Решение №17/62139/15 Решение и предписание по делу в отношении ОАО «БПО «Сибприбо... от 6 ноября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-321/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Строительное управление - 105» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

02.11.2015 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>
(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей: ОАО «БПО «Сибприбормаш»: <...> – доверенность от 15.09.2015 № 66, <...> – доверенность от 15.09.2015 № 68. Представители ООО «Строительное управление - 105» на заседание Комиссии ФАС не явились, уведомлены надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Строительное управление - 105» б/д № б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «БПО «Сибприбормаш» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ: «Реализация комплекса мероприятий по реконструкции промышленных мощностей ОАО «БПО «Сибприбормаш»,
г. Бийск, Алтайский край» (извещение № 31502687744) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Строительное управление - 105» (далее – Заявитель) (вх. от 22.10.2015 № 118023-ЭП/15) на действия заказчика ОАО «БПО Сибприбормаш» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса строительно-монтажных работ: «Реализация комплекса мероприятий по реконструкции промышленных мощностей ОАО «БПО «Сибприбормаш», г. Бийск, Алтайский край» (извещение 31502687744) (далее – Конкурс). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупочной деятельности ОАО «БПО «Сибприбормаш», утвержденным решением совета директоров ОАО «БПО «Сибприбормаш» (протокол
от 18.03.2014 № 15) (далее – Положение о закупке). В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. 21.08.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация). Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно: - Заказчиком в Документации установлены противоречившие друг другу положения о наличии опыта аналогичных работ: подпункт 2 пункта
2.1 Документации противоречит подпункту 2 пункта 12.2 Документации в части установленной цены выполненных аналогичных работ, подпункт 2 «и» пункта 6.5 Документации и подпункт «б» пункта 6.7 противоречит подпункту 17 пункта 2.2 Документации в части установленных видов работ, аналогичных работам по предмету Конкурса - Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен критерий оценки «Качество работ, услуг и квалификация Участника закупки» и порядок оценки по указанному критерию. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. 1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В подпункте 2 пункта 2.1 Документации установлены квалификационные требования к участникам открытого конкурса о наличии, в том числе у участника открытого конкурса опыта выполнения за последние пять лет аналогичных работ в размере не менее 70 % начальной (максимальной) цены работ по предмету конкурса, подтвержденного копиями договоров и актами выполненных работ. Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте начальная (максимальная) цена договора, заключаемого по результатам проведения Конкурса, составляет 1 031 567 359,00 рублей. При этом 70 % начальной (максимальной) цены работ по предмету конкурса составляет ≈ 722 097 151 рублей. Вместе с тем подпунктом 2 пункта 12.2 установлен критерий оценки «Качество работ, услуг и квалификация Участника закупки», где наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса присваивается в соответствии со следующей шкалой: более 490 млн. руб. - 30 баллов; от 450 до 490 млн. руб. - 15 баллов; от 404 млн. руб. до 420 млн. руб. - 5 баллов. Таким образом, подпункт 2 пункта 2.1 Документации о наличии опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом Конкурса противоречит подпункту 2 пункта 12.2 Документации, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках. Подпунктом 17 пункта 2.2 Документации установлены виды работ, аналогичных работам по предмету Конкурса, а именно «...строительно-монтажных работ в части: инженерных сетей и сооружений, ограждения периметра, монтажа оборудования котельной и трансформаторной подстанции, благоустройства». Вместе с тем подпунктом 2 «и» пункта 6.5 Документации и подпункто «б» пункта 6.7 Документации установлены следующие виды работ, аналогичных работам по предмету Конкурса: «...строительно-монтажных работ в части: инженерных сетей и сооружений, сетей связи и сигнализации, монтажа оборудования, благоустройства». Таким образом, подпункт 2 «и» пункта 6.5 Документации и подпункт «б» пункта 6.7 противоречит подпункту 17 пункта 2.2 Документации в части установленных видов работ, аналогичных работам по предмету Конкурса, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках. 2. В соответствии с подпунктом 2 «и» пункта 6.5 Документации, документами подтверждающими соответствие Участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в Конкурсе являются, в том числе копии актов выполненных работ, аналогичных предмету Конкурса за последние 5 лет. Вместе с тем, согласно подпункту «б» пункта 6.7 Документации к заявке на участие в Конкурсе должны быть прикреплены документы, характеризующие качество работ и подтверждающие квалификацию Участника закупки в соответствии с критериями оценки и сопоставления заявок, в том числе заверенные подписью руководителя и печатью организации копии документов (актов приема работ, указывающих на выполненные работы за прошедший период), подтверждающих наличие опыта выполнения аналогичных работ за 2009-2014 годы. На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с разъяснениями от 15.10.2015 № 359/35, размещенными на официальном сайте 16.10.2015: «...участник представляет сведения об опыте выполнения работ путем выбора любых пяти лет из указанного периода времени, то есть любые пять лет из периода 2009-2014гг.». Кроме того, представление договоров, подтверждающих выполнения работ аналогичных предмету Конкурса за 2015 год не предоставляется возможным, в связи с тем, что финансовый 2015 год не истек. Вместе с тем, документального подтверждения наличия указанного противоречия на заседание Комиссии ФАС Заявителем не предоставлено. Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения. 3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки. В подпункте 2 пункта 2.1 Документации установлены квалификационные требования к участникам открытого конкурса о наличии, в том числе у участника открытого конкурса опыта выполнения за последние пять лет аналогичных работ в размере не менее 70 % начальной (максимальной) цены работ по предмету конкурса, подтвержденного копиями договоров и актами выполненных работ. В подтверждение соответствия указанному требованию участник Конкурса должен предоставить в составе заявки на участие копии актов выполненных работ, аналогичных предмету открытого конкурса за последние 5 лет (подпункт 17 пункта 2.2 Документации). При этом, из Документации не представляется возможным определить выполнение каких именно аналогичных предмету договора работ необходимо представить участнику Конкурса для подтверждения наличия опыта. Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 4. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В пункте 2 статьи 18 Положения о закупке установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляются конкурсной комиссией Заказчика в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Конкурсной документацией. Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе устанавливается Заказчиком в Документации (пункт 4 статьи 18 Положения о закупке). В соответствии подпунктом 2 пункта 12.2 Документации установлен критерий оценки «Качество работ, услуг и квалификация Участника закупки» заявок на участие в Конкурсе и порядок оценки по указанному критерию: «...1)       Критерий оценки «Качество работ, услуг и квалификация Участника закупки».

Значимость критерия KC = 0,3 (30%) Единица измерения – 1 балл. Для оценки заявок по критерию «Качество работ, услуг и квалификация Участника закупки» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Оценка заявок по указанному критерию производится на основании представленного предложения (Форма 4 раздела 4 «Образцы форм и документов для заполнения Участниками закупки»), а также представленных в составе заявки на участие в открытом конкурсе документов и сведений, характеризующих качество работ (услуг) и квалификацию Участника закупки по следующим показателям:

 

№  п/п

Наименование подкритерия

(показатели качества и квалификации)

Данные участника конкурса

Максимальное количество баллов

1

Наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса

более 490 млн. руб. - 30 баллов;

от 450 до 490 млн. руб. - 15 баллов;

от 404 млн. руб. до 420 млн. руб. - 5 баллов.

30

2

Наличие трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса

более 60 человек - 30 баллов;

от 51 по 60 чел. - 15 баллов;

от 40 по 50 чел. – 5 баллов.

30

3

Наличие технологического оборудования, необходимого для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса

более 60 единиц - 30 баллов;

от 40 до 60 единиц - 15 баллов;

от 20 до 40 единиц - 5 баллов.

30

4

Наличие сертификата системы менеджмента ISO (9001:2011) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства

есть – 10 баллов

нет – 0 баллов

10

Баллы выставляются участнику Конкурса на основании представленных им документов, подтверждающих заявленные участником показатели. В случае непредставления участником Конкурса документов, подтверждающих показатели по пунктам 1-3, такому участнику присваивается ноль баллов по соответствующему показателю. Показатель «Наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса».Максимальное значение показателя составляет = 30 баллов. По данному критерию оценивается наличие опыта выполнения аналогичных работ (строительно-монтажных работ в части: инженерных сетей и сооружений, сетей связи и сигнализации, монтажу оборудования, благоустройства). Для оценки предлагается Участнику закупки представить в составе заявки пояснительную записку с указанием опыта выполнения аналогичных работ за период 2009–2014 годы. При отсутствии документов, подтверждающих тематику и качество работ, указанные сведения не будут учтены при оценке заявки на участие в Конкурсе по показателю «Наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса». Такими документами могут быть (копии актов выполненных работ и иные документы, подтверждающие данные сведения). При отсутствии документов, подтверждающих тематику и качество работ, указанные сведения не будут учтены при оценке заявки на участие в Конкурсе по показателю «Наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса». Вместе с тем, учитывая что из Документации не представляется возможным определить наличие опыта выполнения каких аналогичных предмету договора работ необходимо подтвердить участнику Конкурса, критерий оценки «Качество работ, услуг и квалификация Участника закупки» установлен Заказчиком ненадлежащим образом. Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что любому Участнику закупки, имеющему опыт выполнения работ в размере 70% и более от начальной цены, будут начислены максимальные баллы, то есть опыт работы будет оцениваться по шкале «более 490 млн. руб.». Учитывая изложенное, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком надлежащим образом в Документации не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 5. В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Исходя из требований пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа выдает обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов. По результатам рассмотрения жалобы СПП ОАО «СтройГАЗ» (далее – Заявитель) (вх. от 11.09.2015 № 97212-ЭП/15) на действия заказчика ОАО «БПО Сибприбормаш» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса строительно-монтажных работ: «Реализация комплекса мероприятий по реконструкции промышленных мощностей ОАО «БПО «Сибприбормаш», г. Бийск, Алтайский край» (извещение 31502687744) (далее — Жалоба) Комиссией ФАС России принято Решение от 17.09.2015 № 223ФЗ-258/15: 1. признать Жалобу необоснованной; 2. признать в действиях ОАО «БПО Сибприбормаш» нарушение части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках; передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.09.2015 № 223ФЗ-258/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении; 3. выдать предписание, направленное на устранение выявленных нарушений (далее - Решение №223ФЗ-258/15; Предписание №223ФЗ-258/15). В соответствии с пунктом 2 Предписания № 223ФЗ-258/15, принятого по результатам рассмотрения Жалобы Заказчику надлежало внести в документацию о проведении Конкурса изменения в порядке, установленном Положением о закупке, с учетом решения от 17.09.2015 № 223ФЗ-258/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы СПП ОАО «СтройГАЗ» б/н б/д (вх. от 11.09.2015 № 97212-ЭП/15) при проведении Конкурса. Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заказчиком не внесены изменения в Документацию с учетом выявленного нарушения об объединении Заказчиком Документации в один лот работ, технологически и функционально не связанных между собой. Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в неисполнении Предписания № 223ФЗ-258/15, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 6. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1 статьи 3 Положения о закупке. Согласно пункту 1.3 Документации предметом Конкурса является:
«…выполнение комплекса строительно-монтажных работ, поставка и монтаж оборудования, пусконаладочные работы и техническому содействию в получении акта приемки законченным строительством объекта «Реализация комплекса мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО «БПО «Сибприбормаш» в объемах, предусмотренных прошедшей государственную экспертизу проектной документации, пояснительной запиской к проектной документации, рабочей документацией, техническим заданием…». Согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии с требованиями Документации победителю Конкурса необходимо выполнить комплекс строительно-монтажных работ, пусконаладочные работы, поставить оборудование, а также выполнить комплекс мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО «БПО «Сибприбормаш». Таким образом, Заказчик объединил в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Строительное управление - 105»
(вх. от 22.10.2015 № 118023-ЭП/15) на действия заказчика ОАО «БПО Сибприбормаш» при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса строительно-монтажных работ: «Реализация комплекса мероприятий по реконструкции промышленных мощностей ОАО «БПО «Сибприбормаш»,
г. Бийск, Алтайский край» (извещение 31502687744) обоснованной в части. 2. Признать в действиях ОАО «БПО Сибприбормаш» нарушение части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках. 3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 02.11.2015 № 223ФЗ-321/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 4. Выдать предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-321/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

02.11.2015 г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>
(далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 02.11.2015 № 223ФЗ-321/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Строительное управление - 105» б/д № б/н (вх. от 22.10.2015
№ 118023-ЭП/15) на действия заказчика ОАО «БПО Сибприбормаш»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса строительно-монтажных работ: «Реализация комплекса мероприятий по реконструкции промышленных мощностей ОАО «БПО «Сибприбормаш»,
г. Бийск, Алтайский край» (извещение 31502687744) (далее – Конкурс), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

2. Заказчику внести в документацию о проведении Конкурса изменения в порядке, установленном Положением о закупочной деятельности ОАО «БПО «Сибприбормаш», утвержденным решением совета директоров ОАО «БПО «Сибприбормаш» (протокол № 15 от 18.03.2014) (далее – Положение о закупке), с учетом решения от 02.11.2015 № 223ФЗ-321/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Строительное управление -105» б/д № б/н (вх. от 22.10.2015
№ 118023-ЭП/15) при проведении Конкурса. 3. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе с учетом требований части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 4. Заказчику разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания. 5. Заказчику продолжить проведение Конкурса в порядке, установленном Положением о закупке, документацией о данной закупочной процедуре с учетом внесенных во исполнение пункта 2 настоящего предписания изменений. 6. Заказчику в срок до 20.11.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны