Решение №17/5635/19 Решение ФАС России № 223ФЗ-68/19 от 28 января 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «РЖД»

 

Новая Басманная ул., д. 2,
Москва, 107174

 

 

ООО «Капитал Групп»

 

Северная ул., д. 79, корп. 2,

г. Тольятти, Самарская обл., 445020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-68/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Капитал Групп» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

23.01.2019 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Капитал Групп» от 10.01.2019 № 1 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 8815/ОАЭ-ДКСС/18 на право заключения договора на поставку туалетных модулей, включая выполнение монтажных и пусконаладочных работ (извещение № 31807327914) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Капитал Групп» (далее — Заявитель) от 10.01.2019 № 1 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 8815/ОАЭ-ДКСС/18 на право заключения договора на поставку туалетных модулей, включая выполнение монтажных и пусконаладочных работ (извещение № 31807327914) (далее — Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

1. Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Аукцион) размещены в ЕИС – 19.12.2018;

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 — 69 120 000 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 15.01.2019;

4. Дата проведения Аукциона и подведения итогов — 31.01.2019.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

1. Заказчиком в Документации неправомерно не установлен график поставки товаров по предмету закупки;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлен завышенный размер ответственности поставщика за нарушение сроков поставки, а именно: 0,1 % от цены договора за каждый день просрочки;

      • Заказчиком нарушен срок предоставления участникам разъяснений положений Документации.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно не установлен график поставки товаров по предмету закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Согласно части 4 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с пунктом 1.10 Документации сведения о наименовании закупаемых товаров, работ их количестве (объеме), ценах за единицу товара, начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара (указывается при поставке товара), к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты изложены в техническом задании, являющемся приложением № 1 к Документации.

Пунктом 4.3 технического задания Документации установлено, что поставка товара, выполнение работ должны быть осуществлены с момента заключения договора и не позднее 30 «ноября» 2019 года.

Согласно пункту 4.3 проекта договора Документации поставщик заблаговременно (за 15 (пятнадцать) календарных дней до предполагаемой даты поставки товара) обязан письменно уведомить покупателя о дате предъявления товара к приемке или отгрузке с указанием в уведомлении номенклатуры, количества и стоимости отгружаемого оборудования.

На заседании Комиссии ФАС России представитель заказчика представил документы, сведения и пояснил, что срок поставки товара установлен пунктом 4.3 технического задания Документации, при этом условия поставки товаров и выполнения работ определены пунктом 4.3 проекта договора Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлен завышенный размер ответственности поставщика за нарушение сроков поставки, а именно: 0,1 % от цены договора за каждый день просрочки.

Пунктом 10.2 проекта договора Документации установлено, что в случае просрочки поставки товара и выполнения работ поставщик уплачивает покупателю неустойку из расчета 0,1% от цены договора за каждый день просрочки.

В соответствии с пунктом 10.3 проекта договора Документации при просрочке поставки товара и/или выполнения работ покупатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора полностью или частично без возмещения поставщику каких-либо расходов или убытков, вызванных отказом покупателя.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что при определении размера штрафов Заказчик исходил из имиджевых и репутационных рисков, способных оказать существенное влияние на основную деятельность компании как национального перевозчика в сфере железнодорожного транспорта.

Кроме того, законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не предусмотрено требований к установлению в закупочной документации размера ответственности сторон за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки, в связи с чем заказчики, на которых распространяются требования Закона о закупках, самостоятельно устанавливают в положении о закупке и, как следствие, в закупочной документации порядок установления соответствующих условий с соблюдением требований, предусмотренных нормами гражданского законодательства.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушен срок предоставления участникам разъяснений положений Документации.

Пунктом 2 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений Извещения об осуществлении закупки и (или) Документации о закупке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, Заказчик осуществляет разъяснение положений Документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно представленным представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сведениям и информации, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен 15.01.2019, вместе с тем, Заявителем 10.01.2019 в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений Документации, оставленный Заказчиком без рассмотрения в связи с тем, что запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 11.01.2019 № 223ФЗ-15/19 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Документации квалификационного требования о том, что участник Аукциона должен являть производителем или обладать правом поставки товара по предмету закупки, в установлении в Документации квалификационного требования о том, что участник Аукциона должен иметь опыт по фактически поставленным товарам по предмету закупки, а также в установлении в Документации неправомерных требований к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Аукциона, неправомерного положения о праве Заказчика осуществлять дозапрос информации в отношении участников Аукциона, в также в установлении неправомерных требований пункта 3.1.7 проекта договора Документации, в части запрета привлечения к выполнению работ по договору третьих лиц без письменного согласования с Заказчиком.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

 

  • Признать жалобу ООО «Капитал Групп» (ИНН: 6324066958, ОГРН: 1156313078085) от 10.01.2019 № 1 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 8815/ОАЭ-ДКСС/18 на право заключения договора на поставку туалетных модулей, включая выполнение монтажных и пусконаладочных работ (извещение № 31807327914) необоснованной.

  • Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 11.01.2019 № 223ФЗ-15/19, по данному делу предписание не выдавать.

  • В связи с тем, что материалы вы выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 11.01.2019 № 223ФЗ-15/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

ОАО «Российские железные дороги»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО «Капитал Групп»
ИНН 6324066958, ОГРН 1156313078085