Решение №17/65782/18 Решение № 223ФЗ-593/18 по жалобе ООО "Торговый дом СТМ" от 20 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-593/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Торговый дом СТМ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
15.08.2018 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии – <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом СТМ» от 07.08.2018 № СТМ-0271/М на действия (бездействие) заказчика АО «Центральная ППК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропоездов для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение № 31806678451), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом СТМ» (далее - Заявитель) от 07.08.2018 № СТМ-0271/М (вх. от 07.08.2018 № 128207/18) на действия (бездействие) заказчика АО «Центральная ППК» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропоездов для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение № 31806678451) (далее — Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Центральная ППК», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Центральная ППК» от 25.10.2016 (далее – Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.06.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).
Согласно информации, размещенной в ЕИС:
Дата окончания подачи заявок: 30.08.2018;
Дата рассмотрения заявок: 31.08.2018;
Дата подведения итогов: 31.08.2018;
Начальная максимальная цена договора: 10 733 890 650 рублей.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
-
-
-
Заказчиком в Документации неправомерно установлены избыточные требования к техническим характеристикам продукции, которые в совокупности указывают на продукцию единственного производителя;
-
Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение о согласовании с Заказчиком внешнего вида вагонов.
-
-
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 13.08.2018 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлены перерывы до 15.08.2018.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
-
-
-
Заказчиком в Документации неправомерно установлены избыточные требования к техническим характеристикам продукции, которые в совокупности указывают на продукцию единственного производителя, а именно:
-
-
-
требования к населенности;
-
требование к размещению тяговых электродвигателей;
-
требование к объему баков водоснабжения;
-
требования к системе информирования пассажиров с использованием LCD мониторов, мощности серверов, розеткам, а также системе подсчета пассажиров.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемого товара.
В соответствии с пунктом 3.3 Документации требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика установлены в Приложении № 1 к Документации (далее — Техническое задание).
Согласно Техническому заданию установлены, в том числе следующие характеристики подвижного состава:
-
Расчетная населенность (при плотности стоящих пассажиров 3 чел/м²), чел., не менее - 1100;
-
Максимальная населенность (при плотности стоящих пассажиров 7 чел/м²), чел., не менее - 2050;
-
Тип тяговых двигателей:
Г |
М |
Н |
- |
асинхронный |
- |
-
Объем бака водоснабжение, л, не менее — 300;
-
Информационные табло салона должны быть выполнены с использованием LCD мониторов;
-
Сервер управления сетью с характеристиками не менее чем Intel Core i7, 8GB RAM, 256GB SSD в головном вагоне;
-
Салон электропоезда должен быть оборудован USB розетками (не менее 16 шт. на вагон, ток заряда не менее 2 А, расположенными вблизи от столиков межкресельной зоны) и розетками 220В (не менее 4 шт. на вагон, номиналом не менее 10 А);
-
Вагоны электропоездов должны быть оснащены автоматической системой подсчета пассажиров, интегрированной в систему управления поездом верхнего уровня, для предоставления в диспетчерский центр Заказчика данных о количестве вошедших, вышедших и перевезенных пассажиров с учетом постанционного местоположения электропоезда; Точность подсчета не менее 95%.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что вышеуказанные технические требования к подвижному составу являются избыточными, не влияют на надежность и безопасность пассажирских перевозок, а также влекут значительные затраты для производителя ООО «Уральские локомотивы» для целей приведения существующей продукции в соответствие требованиям Технического задания.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и сообщил, что вышеуказанные технические требования к подвижному составу установлены в соответствии с потребностями Заказчика и необходимостью увеличения качества оказываемых Заказчиком услуг, а именно:
-
Требования к населенности вагонов установлены в связи с повышенным пассажиропотоком на Московском транспортном узле;
-
Требования к объему бака водоснабжения установлены в связи недостаточностью существующих баков водоснабжения;
-
Требования к системе информирования пассажиров с использованием LCD мониторов, мощности серверов, розеткам, а также системе подсчета пассажиров обусловлены необходимостью повышения комфорта пассажиров.
Также представитель Заказчика сообщил, что в Техническом задании установлены требования к типу двигателя, при этом требования к месту установки тяговых двигателей Заказчиком не установлены.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности вышеуказанных требований Технического задания.
Учитывая изложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
-
-
-
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение о согласовании с Заказчиком внешнего вида вагонов, а именно требования к внешнему окрасу поезда, что, по мнению Заявителя, влечет непредусмотренное увеличение стоимости продукции.
-
-
Пунктом 1.2 Технического задания установлено: «Схема внешнего окраса поезда согласовывается с заказчиком».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное положение Технического задания установлено в связи с необходимостью соответствия закупаемой продукции единому стилю поездов Заказчика.
Аналогичное положение установлено в приложении № 1 к проекту договора Документации.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Торговый дом СТМ» (ИНН: 6685034633, ОГРН: 1136685010736) от 07.08.2018 № СТМ-0271/М на действия (бездействие) заказчика АО «Центральная ППК» (ИНН 7705705370; ОГРН 1057749440781) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропоездов для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение № 31806678451) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.