/н (вх. №102798/15 от 23.09.2015) на действия заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1366/ОКЭ-ДЖВ/15 на право заключения договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) и текущему ремонту оборудования и инженерно-технических систем вокзальных комплексов Московской, Северо-Кавказской и Северо-Западной региональных дирекций железнодорожных вокзалов - структурных подразделений Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (извещение № 31502710522) необоснованной.

2. Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям ОАО «РЖД» части 1 статьи 2, пунктов 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» переданы на основании решения по делу от 30.09.2015 по делу № 223ФЗ-264/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

4. Предписание не выдавать, в связи с выданным на основании решения от 30.09.2015 № 223ФЗ-264/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «АНМ-Промышленный альянс» от б/д № б/н (вх. №102798/15 от 23.09.2015) на действия заказчика ОАО «РЖД»
при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1366/ОКЭ-ДЖВ/15 на право заключения договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) и текущему ремонту оборудования и инженерно-технических систем вокзальных комплексов Московской, Северо-Кавказской и Северо-Западной региональных дирекций железнодорожных вокзалов - структурных подразделений Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (извещение № 31502710522), предписанием от 30.09.2015
№ 223ФЗ-264/15.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны