Решение №17/58041/18 Решение № 223ФЗ-528/18 от 25 июля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-528/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «АО «Монолитное Строительное Управление - 1» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

20.07.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу АО «Монолитное Строительное Управление - 1» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Атомэнергопром», организатора АО «Атомкомплект» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ на сооружение объекта «Павильон атомной энергии на ВДНХ» (Возведение здания, устройство внутренних сетей и коммуникаций, подключение к инженерным сетям, поставка, монтаж и наладка технологического оборудования, выполнение отделочных работ и благоустройства. Сдача объекта в эксплуатацию) (извещение № 31806524081) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба АО «Монолитное Строительное Управление - 1» (далее — Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Атомэнергопром» (далее — Заказчик), организатора АО «Атомкомплект» (далее - Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ на сооружение объекта «Павильон атомной энергии на ВДНХ» (Возведение здания, устройство внутренних сетей и коммуникаций, подключение к инженерным сетям, поставка, монтаж и наладка технологического оборудования, выполнение отделочных работ и благоустройства. Сдача объекта в эксплуатацию) (извещение № 31806524081) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

24.05.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:

  • дата окончания подачи заявок — 06.07.2018;

  • дата рассмотрения заявок — 17.07.2018;

  • дата подведения итогов закупки — 20.07.2018;

  • начальная (максимальная) цена договора — 4 209 066 521, 9 рубль;

  • на участие в Запросе предложений подано 3 заявки, из них 2 допущено.

В ходе заседания 19.07.2018 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 20.07.2018.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений;

      • Заказчиком неправомерно принято решение о допуске к участию в Запросе предложений ООО «Геоизол» и ООО «Фенсма», ввиду несоответствия указанных участников требованию Документации о наличии у участников закупки соответствующего опыта на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту объектов.

Представители Организатора с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик и Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом «б» пункта 1 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе предложений от 09.07.2018 № 2/1805241065178, Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений, в том числе, на основании подпунктов «а», «б» пункта 8.3 Части 2 Тома 1 Документации, а именно:

  • несоответствия заявки по составу требованиям подпункта «щ» пункта 4.3 подраздела 2.1.1 Части 1 Тома 1 Документации в части предоставления по МТР соответствующих подтверждающих документов;

  • несоответствие участника требованиям пункта 4.3) подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации в части предоставления документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего независимую гарантию;

  • несоответствие участника требованиям пункта 4.3) подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации в части наличия достаточного для исполнения договора в исправном состоянии количества МТР (машин и механизмов, специальных приспособлений и инструментов), а именно: Башенного крана с длиной стрелы не более 55 м, грузоподъемностью не менее 12 т. с грузоподъемностью на вылете стрелы 55 м не менее 3,2 т. (типа «Potain MD238» или аналог). В представленной Заявителем Справке о МТР и документах в составе заявки, указанный МТР отсутствует».

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представители Организатора представили материалы и пояснили, что Заказчиком, Организатором при составлении протокола рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе предложений от 09.07.2018 № 2/1805241065178, допущена техническая ошибка в части оснований отклонения заявки Заявителя от участия в Запросе предложений. При этом, указанная техническая ошибка устранена Заказчиком, Организатором в действующей редакции протокола рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе предложений, от 18.07.2018 № 4/1805241065178 (далее — Протокол).

Согласно Протоколу, от 18.07.2018 № 4/1805241065178 (далее — Протокол), Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений, в том числе, на основании подпунктов «а», «б» пункта 8.3 Части 2 Тома 1 Документации: несоответствие участника требованиям пункта 4.3) подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации в части наличия достаточного для исполнения договора в исправном состоянии количества МТР (машин и механизмов, специальных приспособлений и инструментов), а именно: Башенного крана с длиной стрелы не более 55 м, грузоподъемностью не менее 12 т. с грузоподъемностью на вылете стрелы 55 м не менее 3,2 т. (типа «Potain MD238» или аналог). В представленной Заявителем Справке о МТР и документах в составе заявки, указанный МТР отсутствует».

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 8.3 Части 1 Тома 1 Документации, по итогам отборочной стадии закупочная комиссия в отношении каждого участника Запроса предложений принимает решение о допуске к дальнейшему участию в Запросе предложений, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора, в том числе, по следующим основаниям:

а) несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией по запросу предложений), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения;

б) несоответствие участника запроса предложений требованиям документации по запросу предложений.

Согласно пункту 4.3 подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации, участник закупки должен иметь достаточное для исполнения договора в исправном состоянии количество МТР (машин и механизмов, специальных приспособлений и инструментов) для выполнения работ, прошедших технический осмотр (для транспортных средств (ТС), если требуется согласно порядку и периодичности технического осмотра данных ТС, установленными федеральным законом от 01 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», получивших положительные результаты технического освидетельствования (для подъемных сооружений, если требуется согласно порядку и периодичности технического освидетельствования данных сооружений, установленными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору), в том числе:

  • Башенный кран с длиной стрелы не более 55 м, грузоподъемностью не менее 12 т. с грузоподъемностью на вылете стрелы 55 м не менее 3,2 т. (типа «Potain MD238» или аналог) - не менее 1 ед.

В подтверждение установленному требованию, участник закупки должен представить в составе заявки на участие в закупке справку, подтверждающую наличие у участника запроса предложений, привлекаемых субподрядчиков, соответствующих МТР, необходимых для полного и своевременного выполнения договора.

На заседании Комиссии ФАС России представители Организатора представили материалы, заявку Заявителя и сообщили, что Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений представлена справка в табличной форме о наличии у Заявителя материально-технических ресурсов. Вместе с тем, сведения, а также подтверждающие документы о наличии у Заявителя башенного крана или аналога башенного крана в составе заявки отсутствуют. При этом, Заявителем в справке о наличии материально-технических ресурсов указан, в том числе, автомобильный кран Liebher LTM 1050, вылет стрелы 38.0 м, длина гуська 16,0 м, грузоподъемностью 50 т., являющийся, по мнению Заявителя, аналогом башенного крана, указанного в пункте 4.3) подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации.

Вместе с тем, представители Организатора сообщили, что предложенная Заявителем транспортная техника в виде автокрана не является аналогом башенного крана, поскольку представляет собой иной вид техники, который не требуется Заказчику в рамках проведения Запроса предложений.

Кроме того, представители Организатора представили письмо Главного инженера проектов Частного учреждения Госкорпорации «Росатом» «Отраслевого центра капитального строительства» от 19.07.2018 № 18-01/712, которое содержит следующее разъяснение к проекту организации строительства:

«Согласно проектной документации, прошедшей рассмотрение в МГЭ, заключение МГЭ № 804-18/МГЭ/16051-114, при производстве работ используются два башенных крана грузоподъемностью 6 тонн и 12 тонн. Башенные краны размещаются внутри площадки строительства. Для замены башенного крана на автокран необходимо внесение корректировок в проект организации строительства, согласование размещения крана за пределами площадки выделенной для строительства, с владельцем территории и получение заключения экспертной организации. Кроме того, стесненность участка строительства, состояние прилегающих дорог и необходимость обеспечения работ на действующем общественном объекте, не позволяет применять автокраны для проведения работ взамен башенных кранов».

На основании вышеизложенного, Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений, ввиду несоответствия Заявителя требованию, установленного пунктом 4.3 подраздела 2.1.1 раздела 2 части 1 Тома 1 Документации, поскольку у участника закупки отсутствует соответствующий башенный кран или аналогичное оборудование.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение о допуске к участию в Запросе предложений ООО «Геоизол» и ООО «Фенсма», ввиду несоответствия указанных участников требованию Документации о наличии у участников закупки соответствующего опыта на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту объектов.

В соответствии с пунктом 4.3 подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации, участник закупки должен иметь заключенные договоры по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту объектов, относящихся, согласно части 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ к уникальным объектам с завершенными в 2015-2018 гг. строительно - монтажными работами на сумму не менее 1 683 627 000, 00 руб. с НДС, в том числе уникальных объектов на территории объектов культурного наследия регионального и/или федерального значения на сумму не менее 420 907 000, 00 руб. c учетом НДС.

В подтверждение установленному требованию, участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить справку об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1, Форма 4) в формате Word или Excel с обязательным приложением копий следующих документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета:

1) документов, подтверждающих состав работ, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

  • перечень выполненных работ;

2) документов, подтверждающих исполнение работ, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень переданных и принятых заказчиком по договору работ;

- стоимость переданных и принятых заказчиком по договору работ;

  • документов, подтверждающих отнесение объекта к уникальным согласно части 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ (например, проектная документация и др.);

  • документов, подтверждающих отнесение объекта к объектам культурного наследия  регионального и/или федерального значения (например, проектная документация, выписка из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и др.).

На заседании Комиссии ФАС России представители Организатора представили материалы, заявки ООО «Геоизол» и ООО «Фенсма» и пояснили, что указанными участниками Запроса предложений в составе заявки на участие в закупке в подтверждение требования, установленному пунктом 4.3 подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации, представлены справки об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1, Форма 4 Документации), с приложением всех подтверждающих документов о наличии у ООО «Геоизол» и ООО «Фенсма» соответственно опыта на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту объектов.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 12.07.2018223ФЗ-506/18, Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках выразившееся в:

  • неправомерном установлении в Документации требований к участнику закупки о наличии системы управления охраны труда, о необходимости выполнения участником закупки не менее 20 % работ самостоятельно, об отсутствии в течении 2 лет претензий к участнику со стороны Заказчика, квалификационных требований к субподрядчикам, выполняющим более 5 % объема работ;

  • неправомерном установлении в Документации положения, согласно которому при оценке участника Запроса предложений по подкритерию «опыт участника» общее количество начисленных баллов за наличие опыта уменьшается в зависимости от общей суммы санкций по всем судебным решениям;

  • неправомерном установлении в Документации требования о предоставлении сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, о возможности проведения Заказчиком дозапроса информации, а также неправомерного установления в проекте договора положения о том, что спор, возникший из исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки, может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

      • Признать жалобу АО «Монолитное Строительное Управление — 1» (ИНН: 7745000111, ОГРН: 1037745000633) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Атомэнергопром» (ИНН: 7706664260, ОГРН: 1077758081664), организатора АО «Атомкомплект» (ИНН: 7706738770, ОГРН: 1107746480490) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ на сооружение объекта «Павильон атомной энергии на ВДНХ» (Возведение здания, устройство внутренних сетей и коммуникаций, подключение к инженерным сетям, поставка, монтаж и наладка технологического оборудования, выполнение отделочных работ и благоустройства. Сдача объекта в эксплуатацию) (извещение № 31806524081) необоснованной.

      • Признать АО «Атомстройэкспорт» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 12.07.2018 № 223ФЗ-506/18 об устранении выявленных нарушений до 06.08.2018, по данному делу предписание не выдавать.

      • В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 12.07.2018 № 223ФЗ-506/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

АО "Атомкомплект"
ИНН 7706738770, ОГРН 1107746480490
АО "Монолитное Строительное Управление-1" (МСУ-1)
ИНН 7745000111, ОГРН 1037745000633
АО "Атомный энергопромышленный комплекс" (ОАО "Атомэнергопром")
ИНН 7706664260, ОГРН 1077758081664