Решение №17/54561/14 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТСМ" от 29 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-158/14

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТСМ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

  

25.12.2014                                                                                                 Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <....>

при участии представителей:

ООО «ТСМ» уведомлено надлежащим образом, представители ООО «ТСМ» не явились;

ООО «УралСтройТехнологии»: Алексеева С.С. –доверенность №46 от 24.12.2014, Трофимовой Е.Е. – доверенность №45 от 24.12.2014,

рассмотрев жалобу ООО «ТСМ» от 18.12.2014 № 702 на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии» при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689) в соответствии со  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ТСМ» (далее – Заявитель)   от 18.12.2014 № 702 (вх. № 117984/14 от 18.12.2014)  на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии» (далее – Заказчик)  при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689) (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройТехнологии», утвержденным решением единственного участника ОООО «УралСтройТехнологии» от 19.05.2013 №5.

06.11.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация (далее – Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части установления критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, которые, по мнению Заявителя, являются избыточными и ограничивают количество участников Конкурса.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке,  порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно подпункту 2 пункта 21 Информационной карты Документации оценка и сопоставления заявок на участие в Конкурсе осуществляется по критерию «Квалификация участника процедуры закупки», которые включает в себя показатели «Качество работ», «Опыт строительства внеклассных объектов (мостовых сооружений) – не менее 15 лет, количество построенных в введенных в эксплуатацию внеклассных объектов (мостовых сооружений) – не менее 5», «Наличие собственных заводов по изготовлению сборных ж/б конструкций – не менее 2, наличие собственного завода по изготовлению металлоконструкций», «Наличие собственного специализированного оборудования (сваебойного оборудования для погружения металлических оболочек 1420 мм на глубину от 35 м, кранов грузоподъемностью не менее 120 т, гидравлического оборудования для выбора прогиба, раскружаливания (опускания) мостовых сооружений)».

По мнению Заявителя такие показатели критерия оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе «Квалификация участника процедуры закупки», как «Опыт строительства внеклассных объектов (мостовых сооружений) – не менее 15 лет, количество построенных в введенных в эксплуатацию внеклассных объектов (мостовых сооружений) – не менее 5», «Наличие собственных заводов по изготовлению сборных ж/б конструкций – не менее 2, наличие собственного завода по изготовлению металлоконструкций» являются избыточными, так как отсутствие соответствующего опыта строительства  внеклассных объектов (мостовых сооружений), а также не менее 2 собственных заводов по изготовлению сборных ж/б конструкций не свидетельствует о невозможности исполнения обязательств по договору, заключаемого по итогам Конкурса.

Вместе с тем, доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что показатели критерия оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе «Квалификация участника процедуры закупки», указанные в подпункте 2 пункта 21 Информационной карты Документации, ограничивают количество потенциальных участников Конкурса, на заседании Комиссии ФАС России не представлены.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России установила следующее.

Из подпункта 2.1 пункта 21 Информационной карты Документации следует, что показатели критерия оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе «Квалификация участника процедуры закупки» оцениваются следующим образом:

- показатель «Качество работ» оценивается членами Конкурсной комиссии, путем выставления в отношении каждой заявки баллов от 0 до 100, исходя из степени детализации и содержательной проработки предложения о качестве услуг, в т.ч. полноты учета технических требований, обоснованности сроков, технологии и методологии оказания услуг и обоснованности необходимых для выполнения работ ресурсов. Лучшим предложением по показателю «качество работ» признается наиболее детализированное, проработанное по содержанию и соответствующее условиям исполнения контракта предложение участника конкурса.

- показатель «Опыт строительства внеклассных объектов (мостовых сооружений) – не менее 15 лет, количество построенных в введенных в эксплуатацию внеклассных объектов (мостовых сооружений) – не менее 5» - оценивается на основании наиболее детализированного полного представления участника с приложением подтверждающих показатель документов.

- показатель  «Наличие собственных заводов по изготовлению сборных ж/б конструкций – не менее 2, наличие собственного завода по изготовлению металлоконструкций» - оценивается на основании подтверждающих документов, основано на сжатых сроках строительно-монтажных работ.

- показатель  «Наличие собственного специализированного оборудования (сваебойного оборудования для погружения металлических оболочек 1420 мм на глубину от 35 м, кранов грузоподъемностью не менее 120 т, гидравлического оборудования для выбора прогиба, раскружаливания (опускания) мостовых сооружений)» - оценивается на основании подтверждающих документов, для производства работ на объекте, с учетом требований технического задания и характеристик объекта строительства, основано на сжатых сроках строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не представляется возможным определить количество и алгоритм присвоения баллов по показателям «Опыт строительства внеклассных объектов (мостовых сооружений) – не менее 15 лет, количество построенных в введенных в эксплуатацию внеклассных объектов (мостовых сооружений) – не менее 5», «Наличие собственных заводов по изготовлению сборных ж/б конструкций – не менее 2, наличие собственного завода по изготовлению металлоконструкций», «Наличие собственного специализированного оборудования (сваебойного оборудования для погружения металлических оболочек 1420 мм на глубину от 35 м, кранов грузоподъемностью не менее 120 т, гидравлического оборудования для выбора прогиба, раскружаливания (опускания) мостовых сооружений)».

Не представляется возможным определить, что подразумевает Заказчик под формулировками «степень детализации и содержательной проработки предложения о качестве услуг», «наиболее детализированное полное представление участника».

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административных правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчик.

Пунктом 9.1 Информационной Документации установлено, что закупаемые работы выполняются в соответствии с Техническим Заданием Документации, Проектом договора, Документацией, Проектной документацией, Рабочей документацией.

При этом, проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, не размещена на официальном сайте в составе Документации.

Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

В соответствии с пунктом 11 Информационной карты Документации участник Конкурса должен иметь Свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов.

В состав заявки на участие в Конкурсе необходимо включить «заверенные участником Конкурса копии свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора: Свидетельства СРО на виды работ, являющиеся предметом договора - Участник должен иметь Свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов».

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, свидетельствами о допуске к каким именно видам работ, должен обладать участник Конкурса для соответствия требованиям пункта  11 Информационной карты Документации.

Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 4 части 1 статьи 3  Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ТСМ» от 18.12.2014 № 702 (вх. № 117984/14 от 18.12.2014)  на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии»  при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689) необоснованной.

2. Признать ООО «УралСтройТехнологии» нарушившим  пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 9, 13 части 10 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.07.2014 № 223ФЗ-158/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Выдать ООО «УралСтройТехнологии»  обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 223ФЗ-158/14

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

«25» декабря  2014 г.                                                                                   Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <...>

на основании решения от 16.12.2014 № 223ФЗ-158/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «ТСМ» от 18.12.2014 № 702 (вх. № 117984/14 от 18.12.2014)  на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии»  при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ООО «УралСтройТехнологии» в срок не позднее 16.01.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689) (далее – Конкурс).

2. ООО «УралСтройТехнологии»  не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, вернуть лицам, подавшим заявки на участие Конкурсе, представленные ими заявки.

3. ООО «УралСтройТехнологии»  не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

4. ООО «УралСтройТехнологии» внести в документацию о проведении Конкурса изменения в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройТехнологии», утвержденным решением единственного участника ОООО «УралСтройТехнологии» от 19.05.2013 №5, с учетом решения от 25.12.2014 № 223ФЗ-158/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «ТСМ» от 18.12.2014 № 702 (вх. № 117984/14 от 18.12.2014)  на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии»  при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689).

5.  ООО «УралСтройТехнологии» продлить срок подачи заявок на участие Конкурсе с учетом требований части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6. ООО «УралСтройТехнологии» разместить на официальном информацию о совершении действий, указанных в пунктах 4, 5 настоящего предписания, не позднее чем в течение трех дней со дня совершения указанных действий.

7.  ООО «УралСтройТехнологии» продолжить Конкурса в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройТехнологии», утвержденным решением единственного участника ОООО «УралСтройТехнологии» от 19.05.2013 №5, документацией о данной закупочной процедуре с учетом внесенных во исполнение пункта 4 настоящего предписания изменений.

8.  ООО «УралСтройТехнологии»  в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 – 7 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны