Решение №17/67213/15 Решение и предписание по жалобе ООО «Первый Мастер» от 26 ноября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-354/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Первый Мастер» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

23.11.2015                                                                                                       Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия),

при участии представителей: АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова»: <...> – доверенность от 23.07.2015 № 1/125/2015-ДОВ, <...> – доверенность от 23.11.2015 № 041/146/2015-ДОВ,

представители ООО «Первый Мастер» на заседание Комиссии не явились, направлено заявление от 20.11.2015 о рассмотрении жалобы в отсутствии заявителя,

рассмотрев жалобу ООО «Первый Мастер» на действия (бездействие) АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку газовых конвекторов для АО «ОКБМ Африкантов» (извещение № 0432100000615000077) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Первый Мастер» (далее – Заявитель) б/д б/н (вх. от 16.11.2015 № 130737-ЭП/15) на действия (бездействие) Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку газовых конвекторов для АО «ОКБМ Африкантов» (извещение № 0432100000615000077) (далее – Аукцион).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), (далее - Извещение, Документация):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 21.10.2015;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 60 846 852,71 рубль;

3) источник финансирования - федеральный бюджет;

4) на участие в Аукционе не подано ни одной заявки от участников закупки.

Из жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя при проведении Аукциона нарушены следующими действиями Заказчика: в документации об Аукционе указаны требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которым в совокупности соответствует единственный производитель ООО «Завод Ятаган», что ограничивает количество участников закупки.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Согласно информации, представленной на заседании Комиссии, Заказчику предоставлены бюджетные инвестиции в соответствии с Договором от 26.06.2015 №01-09/149дсп/09.44 об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.

Таким образом, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком необоснованно ограничено количество участников закупки, поскольку в связи с указанием технических диапазонов газоконвекторов производителя ООО «Завод Ятаган», установленных техническим заданием, отсутствует возможность подбора аналогов других производителей.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения и сообщил, что установление соответствующих требований к техническим и функциональным характеристикам поставляемых газовых конвекторов обусловлено необходимостью соблюдения требований проектной документации, имеющей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза» от 31.03.2014 № 408-14/ГГЭ-8802/10, а также взаимодействием поставляемого оборудования с единой вентиляционной системой объекта Заказчика.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования к газовым конвекторам, ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Указанная норма закреплена Заказчиком в пункте 8.14.1 документации об Аукционе и в пункте 8.3 проекта договора.

На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации  и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Пунктом 12.1 проекта договора установлен срок действия договора: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему договору».

Указанная формулировка окончания срока действия договора не позволяет определить срок окончания действия договора, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.

В этой связи, при выборе способа обеспечения контракта (договора) в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку Заказчиком изначально не установлен срок действия договора.

Таким образом, отсутствие в проекте договора конкретной даты срока его действия является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и не позволяет определить требования к обеспечению исполнения договора, в части срока действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия договора.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Первый Мастер» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 2, 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-354/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

23.11.2015                                                                                                       Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:

<...>(далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 23.11.2015 № 223ФЗ-354/15 принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Первый Мастер» на действия (бездействие) АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку газовых конвекторов для АО «ОКБМ Африкантов» (извещение № 0432100000615000077), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику отменить протокол от 13.11.2015 № 0432100000615000077-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на право заключения договора на поставку газовых конвекторов для АО «ОКБМ Африкантов» (извещение № 0432100000615000077) (далее - Аукцион).

2. Заказчику внести в документацию об Аукционе изменения с учетом решения от 23.11.2015 № 223ФЗ-354/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Первый Мастер» на действия (бездействие) Заказчика.

3. Заказчику назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – Официальный сайт) информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.

4. Заказчику не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить на Официальном сайте информацию о совершении действий, указанных в пунктах 2, 3 настоящего предписания.

5. Заказчику в срок не позднее 07.12.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны