Решение №17/59033/15 Решение по жалобе в отношении ОАО «СМК» от 26 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-297/15

по результатам рассмотрения жалобы ОАО «СМК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

21.10.2015 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее — Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова»: <...> - доверенность от 20.10.2015 № 041/135/2015-ДОВ,

АО «АТОМКОМПЛЕКТ»: <...> - доверенность от 17.02.2015 № 304/32/2015-ДОВ,

ОАО «СМК»: <...> - доверенность от 15.10.2015 № 13-125/15, <...> - доверенность от 15.10.2015 № 13-125/15,

рассмотрев жалобу ОАО «СМК» от 12.10.2015 № 343 на действия заказчика АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», организатора торгов АО «АТОМКОМПЛЕКТ» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение № 31502449065), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ОАО «СМК» от 12.10.2015 № 343 (вх. от 12.10.2015 № 112110/15) (далее — Заявитель) на действия заказчика АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова» (далее — Заказчик), АО «АТОМКОМПЛЕКТ» (далее — Организатор торгов) при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение № 31502449065) (далее –Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика, Организатора торгов регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

09.06.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, Документации:

начальная (максимальная) цена договора — 1 006 570 555 рублей;

дата и время окончания подачи заявок — 07.08.2015 в 12:00;

дата рассмотрения первых частей заявок — 17.08.2015;

дата и время проведения аукциона — 08.09.2015 в 10.00;

дата рассмотрения вторых частей заявок — 06.10.2015;

на участие в Аукционе подано 4 заявки;

по результатам рассмотрения первых частей заявок 4 заявки допущены к у участию в Аукционе;

02.10.2015 Заказчиком, Организатором торгов на Официальном сайте размещено извещение об отмене проведения Аукциона.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, Организатора торгов принявших необоснованное решение об отмене проведения Аукциона.

В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией ФАС России перенесено рассмотрение жалобы с 20.10.2015 на 21.10.2015.

Рассмотрев представленные на заседание Комиссии ФАС России материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 15.5.3 Положения о закупках, отказ от проведения аукциона осуществляется в случаях, указанных в пункте 14.5.6, в сроки согласно пункту 14.5.5, в порядке, указанном в пункте 14.5.5.1.

Согласно пункту 14.5.5 Положения о закупках, Организатор конкурса по решению заказчика в случаях, указанных в пункте 14.5.6, отказывается от его проведения в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, при этом такой срок не может быть установлен позднее 5 дней до дня окончания подачи заявок. Если такой срок в извещении о проведении конкурса не указан — не позднее 30 дней (20 дней — для заказчиков 1 группы) до дня окончания срока подачи заявок.

Пунктом 21 Извещения установлено, что:

«Отказ организатора аукциона от проведения аукциона по решению заказчика, не позднее пяти дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, в указанных ниже случаях не приводит к каким-либо последствиям для организатора аукциона:

изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке;

изменения потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика;

при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки.

Извещение об отказе от проведения аукциона или любого лота аукциона, содержащее обоснование такого отказа, подписывается руководителем заказчика и размещается организатором аукциона в течение того же рабочего дня (а если извещение об отказе от проведения аукциона получено организатором после 18 часов по месту нахождения организатора аукциона— в течение следующего рабочего дня) в порядке, установленном для размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации».

Согласно Извещению, Документации дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.08.2015 в 12:00.

02.10.2015 Заказчиком, Организатором торгов на Официальном сайте размещено извещение об отмене проведения Аукциона.

Согласно письму Заказчика от 02.10.2015 № 041-98.5/17588 (далее - Письмо), Аукцион отменен в связи с вступлением 01.09.2015 в законную силу Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (в редакции от 13.07.2015), и в связи с несоответствием проекта договора, представленного в составе аукционной документации (часть 3) новым требованиям, указанного нормативного акта, в целях обеспечения надлежащего исполнения требований федерального законодательства принятого решения об отказе от проведения Аукциона.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанное в Письме основание для отмены проведения Аукциона, не предусмотрено Извещением, Законом о закупках, Положением о закупках и документацией об Аукционе, а также не является препятствием для проведения Аукциона, следовательно не может являться основанием для одностороннего отказа Заказчика от заключения и исполнения договора.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что принятие решения Заказчиком и Организатором торгов об отмене проведения Аукциона по основаниям не предусмотренным Законом о закупках, Положением о закупках, Извещением, документацией об Аукционе, противоречит пункту 15.5.3 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в адрес Заявителя от Заказчика поступило письмо-запрос от 29.09.2015 № 304/4790 о подтверждении готовности обеспечения доступа представителей Заказчика, Организатора торгов, ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» на территорию Заявителя для проведения оценочного аудита производства Заявителя.

Представители Заказчика, Организатора торгов пояснили, что целью аудита является оценка потенциальной возможности Заявителя изготовления и поставки продукции, соответствующей требованиям документации об Аукционе.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что пунктом 15.12.1 Положения о закупках указанно, что отстранение участника аукциона осуществляется в случаях и в порядке, указанных в подразделе 14.14.

Подпунктом «а» пункта 14.14.1 Положения о закупках установлено, что:

«В любой момент вплоть до подписания договора конкурсная комиссия должна отстранить участника конкурса, в том числе допущенного, в случаях:

обнаружения недостоверных сведений в заявке и (или) ее уточнениях согласно п. 14.8.4. При этом проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в конкурсе, осуществляется при возникновении сомнений в их достоверности и наличии возможности проведения такой проверки доступными способами, в том числе включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке».

Пунктом 14.8.4 Положения о закупках установлено, что:

«В ходе рассмотрения заявок конкурсная комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в конкурсе, на основании которого организатор конкурса направляет уточняющие запросы».

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Положением о закупках, документацией об Аукционе не предусмотрена возможность проведения выездного оценочного аудита предприятий участников закупки, кроме того не предусмотрен порядок проведения указанного аудита.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что принятие решения Заказчиком и Организатором торгов о проведении оценочного аудита производства ООО «Крафт» с обеспечением доступа представителей Заказчика, Организатора торгов, ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» на территорию ООО «Крафт», противоречит пункту 15.12.1 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать жалобу ОАО «СМК» от 12.10.2015 № 343 на действия заказчика АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», организатора торгов АО «АТОМКОМПЛЕКТ» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение № 31502449065) обоснованной.

      • Признать АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», АО «АТОМКОМПЛЕКТ» нарушившими часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов от 21.10.2015 по делу № 223ФЗ-306/15, по данному делу предписание не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны