Решение №17/63462/17 Решение № 223ФЗ-868/17 от 11 сентября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-868/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭкоГидроСервис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

06.09.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «ЭкоГидроСервис» от 16.08.2017 № 01-026/03 на действия (бездействие) заказчика ПАО «НК «Роснефть» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР по объектам: Реконструкция А/доp. Усть-Хар. - п. Пионерный 14.8км (мост через ручей ПК-1020+50); Реконструкция А/дор. Усть-Хар. - п. Пионерный 61,5 км (мост через ручей ПК-593+90); Реконструкция автодороги Усть-Харампур - п. Пионерный 61.5 км (моста через реку Харампур ПК 729+60); Реконструкция автодороги.Обустройство Тар. м/р 16,61 км (мост через ручей на ПК- 53+00); Мост через р. Якиеган на ПК 168+96 автомобильной дороги Тарасовское м/р-Харампурское м/р; Реконструкция автодороги Усть-Харампур - п. Пионерный 61.5 км (моста через реку Сихарей-Яха ПК 86+50) (извещение № 31705425001), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЭкоГидроСервис» (далее — Заявитель) от 16.08.2017 № 01-026/03 на действия (бездействие) заказчика ПАО «НК «Роснефть» (далее—Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР по объектам: Реконструкция А/доp. Усть-Хар. - п. Пионерный 14.8км (мост через ручей ПК-1020+50); Реконструкция А/дор. Усть-Хар. - п. Пионерный 61,5 км (мост через ручей ПК-593+90); Реконструкция автодороги Усть-Харампур - п. Пионерный 61.5 км (моста через реку Харампур ПК 729+60); Реконструкция автодороги.Обустройство Тар. м/р 16,61 км (мост через ручей на ПК- 53+00); Мост через р. Якиеган на ПК 168+96 автомобильной дороги Тарасовское м/р-Харампурское м/р; Реконструкция автодороги Усть - Харампур - п. Пионерный 61.5 км (моста через реку Сихарей-Яха ПК 86+50) (извещение № 31705425001) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса предложений регламентировалась Положением компании о закупках товаров, работ, услуг № П2-08 Р-0019, утвержденным Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» от 26.05.2015 № 230 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.08.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком размещена проектно-сметная документация (далее - ПСД) не в полном объеме.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком не в полном объеме размещена ПСД, поскольку ПСД не содержит декларации безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно расчету начальной (максимальной) цены договора  в составе Документации стоимость договора включает  проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса   Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие в Документации требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанный в ПСД мост не относится к сооружениям инженерной защиты от негативного воздействия вод, в связи с чем декларация о безопасности гидротехнического сооружения не требуется. Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что Государственная экспертиза ПСД получена, при этом ПСД размещена в ЕИС в полном объеме.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрении Жалобы Заявителя в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 3.2.2 Положения о закупке.

Пунктом 3.2.2 Блока 2 Документации предусмотрены квалификационные требования к участникам закупки, в том числе требование о наличии опыта по выполнению работ на объектах, расположенных в сложных климатических регионах (болота) не менее 1 объекта за последние 5 лет.

В целях подтверждения соответствия вышеуказанному требованию участник закупки должен представить справку об опыте работы по соответствующей форме за подписью руководителя подрядной организации  (форма 3 к Документации).

Вместе с тем, установление указанного требования к участникам закупки на момент подачи заявки ограничивает количество участников закупки, поскольку ограничивает возможность участия в закупке организаций, не имеющих опыта выполнения работ в болотах, при этом обладающих опытом выполнения работ на иных объектах, расположенных в сложных климатических регионах.        

2.2 В соответствии с пунктом 3.2.2 Блока 2 Документации участник закупки при подготовке квалификационной части заявки дополнительно должен представить, в том числе  информацию о собственниках (акционерах) организации участника закупки с указанием всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме 2 (Блок 4 «Образцы форм документов»).

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Кроме того, пунктом 16.7 Проекта договора Документации, также предусмотрено представление цепочки собственников.

2.3 Согласно пункту 3.2.2 Блока 3 Документации участник Запроса предложений должен обладать материально-производственными ресурсами для исполнения обязательств по договору в количестве 30 единиц, в том числе автобетононасос, автогрейдер, бурилная машина и тд.

Для подтверждения вышеуказанному требованию участнику закупки необходимо представить список с указанием/отметкой планируемых ресурсов взятых на субподряд (форма 4 настоящей документации).

Кроме того, установлено требование о наличии и достаточности свободных людских ресурсов для выполнения работ по предмету закупки, не задействованных на период строительства объекта по предмету закупки на других объектах строительства (наличие сотрудников, не задействованных на период исполнения контракта на других объектах строительства) не менее 62 человека, в том числе механизаторы, стропальщики и тд.

Для подтверждения соответствия вышеуказанному требованию, участнику Запроса предложений необходимо представить актуальную справку из налогового органа по среднесписочному составу, а также список в соответствии с требованием Документации, с указанием/отметкой планируемого персонала, взятого на субподряд по форме, приведенной в соответствующем подразделе Документации.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного в Документации материально-производственных и трудовых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие материально-производственные и трудовые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а напротив налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.

    • Пункт 3.2.3 Блока 2 Документации содержит, в том числе, требование к субподрядчикам, а именно требование о наличии опыта выполнения аналогичных договоров. При этом под аналогичным договором понимается договор, предметом которого являются виды работ, выполняемые субподрядчиком. Для подтверждения вышеуказанному требованию необходимо представить сведения об опыте выполнения аналогичных договоров (форма 3, Документации).

Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона о закупках, Заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Кроме того, привлечение субподрядчиков предполагается в процессе исполнения договора, а представление вышеперечисленных документов напрямую зависит от воли третьих лиц.

    • Пунктом 3.2.2 Блока 2 Документации установлено требование к участникам закупки об отсутствии в течение последних 2 (двух) лет случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом Группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев  расторжения ПАО «НК «Роснефть» или Обществами Группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями его условий.

Вместе с тем, указанное требование не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющие судебные разбирательства с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО «РЖД» ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), может быть допущен к участию в закупке, в то время как участник, имеющий судебные споры с Заказчиком, подлежит отклонению.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования к участнику Запроса предложений ограничивает количество участников Запроса предложений, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

    • Пунктом 3.2. Блока 2 Документации установлено квалификационное требование к участникам Запроса предложений о наличии финансовых ресурсов, а именно требование к среднегодовому обороту подрядной организации по СМР за последние 3 года (2014, 2015, 2016) — не менее 157 млн. рублей.

Для подтверждения соответствия указанному требованию участнику Запроса предложений необходимо представить справку форме 07 100001.

Вместе с тем, требование о подтверждении наличия финансовых ресурсов в размере не менее 157 млн. рублей является неправомерным и ограничивает количество участников закупки, поскольку участнику закупки обладающему финансовыми ресурсами в размере 156 млн. рублей будет отказано в допуске на участие в закупке, при этом Заказчиком не подтверждена невозможность исполнения таким участником надлежащим образом обязательств по договору.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам закупки в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пункта 3.2.4 Положения о закупке.

Блок 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации к участникам Запроса предложений устанавливает обязательные требования к участника Запроса предложений.

3.1 Пунктом 1 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации Документации установлено требование:

«Поставщик/ Участник закупки:

- должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (для резидентов Российской Федерации)

или

- должен быть зарегистрирован в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с законодательством государства и законодательством Российской Федерации (для нерезидентов Российской Федерации)».

Перечень документов, для подтверждения соответствия указанному требования установлен в пункте 3.1 Блока 8  Документации, согласно которому, участнику необходимо в том числе представить следующие документы:

« для резидентов:

- Сведения о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров, по установленной форме (для организаций с формой собственности «акционерное общество» (публичное или непубличное; ЗАО, ПАО, АО, если организация не внесла соответствующие изменения в Устав общества) необходимо дополнительно приложить заверенную печатью организации (при наличии) и подписью руководителя копию реестра акционеров (владеющих не менее чем 5% акций) от даты не позднее 1 (одного) месяца с момента подачи документов);

Оригинал или заверенная печатью организации (при наличии) и подписью руководителя Поставщика/ Участника закупки копия Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов или копия Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (по формам, установленным законодательством РФ). Дата выдачи справки не более 1 (одного) месяца от даты подачи документов;

Для нерезидентов:

Сведения о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров по установленной форме».

Кроме того, согласно пункту 3 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации предусмотрено, что участник должен представить  (раскрыть) полную цепочку собственников, включая конечных бенефициаров.

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

 3.2 Согласно пункту 10 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» установлено, что поставщик/Участник закупки – физическое лицо или руководитель, член коллегиального исполнительного органа, собственник юридического лица –  Поставщика/Участника закупки не должен являться руководителем, членом коллегиального органа собственником организации-должника, имеющей перед ПАО «НК «Роснефть» и/или  Обществом Группы не погашенную задолженность свыше 3 календарных месяцев до момента проведения проверки (при наличии вступившего в законную силу судебного решения о признании обязанности Поставщика/Участника закупки по уплате такой задолженности).

Вместе с тем, указанное требование не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий непогашенные задолженности с иным хозяйствующим субъектом (например, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), может быть допущен к участию в закупке, в то время как участник, имеющий непогашенные задолженности с Заказчиком, подлежит отклонению.

Также, указанное требование не может быть применено в равной степени к разным участникам, так как указанная величина налоговой задолженности может быть как значимой или напротив ничтожной по отношению к годовому денежному обороту соответствующего участника.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования для прохождения аккредитации к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников закупки, поскольку несоответствие указанному требованию, не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

3.3 Пунктом 11 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено требование об отсутствии в деятельности поставщика/Участника закупки нарушений требований законодательства Российской Федерации, а также применимого законодательства любой страны, где Компания ведет или планирует вести деятельность в сфере противодействия коррупционной деятельности и мошенничеству, в том числе, в деятельности поставщика должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий, поставщик не должен быть включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремисткой деятельности или терроризму. У Участника закупки должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий.

Вместе с тем, ни Документация, ни Положение о закупке не определяют, что относится к признакам корпоративного мошенничества и коррупционных действий и каким образом служба безопасности Заказчика устанавливает данные признаки. Кроме того, уполномоченным на то органом, в соответствии законодательством Российской Федерации, является исключительно правоохранительные орган.

3.4 Пункт 12 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации предусматривает такое требование к участнику, как проверка такого участника в рамках проявления должной осмотрительности и осторожности в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы.

Пункт 12  Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации предусматривает 20 подпунктов,  совокупность которых дает основание Заказчику отказать участнику Запроса предложений в аккредитации, а как следствие отказать в участие в закупке, либо допустить к участию в Запросе предложений.

Согласно пункту 12 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации основанием для признания участника несоответствующим является то основание, что организация (резидент Российской Федерации, а также резидент государства – участника Содружества Независимых Государств (СНГ) набрала 5 и более баллов; организация (нерезидент Российской Федерации за исключением нерезидентов Российской Федерации, являющихся резидентами государств – участников СНГ) набрала 4 и более баллов.

При этом в Документации в пункте 12.2 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что если имеется факт совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера Поставщика/ Участника, ставится «1» балл, нет факта совмещения должностей — «0».

Вместе с тем, сам факт совмещения должностей не может являться основанием признания участника недобросовестным и для ограничения участников Закупки.

Кроме того, в пункте 12.2 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что у участника Закупки должен отсутствовать непродолжительный срок существования (не менее 2-х лет с момента регистрации организации Поставщика/ Участника закупки) (считаются 24 календарных месяца до момента осуществления проверки). 

Вместе с тем, образование хозяйствующего субъекта и регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя менее чем за 2 года до момента осуществления проверки не свидетельствует о его неблагонадежности.

Кроме того, в рамках осуществления закупки Заказчик вправе в качестве критерия оценки для определения лучшего, установить критерий «Опыт», который позволит выявить победителем закупки участника в наибольшей мере соответствующего предмету закупки.

В пункте 12.5 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлены критерии оценки по основанию незначительная численность (среднесписочная численность работников за предшествующий проверке календарный год менее 10 человек или отсутствует кадровый состав), а именно: «численность персонала 5 и менее человек или отсутствие кадрового состава — «2», численность персонала от 6 до 10 человек — «1», численность персонала более 10 человек — «0».

Вместе с тем, наличие в штате организации определенного количество персонала не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств в рамках договора, кроме того, при выполнении услуг поставки в рамках исполнения договора, исполнитель вправе привлечь для надлежащего исполнения работ соответствующий квалифицированный персонал.

В пунктах 12.6, 12.7 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации Заказчиком дается оценка прибыли в отчетном и предыдущем отчетных периодах организации: «убыток и/или финансовый результат равен «0» - «1», отсутствие убытка и/или финансовый результат более «0»  - «0».

Вместе с тем, отсутствие прибыли или убыток в отчетном или в двух отчетных периодах, а также наличие прибыли не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств в рамках договора и не может влиять на допуск участника Запроса предложений в закупочной процедуре.

Пунктом 12.8 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что у поставщика/участника закупки должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Информация о поставщике не должна содержаться в информационной базе, «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов (более 1000 рублей) и/или не представляющих налоговую отчетность более года»

Указанное требование о задолженности в размере 1000 рублей по налогам, сборам и пени не может быть применено в равной степени к разным участникам, так как указанная величина налоговой задолженности может быть как значимой или напротив ничтожной по отношению к годовому денежному обороту соответствующего участника.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования для прохождения аккредитации к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников закупки, поскольку несоответствие указанному требованию, не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Пунктом 12.9 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что страна регистрации Поставщика/ Участника закупки не должна входить в список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и представление информации при проведении финансовых операций.

Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлен запрет на участие в закупках лиц не зарегистрированных на территории Российской Федерации, на особых территориях, называемых офшорными зонами.

Таким образом, участие в закупке офшорных компаний не противоречит требованиям Закона о закупках.

Вместе с тем, установление указанного требования в качестве обязательного требования для прохождения аккредитации к участникам Запроса предложений, не свидетельствует о его неблагонадежности и не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Согласно пункту 12.11 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено обязательное требования к участникам закупку  для прохождения аккредитации о предоставлении документов, подтверждающих фактическое местонахождение Поставщика/ Участника закупки. Вместе с тем, при отсутствие в анкете информация о фактическом месте нахождении Поставщика/ Участника закупки, при использовании абонентского ящика, а также когда фактический адрес является адресом массовой регистрации, при этом  нет подтверждающих документов аренды или собственности участник закупки получает 1 балл, если имеется в анкете информация о фактическом месте нахождении Поставщика/ Участника закупки — 0.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 заказчики при выборе контрагента вправе проверять в том чисел отсутствие информации о фактическом месте  нахождения контрагента.

Вместе с тем, отсутствие в анкете участника Запроса предложений информации о фактическом месте нахождении поставщика/ участника закупки, использование абонентского ящика, а также в случае если фактический адрес является адресом массовой регистрации, при этом  нет подтверждающих документов аренды или собственности, не свидетельствует о его неблагонадежности и не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки, кроме того, установление в Документации указанных требований для прохождения аккредитации ограничивает количество возможных участников закупки, поскольку возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений (действий) третьих лиц (арендодателя).

Кроме того, данное требование фактически дублирует требование о массовой регистрации юридического лица (пункт 12.3  Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации) и добавляет баллы юридическому лицу, которое имеет адрес массовой регистрации юридических лиц, что может привести к не прохождению аккредитации, а как следствие, отклонению заявки на участие в Запросе предложений.

Кроме того, в пунктах 12.13, 12.14 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлены требования об отсутствии исполнительных производств в отношении  поставщика/ участника, а также непогашенной задолженности.

Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательного минимального требования для аккредитации участников Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений.

Согласно пункту 12.15 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что в случае, если  Поставщик/ Участник закупки не сдает финансовую отчетность в органы государственной статистики (сдал менее одного раза за последние 24 календарных месяца до момента осуществления проверки) — «1», сдает финансовую отчетность в органы государственной статистики (сдал один и более раз за последние 24 календарных месяца до момента осуществления проверки) — «0».

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2012 № АС-4-2/17710, в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки. В этой связи сведения налогового органа о представлении вашим контрагентом налоговой декларации, в том числе не "нулевой", не являются подтверждением его благонадежности.

Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательного минимального требования для аккредитации участников Запроса предложений не свидетельствует о его неблагонадежности и не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований для прохождения аккредитации к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • В соответствии с абзацем «и» пункта 10.5.1 Положения о закупке в Документации должны быть указаны, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Блока 3 Документации участник закупки при подготовке квалификационной части заявки дополнительно должен представить, в том числе  информацию о собственниках (акционерах) организации участника закупки с указанием всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме 2 (Блок 4 «Образцы форм документов»).

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Кроме того, Проектом договора Документации также предусмотрено представление цепочки собственников  по форме предусмотренной Приложением 8 Проекта договора.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

  • Признать жалобу ООО «ЭкоГидроСервис» от 16.08.2017 № 01-026/03 на действия (бездействие) заказчика ПАО «НК «Роснефть» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР по объектам: Реконструкция А/доp. Усть-Хар. - п. Пионерный 14.8км (мост через ручей ПК-1020+50); Реконструкция А/дор. Усть-Хар. - п. Пионерный 61,5 км (мост через ручей ПК-593+90); Реконструкция автодороги Усть-Харампур - п. Пионерный 61.5 км (моста через реку Харампур ПК 729+60); Реконструкция автодороги.Обустройство Тар. м/р 16,61 км (мост через ручей на ПК- 53+00); Мост через р. Якиеган на ПК 168+96 автомобильной дороги Тарасовское м/р-Харампурское м/р; Реконструкция автодороги Усть-Харампур - п. Пионерный 61.5 км (моста через реку Сихарей-Яха ПК 86+50) (лот 66366) (извещение № 31705425001) необоснованной.

  • Признать в действиях заказчика ПАО «НК «Роснефть» нарушения части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны