Решение №17/6632/16 Решение и предписание по жалобе ООО «Дата групп» от 5 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-32/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Дата групп»на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

02.02.2016                                                                                                          Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк России» <...> – доверенность от 10.06.2015 № 280-Д, <...> – доверенность от 14.02.2015 № 108-Д,

представители ООО «Дата групп» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Дата групп» от 21.01.2016 № 1 (вх. от 22.01.2016 № 7650-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении открытого конкурса по выбору организации на выполнение комплекса работ / услуг по обслуживанию устройств самообслуживания (далее - УС) ПАО Сбербанк (банкоматы (без приема наличных, с приемом наличных), информационно-платежные терминалы (далее - ИПТ)) (извещение № 31502730907) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Дата групп» (далее – Заявитель) от 21.01.2016 № 1 (вх. от 22.01.2016 № 7650-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса по выбору организации на выполнение комплекса работ / услуг по обслуживанию устройств самообслуживания (далее - УС) ПАО Сбербанк (банкоматы (без приема наличных, с приемом наличных), информационно-платежные терминалы (далее - ИПТ)) (извещение № 31502730907) (далее – Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России», утвержденным Постановлением Правления Банка от 07.11.2011 № 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 113 § 6а (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

04.09.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно в пункте 1.2 Документации указано на возможность победы одновременно двух участников Конкурса в каждом подлоте каждого лота, с пропорциональным распределением между ними объема работ, в части установления пунктами 4.1, 4.2 Документации требований, ограничивающих круг участников Конкурса, а также требований, не распространяющихся на дочерние организации Заказчика.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Согласно пункту 1.2 Документации количество победителей в каждом подлоте каждого лота – два, с пропорциональным распределением объема каждого подлота: 70% объема подлота – Участник, предложивший минимальную цену, 30% объема подлота – Участник, предложивший цену, которая является второй по минимальности значения.

Согласно пункту 11.2 Документации победителем признается Участник, который предложил лучшее конкурсное предложение согласно условиям, указанным в Приложении № 5 к Документации.

Порядком оценки и сопоставления предложений Участников (Приложение № 5 к Документации) предусмотрено, что Участник, сделавший лучшее ценовое предложение в ходе торгов в каждом подлоте каждого лота, определяется Победителем 70% объема подлота.

Участник, сделавший второе по привлекательности ценовое предложение в ходе торгов в каждом Подлоте каждого Лота, определяется Победителем 30% объема подлота.

В соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Документации) установлены требования к предмету закупки, согласно которым количество победителей в каждом подлоте каждого лота – два, с пропорциональным распределением объема каждого подлота: 70% объема подлота – Участник, предложивший минимальную цену, 30% объема подлота – Участник, предложивший цену, которая является второй по минимальности значения.

В случае снижения качества предоставляемых Исполнителем услуг или невыполнения им условий настоящего Договора в течение 2 (двух) месяцев подряд или 2 (двух) месяцев совокупно на протяжении 5 (пяти) месяцев Заказчик имеет право уменьшить долю парка УС, обслуживаемых Исполнителем вплоть до 0%. Объем сокращения доли парка, находящейся на обслуживании у Исполнителя, определяет Заказчик.

Вместе с тем Документация не содержит определение объемов обслуживания УС, подлежащих передаче Исполнителю в рамках заключенных в результате проведения Конкурса договоров.

Таким образом, Заказчиком не установлены условия распределения объема подлота выполняемых работ / услуг между участниками, предложившими минимальную цену и цену, являющуюся второй по минимальности значения, а также условия, при наступлении которых Заказчик имеет право уменьшить долю парка УС, обслуживаемых Исполнителем вплоть до 0%, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен пунктом 1.2 Положения о закупке.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.1 Документации «Общие требования к участникам запроса котировок, включая деловую репутацию» Участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, в том числе:

- наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;

- наличие необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции.

Из данных формулировок Документации не представляется возможным определить на поставку какого вида продукции участнику необходимо предоставить в составе заявки лицензию и сертификаты, а также какой профессиональной компетенцией, трудовыми, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями необходимо обладать участнику для исполнения договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией ФАС России установлено, что к участникам закупочных процедур Документацией установлены дополнительные требования.

Так, согласно пунктам 4.2.1, 4.2.5 Документации для допуска к Закупочной процедуре участник Конкурса должен соответствовать пороговым требованиям, в том числе:

- наличие собственной и/или партнерской сервисной сети на территории Российской Федерации в разрезе подлота или готовность организовать сервисную сеть в соответствии с требованиями Банка в течение 3-х месяцев с даты заключения Договора.

- наличие опыта технического обслуживания и ремонта УС с кредитными организациями (с учетом универсальной правопреемственности, подтверждённой документально) не менее 3 лет.

При этом указанные требования применяются не в равной степени ко всем участникам закупки, а именно не относятся к дочерним обществам ПАО Сбербанк.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования применяются не в равной степени ко всем участникам закупки, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке, нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Дата групп» от 21.01.2016 № 1 (вх. от 22.01.2016 № 7650-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении открытого конкурса по выбору организации на выполнение комплекса работ / услуг по обслуживанию устройств самообслуживания (далее - УС) ПАО Сбербанк (банкоматы (без приема наличных, с приемом наличных), информационно-платежные терминалы (далее - ИПТ)) (извещение № 31502730907) обоснованной в части не установления условий распределения объема выполняемых работ / услуг между исполнителями, условий, при наступлении которых Заказчик имеет право уменьшить долю парка УС, обслуживаемых Исполнителем вплоть до 0%, а также установления не равных требований к участникам Конкурса.

2. Признать ПАО «Сбербанк России» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 02.02.2016 № 223ФЗ-32/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Выдать ПАО «Сбербанк России» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранения выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-32/16

о совершении действий, направленных на устранение нарушений

порядка проведения торгов

 

02.02.2016                                                                                                          Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

на основании решения от 02.02.2016 № 223ФЗ-32/16, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Дата групп» от 21.01.2016 № 1 (вх. от 22.01.2016 № 7650-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении открытого конкурса по выбору организации на выполнение комплекса работ / услуг по обслуживанию устройств самообслуживания (далее - УС) ПАО Сбербанк (банкоматы (без приема наличных, с приемом наличных), информационно-платежные терминалы (далее - ИПТ)) (извещение № 31502730907), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

      • Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок, назначить новую дату проведения Конкурса.

      • Заказчику внести изменения в документацию
        о проведении Конкурса, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России Решением от 02.02.2016
        № 223ФЗ-32/16.

3. Заказчику разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1, 2 настоящего Предписания.

4. Заказчику в срок не позднее 01.03.2016 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде, а также по электронной почте: dstelmakh@fas.gov.ru.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны